Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. На мой взгляд это связано с распадом союза в 1991 г., так как вся промышленность была взаимосвязана между республиками, а самое главное, с Казахстаном . И в связи с этим предприятия и организации не в состоянии оплачивать трудовые ресурсы, а вместе и с безработицей существует рынок труда.
Читая и анализируя литературу, я заметала, что нашей, своей литературы мало или ее вовсе нет. И поэтому курсовую работу я писала основываясь на российские издания.

Оглавление

В В Е Д Е Н И Е
1. РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экономика курсовая Р1.docx

— 72.27 Кб (Скачать)

Свободно избранная  занятость предполагает, что право  распоряжаться способностью к труду  принадлежит ее владельцу, то есть самому работнику. Этот принцип гарантирует  право каждого работника на выбор  между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение  к труду.

Эти виды занятости отражают состояние количественной и качественной сбалансированности между потребностями  населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса в регионе. В условиях перехода к рыночным отношениям, по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников. Кроме того, будут сокращаться потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.

Количественно занятость  населения характеризуется показателем "уровень занятости", который  в отечественной практике может  рассчитываться двумя способами. Первый: посредством соотнесения численности  занятых (тыс. чел) и общей численности  населения (тыс. чел); второй: путем отношения  численности занятых к численности  экономически активного населения (как суммы численности занятых  и численности безработных). В  международной статистике исходным показателем для анализа занятости  является "уровень экономической  активности населения", исчисляемый  как доля численности экономически активного населения в общей  численности населения.

Отношения занятости обусловливаются  экономическими, демографическими и  социальными процессами. Экономическое  содержание занятости выражается в  возможности для работника своим  трудом обеспечить себе достойное существование  и способствовать росту эффективности  общественного производства. Демографическое  содержание занятости отражает взаимозависимость  занятости с возрастно-половым  составом населения, его структурой и другими характеристиками. Социальное содержание занятости состоит в  формировании и развитии личности человека как участника внепроизводственного процесса.

В каждой отрасли, на любом  предприятии и в его производственных подразделениях, в первичных ячейках  производства - бригадах, непосредственно  на рабочих местах должны быть выявлены и приняты все меры для приведения в действие поистине неисчерпаемых  возможностей повышения эффективности  работы, роста производительности труда.

Решение всего комплекса  решения экономических и социальных задач развития производительных сил  и совершенствования производственных отношений требует последовательного  и неуклонного повышения эффективности  труда всех занятых в общественном производстве. Особое значение имеет  наиболее полное и рациональное использование  рабочих, инженерно-технического персонала, чьи достижения во многом обуславливают  возможность дальнейшего расширения производства в любой отрасли  и сфере деятельности, успехи народного  хозяйства в целом.

Рынок труда финансируется  государством через Министерство труда  и социальной защиты населения Республики Казахстан по трем самостоятельным  направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующихся спросом  специальностей необходимых квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение  работой лиц требующих особого  социального внимания (лица с ограниченной трудоспособностью инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т.д.). При этом одной из принципиальных особенностей рынков труда является значительное распределение предпринимательской деятельности, что объясняется общим уровнем квалификации трудовых ресурсов.

В настоящее время расходы на развитие трудовых ресурсов поступающие из государственного бюджета, непосредственно от корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Следовательно, осуществляется своего рода фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Однако ни капитал, ни государство не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний.

Изменилось отношение  к рабочей силе и у казахстанских  предпринимателей, где развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной  подготовке, творческому отношению  к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем  самым работников материальными  затратами на учебу. Вложение средств  на переподготовку кадров в связи  с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических  отношений определило политику закрепления  кадров, их стабилизации.

Внешний рынок труда  предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть востребованы другими фирмами. Профессию и  квалификацию работников, сосредоточенных  на внутреннем рынке труда, сложнее  использовать на других предприятиях, так как они носят специфический  характер, обусловленный работой  на данной фирме. Кроме того, особенности  производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия. Таким  образом, внешний рынок труда  характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Рынок труда выполняет  разнообразные функции. Большинство  экономистов, в качестве важнейшей  функции выделяют регулирование  уровня занятости [1] или "регулирование  соотношения спроса и предложения  трудовых услуг" [2]. Используя свои механизмы, рынок труда стремится  к "состоянию равновесия, и этот процесс начинается немедленно в  ответ на возмущения". Регулируя  уровень занятости, рынок труда  формирует определенный резерв рабочей  силы и вакансий. Кроме этой функции  экономистами указывается также  распределительная функция: "пропорциональность распределения рабочей силы в  соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса", или "формирования и изменения  структуры и пропорций производства и отраслей". По мнению исследователей [2,3] к указанным функциям рынкам труда относятся также как "инструмент согласования экономических интересов  субъектов трудовых отношений, стимулирование труда, формирование профессионально-квалификационной структуры, воздействие на условия  реализации личного трудового потенциала". Поддерживая данную точку зрения можно сказать, что рынок труда  выполняет и такие функции  как регулирующая функция, т.е. рынок  труда регулирует отношения между  покупателями трудовых услуг и их продавцами.

Защиту внутреннего  рынка труда и мониторинг привлечения  в республику иностранной рабочей  силы осуществляет Министерство труда  и социальной защиты населения Республики Казахстан в соответствии с Правилами  определения квоты и выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной  рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденным постановлением Правительства  Республики Казахстан № 322 от 17 марта 2004 года. При регулировании трудовой миграции приоритетное значение имеет защита внутреннего рынка.

