Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. На мой взгляд это связано с распадом союза в 1991 г., так как вся промышленность была взаимосвязана между республиками, а самое главное, с Казахстаном . И в связи с этим предприятия и организации не в состоянии оплачивать трудовые ресурсы, а вместе и с безработицей существует рынок труда.
Читая и анализируя литературу, я заметала, что нашей, своей литературы мало или ее вовсе нет. И поэтому курсовую работу я писала основываясь на российские издания.

Оглавление

В В Е Д Е Н И Е
1. РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экономика курсовая Р1.docx

— 72.27 Кб (Скачать)

В анализе скрытой безработицы  наибольшие показатели наблюдаются  в Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения, бывшей Талдыкорганской - 6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, бывшей Жезказганской  и Костанайской областях - свыше 5%.

В отраслевом аспекте общая  занятость снизилась во всех отраслях экономики, но преобладающими являются промышленность, строительство и  сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.

Относительно молодежной безработицы складывается тенденция  снижения удельного веса молодежи в  общей численности обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства  в 1998г. обратились 40,7% незанятых в  возрасте 16-29 лет, что ниже аналогичных  показателей предыдущих периодов - 46,4% в 1996г. и 43,8% - в 1997г.

Общественными прогнозами, обусловившими безработицу и  ее устойчивый рост, являются:

экономический кризис, вызвавший  сокращение и закрытие производства;

несоответствующие прежней  квалификации рабочей силы основным требованиям.

Все это имеет свое отражение  в становлении республиканского рынка труда, который формируется  на данном моменте.

Формирование рынка  труда сегодня происходит в условиях дальнейшего углубления кризисных  явлений в различных сферах общественной деятельности, продолжающегося спада  производства. И как результат  этого - снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство  предприятий и организаций вынуждены  полностью или частично останавливаться, что приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.

Большую помощь в становлении  рынка труда в 1993-1994 годах оказали  приватизационные проекты. Перестройка  существующих структур бывшего государственного сектора сопровождалась развитием  малого и среднего бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся  в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали  существенное положительное воздействие  на рынок труда. Вместе с тем, при  увеличении потребности негосударственных  структур в кадрах резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда возник дефицит  в экономистах, программистах, специалистах, владеющих иностранными языками, юристах  и т.п. В то же время образовался  огромный избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена, проектировщиков и других категорий  работников традиционных специальностей. Одновременно значительно замедлилось  движение общей массы безработных  в сторону сокращения ее численности  в течение 6-8 месяцев, что на республиканском  рынке труда привело к превышению предложения над спросом.

Формирование рынка  труда протекает крайне неравномерно не только в профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом аспектах. Так, соотношение спроса и предложения рабочей силы значительно различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана (Карагандинский и Павлодар - Экибастузский промышленные районы) спрос на рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались не более один - два человека в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было свободных рабочих мест для шести тысяч безработных. Особенно велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Таддыкор-ганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место приходилось от 3 до 10 безработных.

В числе отмеченных выше кризисных и структурных факторов, которое обострили ситуацию на рынке  труда, следует указать спад производства, прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства (до 40-50%) снижение инвестиционной активности и ужесточение мер финансово-кредитной  политики. Все это в совокупности с изменением государственной политики занятости в сторону преимущественно  пассивных мер, не оказывающих существенного  влияния на смягчение конъюнктуры  на рынке труда, привело к свертыванию  производства и значительному росту  безработицы. Пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи по безработице привела к утрате доверия к государственным структурам рынка труда, а именно к центрам занятости.

Кроме того люди не желают обращаться в государственные центры занятости. Центры занятости (биржи  труда) - организации, специализирующиеся на посредничестве между рабочими и  предпринимателями с целью купли - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости  позволяют упорядочить наем предприятиями  рабочей силы и сократить гражданам  время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.

Центры занятости кроме  трудоустройства безработных, обычно оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии.

Важное место занимает организация переобучения и трудоустройство  инвалидов. Направления центров  занятости не обязательны для  предприятий, могущих отказать в  приеме на работу. С другой стороны  отказ безработного от направления  на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости  получили международно-правовую регламентацию  в ряде конвенций МОТ.

На основе зарубежного  опыта, а также на основе проблем  занятости в настоящее время  составим прогноз развития социально-экономической  модели занятости в Казахстане, ее эффективности. Для этого в начале нужно будет более подробно изучить  перспективы и пути реализации данной модели в жизнь. Базируясь на результатах данного исследования можно будет уже говорить об эффективности моделирования социально-экономических процессов в условиях переходной экономики. Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность для новых рабочих мест.

В бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими изменениями сегодня и в перспективе.

