Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. На мой взгляд это связано с распадом союза в 1991 г., так как вся промышленность была взаимосвязана между республиками, а самое главное, с Казахстаном . И в связи с этим предприятия и организации не в состоянии оплачивать трудовые ресурсы, а вместе и с безработицей существует рынок труда.
Читая и анализируя литературу, я заметала, что нашей, своей литературы мало или ее вовсе нет. И поэтому курсовую работу я писала основываясь на российские издания.

Оглавление

В В Е Д Е Н И Е
1. РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экономика курсовая Р1.docx

— 72.27 Кб (Скачать)

Регулирование рынка рабочей  силы в целом включает следующие  основные направления:

анализ и прогнозирование  состояния рынка труда;

разработку программ занятости  населения;

профориентацию населения;

информационное обеспечение;

профессиональную подготовку незанятого населения;

трудоустройство;

социальную защиту населения. [5]

Анализ рынка труда  предполагает на основе учета свободных  рабочих мест и безработных, а  также других категорий граждан, нуждающихся в оплачиваемой работе, анализ и прогноз спроса и предложения  на рынке рабочей силы, существующей и перспективной структуры занятости  населения, уровня занятости женщин, молодежи и других групп населения, нуждающихся в социальной защите.

Разработка программ занятости  населения осуществляется на различных  уровнях управления рынком рабочей  силы. В зависимости от уровня, программы подразделяются на местные, региональные и государственные. В каждом регионе разрабатываемая программа занятости зависит от сложившейся ситуации на рынке труда, местных особенностей социально-экономического и демографического развития, реальных возможностей осуществления первоочередных задач на средне - и долгосрочную перспективу. Каждая разрабатываемая программа занятости содержит в себе такие разделы как:

прогноз на длительную перспективу  структуры занятости с учетом внедрения в производство достижений НТП, улучшения условий труда, перехода к многообразию форм собственности;

меры, стимулирующие создание новых рабочих мест в перспективных  отраслях экономики, переподготовку и  направление на эти места высвобождаемых работников;

направление на улучшение  системы воспроизводства рабочей  силы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профориентации трудоспособного населения;

меры обеспечения социальной защиты населения от безработицы  и пути организации занятости  слабо защищенных групп населения.

Для реализации программы  занятости уполномоченный орган  устанавливает связь с предприятиями  и организациями, высвобождающими  работников в связи с перестройкой производства и предъявляющими спрос  на дополнительную рабочую силу определенного  профессионально-квалификационного  состава. Все предприятия обязаны  предоставлять в уполномоченный орган по вопросам занятости сведения о наличии свободных рабочих  мест, о всех высвобождаемых, принятых и уволенных работниках.

Профориентация, подготовка и переподготовка незанятого населения  предполагает персональное консультирование, профотбор и направление в  систему профессионального образования  и переподготовки кадров граждан, обращающихся к услугам уполномоченного органа по вопросам занятости.

При трудоустройстве граждан  уполномоченный орган обеспечивает приоритетное трудоустройство определенных категорий населения, проводит поиск  свободных рабочих мест, предлагает работу населению, обращающемуся за содействием в трудоустройстве.

В области социальной защиты населения уполномоченный орган  определяет квоты (доли) рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, подготавливает предложения  в местные органы власти по налоговым  льготам предприятиям за прием на работу лиц нуждающихся в социальной защите, сверх установленных квот.

На наш взгляд, особое внимание следует уделить разрабатываемым  программам занятости населения, содержащим в себе все вышеизложенные направления  регулирования рынка рабочей  силы, т.к в целом по республике регулирование рынка труда зависит от успешного развития экономики с одной стороны и всесторонней материальной и финансовой поддержки занятости населения путем реализации специальных программ.

К таким программам относится, например, разрабатываемая каждые три  года комплексная программа по борьбе с бедностью и безработицей. Первая такая Программа была разработана  в июне 2000 года и была рассчитана сроком на 3 года, т.е. с 2000 по 2002 год. Целью данной Программы явилось сокращение масштабов бедности и снижение уровня безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам, преимущественно нетрудоспособным, а также категориям населения, которые наиболее уязвимым на рынке труда. Данная Программа была нацелена на обеспечение занятости, как минимум, одного члена каждой семьи в Казахстане и предполагала создание новых рабочих мест, стимулирующих вовлечение в трудовую деятельность незанятого населения.