В соответствии с концепцией разграничения полномочий между  уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения" функции  выдачи разрешений на привлечение иностранной  рабочей силы для осуществления  трудовой деятельности на территории соответствующей административной единицы в пределах квоты с 1 марта 2004 года переданы местным исполнительным органам, что позволит повысить оперативность  процесса оформления разрешений, сократить сроки их оформления, улучшить партнерские отношения с иностранными компаниями, а также повысит роль местных исполнительных органов в регулировании ввоза иностранной рабочей силы и будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда в регионе.

Большую роль в вопросах привлечения иностранной силы и  вывоза рабочей силы из Республики Казахстан за границу играют частные  агентства занятости. По результатам  исследования можно сделать следующие  выводы, что развитие рынка труда  происходит под влиянием множества  факторов окружающей рынок среды, в  том числе демографических, научно-технических, правовых, социально - психологических  и других, к основным из которых относится:

законодательная база, обеспечивающая условия формирования рынка труда;

свобода найма и увольнения работников как основа конкурентоспособности  фирмы на рынке;

наличие множества работодателей, как условие свободы конкуренции  между работниками за наиболее привлекательные  рабочие места;

политика вознаграждения - как один из наиболее значимых инструментов привлечения работников работодателем, где государство не должно подавлять  стимулирующую и мотивирующую функцию  вознаграждения, а также оно должно способствовать выполнению им воспроизводственной  функции;

свободное перемещение  граждан по территории страны. Высокая  ступень свободы перераспределения  рабочей силы между сферами предложения  труда, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями. При  этом важным условием реализации данной свободы является развитая социальная инфраструктура. Только при выполнении этого условия возможно формирование и функционирование национального  рынка труда, преодоление замкнутости  локальных территориальных рынков труда;

адекватное поведение  на нем всех участников трудовых отношений. Только высокий уровень трудовой, социальной и территориальной стабильности позволят человеку обеспечить себе высокий  уровень конкурентоспособности  на рынке труда.

Улучшение использования  трудового потенциала - основной источник социально - экономического роста. Отсюда очевидно значение коллективного изучения и анализа основных факторов, определяющих как формирование состава работающих на предприятии, их профессиональную структуру  и квалификацию, уровень общей  и специальной подготовки, так  и пути повышения эффективности  труда. В решении этих проблем необходим системный подход, предполагающий рассмотрение проблем труда в тесном единстве с развитием производства, совершенствованием общественных отношений, осуществлением преобразований в системе хозяйствования и управления.

 

1.2 Проблемы формирования социально-экономической  модели занятости в Республике Казахстан

 

Относительно стабильное состояние республиканской сферы  труда и занятости достаточно высоким уровнем занятости сменилось  значительными колебаниями трудовой конъюнктуры. Их источниками послужили  факторы внутреннего порядка. Эти  колебания явились также последствием макроэкономических процессов, связанных  с формированием в Казахстане многоукладного рыночного хозяйства, возникновением новых секторов в  структуре экономики.

Свой вклад вносит становление  республиканского рынка труда, его  включение в общеэкономическую  конъюнктуру, выявившее мощные слои псевдозанятости, накопившейся за десятилетия искусственного поддержания полной занятости. Экономический спад и структурный кризис последних лет обусловили выброс избыточной массы трудовых ресурсов из сферы производства, что имело одним из последствий реального рынка труда со всеми его количественными параметрами и качественными характеристиками.

Основными причинами торможения формирования социально-экономической модели занятости являются усиление безработицы, а также трудности становления республиканского рынка труда.

Острой проблемой социальной значимости в республике является безработица  и параллельный дефицит квалифицированной  рабочей силы, мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка. Основной причиной, породившей масштабную и  прогрессирующую безработицу, стала  трансформация при рынке труда, замена традиционного дефицита рабочей  силы в условиях плановой экономики  на безработицу в условиях стихийного рынка.

В анализе динамики показателей, характеризующих состояние занятости  населения, выделяются 2 этапа развития безработицы в Казахстане

1 этап - незначительное  увеличение (даже без учета разрезов  скрытой безработицы) уровня общей  безработицы;

2 этап - постепенное увеличение  безработицы, принимающей ранг  доминирующей проблемы в обществе  и обусловленной интенсивности  реформирования экономики, сужением  роли государства в качестве  основного работодателя.

В республике наряду с общим  сокращением численности трудовых ресурсов за последние пять лет произошел  значительный отраслевой переток рабочей  силы из производственной сферы в  непроизводственную, сократилась доля занятости в государственном  секторе экономики и увеличилось  в негосударственной: АО, СП, малом  и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств, частных предпринимательств.

Высокими сохраняются  масштабы скрытой безработицы: в  состоянии практической безработицы  показаны формально числившиеся  на предприятиях 300-350 тыс. человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой  безработицы в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически активного населения.

Напряженное положение  на рынке труда в региональном разрезе с превышением среднереспубликанского показателя безработицы сложилось  в бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза, Мангистауской - в три раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской  и Атырауской - более, чем в 2,5 раза. В г. Алматы количество незанятых возросло в четыре раза. Особо сложное положение в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44% сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.

Информация о работе Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республики Казахстан