Предпринимательство в  Казахстане формируется в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических  и политических условиях транзитного  периода, на фоне серьезного макроэкономического  кризиса и снижения жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и субъективного характера препятствуют его динамичному развитию.

Как отметил Президент  Республики Казахстан Н.А. Назарбаев  в своей долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним из долгосрочных приоритетов является экономический  рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем  иностранных инвестиций. Главной  целью здесь ставится привлечение  большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для становления  сильной национальной экономики. В  основном финансовые средства будут  вначале направляться в те отрасли  экономики, которые производят экспортную продукцию. Это дает возможность  стране вернуть долги, а также  аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического производства. Многие предприятия будут производить  высокотехнологические товары народного  потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся высоким спросом  на мировом рынке благодаря своей  низкой цене и отличному качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии  мало уделяется внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Ему  придается роль одного из главных инструментов борьбы с безработицей на 1998-2000 годы. Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет основываться на:

внедрении системы микрокредитов;

развитии малого и среднего бизнеса;

приоритетном развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в них иностранных инвестиций и национального капитала;

жестком подходе к проблемам занятости при договорах и контрактах” бюджетных документах;

развитии общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок;

снятии всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;

энергичном развитии сферы услуг и особенно туризма.

Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение критериев малых  и средних предприятий роли и  места их в народнохозяйственном комплексе, в реализации социально-экономических  государственных программ. Наиболее правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности  работающих: 1-10 человек - мини-предприятия 10-100 - малые предприятия, 100-500 человек - средние предприятия. Их развитие позволит, с одной стороны, постепенно наращивать объемы производства, с  другой - обеспечить занятость населения.

Для финансирования негосударственного сектора кроме бюджетных средств  можно использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли  на организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса.

 

2. Практические аспекты реализации государственной политики занятости населения

2.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях

 

Становление Республики Казахстан  как независимого суверенного государства  и вхождение ее в международное  сообщество требуют, с одной стороны, выработки стратегии занятости  не автономно, а в контексте глобализации экономики, а с другой, разработки концепции и политики занятости, выбора ее приоритетов с учетом региональных особенностей социально-экономического и демографического развития республики. [4]

С точки зрения конкретных функций правительства, в рамках сегодняшнего законодательства, зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, а вот формально занятые, но лишенные постоянного источника  трудовых доходов люди оказываются  за рамками социальной помощи и в  принципе не являются объектом социальной политики государства.

Стремление государства  взять под контроль формирующийся  рынок труда проявилось в принятии ряда законодательных актов. В декабре 1990 г. был принят Закон Казахской  ССР "О занятости населения", вступивший в силу 1 июля 1991 года. Первый Закон "О занятости населения" был направлен на пассивную защиту безработных и не ориентировал их на активный поиск работы.

В декабре 1998 г. был принят новый Закон о занятости населения, который был направлен на поиск  трудоспособными работы, в том  числе на деятельную трудовую самозанятость. Законом была предусмотрена организация общественных работ за счет средств местных бюджетов по соответствующей программе, администрируем ой местным исполнительным органом.

В январе 1998 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан  №3834 "О мерах по реализации Стратегии  развития Казахстана до 2030 года", обозначивший основные направления решения проблем  занятости. В целях формирования системы обеспечения занятости, подготовки и переквалификации занятости, подготовки и переквалификации кадров Указом определен ряд приоритетов, включающих поддержку и развитие предпринимательства, защиту рынка труда, организацию оплачиваемых общественных работ и совершенствование законодательной базы.

23 января 2001 года был  принят новый, ныне действующий,  Закон Республики Казахстан "О  занятости населения" № 149-П,  регулирующий правовые, экономические  и организационные отношения  в сфере занятости населения.  Согласно данному Закону:

отношения в сфере занятости  населения основываются на Конституции  Республики Казахстан и регулируются законодательством о труде и  настоящим Законом;

государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

Согласно данному Закону государственная политика в сфере  занятости направлена на:

обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам  и лицам без гражданства, постоянно  проживающим в Республике Казахстан,

обеспечение продуктивной занятости;

сокращение безработицы;

создание рабочих мест;

ориентацию системы  образования на подготовку кадров в  соответствии с потребностями рынка  труда и т.д.

Государственная политика занятости направлена также на координацию  и организацию работ, касающихся занятости населения, посредством  центрального исполнительного органа, местных исполнительных органов  и уполномоченного органа по вопросам занятости. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения" от 23.01.2001 года "центральный исполнительный орган - это государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населении, местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения, уполномоченный орган по вопросам занятости - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы па региональном уровне". [4]

Информация о работе Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республики Казахстан