Основными приоритетными задачами Программы явились такие как:

стабилизация и повышение  уровня жизни населения, на основе экономического роста, путем проведения последовательных реформ в социальной сфере;

адресная борьба с бедностью  на основе мер социальной адаптации, экономической реабилитации и социальной поддержки, прежде всего, социально  уязвимых слоев населения;

снижение уровня безработицы  до параметров, не представляющих угрозу процессам обеспечения устойчивого  социально-экономического развития страны.

К началу 2003 года реализация данной Программы уже завершилась. В 2003 году были приняты новые Программы  по борьбе с бедностью и безработицей на 2003-2005 год [6] и Программа занятости  населения Республики Казахстан  на 2005-2007 годы [7], более совершенные  с устранением недостатков предыдущих Программ и со своими целями, приоритетами и задачами.

Программа занятости населения  области на 2005-2007 годы разработана  в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года “О занятости  населения”, а также задачами обеспечения  занятости, сформулированными Стратегией “Казахстан 2030", Стратегическим планом развития области до 2010 года, утвержденным решением областного маслихата (XX сессия, II созыв) от 24 июня 2002 года № 46/20, среднесрочным планом социально-экономического развития области на 2005-2007 годы, утвержденным решением областного маслихата (VII сессия, III созыв) от 24 сентября 2004 года №54/7.

Разработка Программы  обусловлена необходимостью обеспечения  эффективной занятости населения, достижения сбалансированности рынка  труда. Программа будет способствовать приведению системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики, повышению роли работодателей в содействии занятости населения, обеспечению эффективности общественных работ, снижению безработицы.

Главными задачами Программы  являются:

осуществление активной политики на рынке труда, направленной на содействие эффективной занятости населения  области, стимулирование экономического роста предприятий и организаций  области, повышение уровня жизни  и снижение уровня безработицы;

осуществление мониторинга  и прогнозирования рынка труда, влияния экономических, демографических, миграционных, социально-психологических  и других факторов на рынок труда;

повышение качества профессионального  образования;

развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

приведение системы  подготовки кадров в соответствие с  потребностями экономики, развитие системы внутрипроизводственного  обучения;

содействие безработным  гражданам в выборе профессии  и трудоустройстве;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации молодежи и безработных граждан;

организация молодежной практики;

организация социальных рабочих  мест для безработных из целевых  групп населения;

организация временной  занятости и общественных работ;

опережающая подготовка кадров для создаваемых новых рабочих  мест;

развитие системы микрокредитования, которая позволит обеспечить работой многие семьи с низкими доходами и уменьшить в будущем число малоимущих семей; осуществление постоянного мониторинга основных индикаторов рынка труда, а также оценки работы местных исполнительных органов с точки зрения решения проблемы безработицы;

обеспечение мобильности  рабочей силы путем регулирования  трудовой миграции;

активизация социального  партнерства на рынке труда в  целях реализации активных программ по содействию занятости населения  области.

В рамках Программы рассматриваются  основные проблемы рынка труда области, необходимость принятия комплекса  мер, направленных на создание гибкой системы подготовки кадров в организациях образования, максимально удовлетворяющей  потребность производственно-хозяйственного комплекса области в квалифицированных  рабочих и специалистах, формирования системы профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников учебных  заведений и безработной молодежи, развития системы эффективной занятости  населения, создания условий для  снижения уровня безработицы, социальной поддержки безработных.

В рамках реализации индустриальной стратегии области на период до 2010 во всех сферах экономической деятельности будет создано 24200 новых рабочих  мест. Ожидается, что более 50% планируемых  к созданию новых рабочих мест будет создано в сельском хозяйстве, более 30% - в малом и среднем  бизнесе, около 20% - в производственном секторе.

В сельском хозяйстве новые  рабочие места будут создаваться  в основном за счет развития приоритетных отраслей (молочное, мясное скотоводство, мясосальное овцеводство, табунное коневодство, свиноводство и птицеводство). Предприятиями и организациями, относящимися к производственному сектору экономики, новые рабочие места будут создаваться за счет расширения номенклатуры и увеличения объемов производства в рамках действующей программы индустриально-инновационного развития области на 2004 - 2006 годы, утвержденной решением областного маслихата (II сессия, III созыв) от 26 декабря 2003 года № 166/2.

В настоящее время малый  бизнес приобрел ключевую позицию в  развитии экономики, так как способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду и самое главное - является источником формирования среднего класса населения как основы стабильности общества. Экономические показатели, характеризующие сферу малого бизнеса, свидетельствуют о положительных тенденциях, складывающихся в этом секторе экономики.

Незанятость граждан может  быть добровольной, поскольку Конституция  Республики Казахстан закрепляет право  на свободу труда и запрещает  принудительный труд и вынужденный, т.е. такой, когда гражданин не может  по независящим от него причинам устроиться на работу.

В составе незанятого населения  законодательство выделяет группу безработных. В "Концепции государственной  политики занятости населения" (далее "Концепция") безработные определяются как лица в трудоспособном возрасте, по не зависящим от них причинам не состоящие в трудовых отношениях и не имеющие трудового дохода, ищущие работу, готовые трудиться. Основываясь  на этом определении, следует признать юридически неточным мнение о существовании "добровольных безработных". Может  быть добровольно незанятый гражданин, но не добровольный безработный.

Среди безработных "Концепция" выделяет официально зарегистрированных "безработных, которыми согласно "Концепции" являются лица из числа безработных, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы.


Необходимо отметить, что  Закон "О занятости населения" в статье 6 дает далее узкое определение "безработных", правовой статус безработный  получает только тогда, когда соблюдены все условия (нет заработка, есть готовность трудиться, есть регистрация в службе занятости, нет предложений подходящей работы от службы занятости.

Поскольку Концепция государственной  политики занятости населения, хотя и утверждена Правительством, не является законодательным актом, при применении законодательства следует исходить из определения "безработного", которое  дано в ст.6 Закона. "О занятости  населения".

Представляется, что существующее в республике законодательство о  занятости нуждается в совершенствовании. Прежде всего, это касается лиц имеющих  статус "безработных". Считаем, что  в "Концепции государственной  политики занятости населения" (раздел 6) правильно отмечено, что государственную  систему содействия занятости и  социальной защиты безработных необходимо поэтапно перевести на международные  стандарты, определенные Конвенцией Международной  организации труда (МОТ). В частности, в Конвенции МОТ № 168 от 21 июня 1983 г. "О содействии занятости  и защите от безработицы" определяются понятие и правовой статус частично и временно безработных, определяется порядок исчисления пособий по безработице. В настоящее время в действующих  законодательных актах Казахстана этих позиций нет.

Следует отметить также, что, признавая первостепенность сформулированного  в "Концепции государственной  политики занятости" принципа свободного добровольного выбора гражданами форм и видов занятости, государственный  Уполномоченный орган по занятости  должен сосредоточить усилия на содействии гражданам в трудоустройстве, прежде всего в сфере наемного труда. Устраиваясь работать по найму, претендент на рабочее место может обойтись без значительных финансовых затрат. Вместе с тем на добровольной основе государственные службы занятости  должны оказывать содействие развитию предпринимательства, самозанятости, расширению ресурсов обучения предпринимательским навыкам, создание гражданами собственного бизнеса.

Законодательством предусмотрены  особые меры по созданию условий занятости  женщин, которые с одной стороны  защищают женский организм, а с  другой стороны обуславливают пониженную конкурентоспособность их на рынке  труда. Это система мер охраны женского труда. В частности запрещается  переноска и передвижение женщинами  тяжестей, превышающих установленные  для них предельные нормы, ограничен  женский труд и на работах в  ночное время. В связи с детородной функцией женщин трудовое законодательство предоставляет им ряд льгот в труде, в частности, запрещение ночных, сверхурочных работ управление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей. В связи с беременностью и родами женщинам предоставляется и устанавливаются некоторые другие льготы. Необходимость соблюдать их в случае найма женской рабочей силы, как правило, невыгодно для работодателя, естественно, снижает конкурентоспособность женщин на рынке труда.

Информация о работе Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республики Казахстан