Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Рынок труда и его характерные особенности
I.1 Рынок труда и его субъекты……………………………………….6
I.2 Особенности эволюций российского рынка труда……………….9
I.3 Особенности рынка труда и занятости в современной России….11
Глава II. Государственная политика в области содействия занятости населения
II.1. Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период…………………………………………………………………….16
II.2. Программа занятости как механизм реализации
политики на рынке труда………………………………………………..18
Глава III. Рынок труда в Тюменской области и перспективы его развития………………………………………..………………………….22
Заключение ……………………………………………………………….29
Список источников……………………………………………………….31
Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует т.н. система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости.[14] Многие государства предпринимают следующие действия:
-сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
- рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
- создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры- для постройки высококачественных дорог и т.п.) особенно для хронически безработных и молодежи;
- сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и др.
Видное место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Государственная служба занятости населения существует в стране уже в течение 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%).[15] Ведь по результатам последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.[16]
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.[17] При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определяется правительством Российской Федерации (ст.3 Закона Рф « О занятости населения в Российской Федерации»).
Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Глава Ш. РЫНОК ТРУДА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Экономически активное население- часть населения, обеспечивающая предложения рабочей силы для производства товаров и услуг, которая к концу 2000 года составила 1708,9 тыс. человек, или 52,7% общей численности населения области.[18] В их числе 1534,6 тыс. человек (89,8%) заняты в экономике и 174,3 тыс. (10,2%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как безработные. Доля занятых в Ханты-Мансийском автономном округе составила 49%, ямало-Ненецком -19%, по югу области-32%, доля безработных по МОТ соответственно-49,4%, 13,8%, 36,8%.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2000 году среднесписочная численность работников этих организаций составила 1239,7 тыс. человек, или 80,8 % общей численности занятых. Кроме того, привлекалось 20,4 тыс. чел. На условиях совместительства и 35 тыс. человек по договорам гражданско-правового характера. Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях составило 1295,1 тыс. и было выше, чем в 1999 году, на 69,5 тыс., или на 5,7%.
В 2000г. на дополнительно введенные рабочие места было принято 20,1 тыс. человек, или 4,6 % общей численности принятых.
В течение года по – прежнему имели место факты неполной занятости (в режиме сокращенной рабочей недели (дня) работали 23,7 тыс. человек, что на 43,7 % меньше, чем в 1999 году.
Численность работников, имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, уменьшилась на 35,5% по сравнению с 1999 годом.
Несмотря на отдельные положительные моменты, почти 15 тыс. человек, или 59,9% работников, имевших в 2000 году вынужденные отпуска, не получали за период отпуска никакой денежной компенсации. Ими потеряно 306,7 тыс. человеко-дней или в среднем по 21 дню на каждого.
Таким образом, неполная занятость в 2000 году составила 48,5 тыс. человек. Наибольшие размеры ее отмечались на предприятиях транспорта и в промышленности.
Несколько сократилась доля привлечения иностранных работников.
Иностранная рабочая сила привлекалась ранее из 40 стран мира.
Что касается проблемы безработицы, то она наиболее болезненна для молодежи, вступающей в трудовой процесс после окончания учебы или службы в армии. Каждый третий безработный- моложе 30 лет, что ведет к отрицательным последствиям: росту пьянства, наркомании, хулиганства.
Доля лиц предпенсионного возраста в общем числе официально зарегистрированных безработных снизилась в 2000 году на 0,4 процентного пункта, доля подростков увеличилась на 0,9 процентного пункта.
Таковы факты 2000 года. Теперь перейду от них к итогам 2003 года. Что изменилось в нашем регионе за текущие года, т.е. с 2000 по 2006 год?
Как констатирует факты бывший губернатор области С. Собянин,[19] Тюменская область- субъект, не получающий дотаций из федерального центра. Причем, если наш бюджет уменьшится в два раза, и тогда мы не сможем претендовать на дотации из федерального центра. Это означает то, что мы проводим свою бюджетную, финансовую политику самостоятельно. Самостоятельно и без всякой поддержки федерального бюджета исполняем все обязательства, возложенные на нас федеральным и региональным законодательством. Несем полную ответственность по этим обязательствам перед населением Тюменской области.
В связи с этим, как указывает статистика уровня жизни по Тюменской области,[20] за декабрь 2003 года снизилась по сравнению с ноябрем суммарная задолженность по заработной плате – на 20,6 процента. На 1 января 2004г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 декабря 2003г. в 86 субъектах Российской Федерации. Более 68 процентов бюджетной задолженности приходилось на отрасли социальной сферы, 8 проц.- на промышленность, где значительная ее часть связана с долгами организациям оборонного комплекса.
Численность экономически активного населения к концу 2003г. составила по оценке Госкомстата, 70,9 млн. человек в целом по стране. Большая часть работающего населения занята в крупных и средних организациях. В конце декабря 2003 года около 8,9 проц. экономически активного населения классифицировались в соответствии с методологией Международной организации труда как безработные.
Что касается нашего региона, то у нас растет безработица на селе. На этот факт указывает газета « Тюменская область сегодня» [21], приводя следующую статистику:
- по состоянию на конец декабря 2003 года численность зарегистрированных в службе занятости безработных составила 9,6 тыс. человек, из них 5,3 тыс., или 55,6% , проживали в сельской местности. В процентном отношении на 1 января 2004 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,5%, а в сельской местности -2%.
Несмотря на снижение темпа роста численности безработных, проблемы занятости сельского населения становятся все более актуальными.
С чем же это связано и кто они, сельские безработные нашего региона?
Ответ на этот вопрос в интервью газете « Тюменская область сегодня» помогла найти Татьяна Михайловна Скоморохова, начальник отдела программ занятости и рынка труда департамента федеральной государственной службы населения по Тюменской области. Она, в частности, заметила, что среди безработных , состоящих на учете в службе занятости на конец декабря 2003 года, женщины составили 63%, молодежь в возрасте от 16 до 29 лет- 20%, немногим более 16%- лица предпенсионного возраста.
Низкая заработная плата в сельском хозяйстве, задолженность по ее выплате, наличие неполной занятости вынуждают работников увольняться по собственному желанию и обращаться в органы службы занятости. Велика доля граждан, уволившихся в связи с ликвидацией предприятий, сокращением численности или штата работников -36,3%.
Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают граждане с низким уровнем образования. Так, 30% безработных на селе имеют начальное профессиональное образование, 23% безработных- среднее.
Одной из причин роста численности безработных является недостаток рабочих мест. Анализ данных, подготовленных центрами занятости населения совместно с сельскими или районными администрациями, показал, что в 146 населенных пунктах нет рабочих мест. Хотя здесь в основном проживает трудоспособное население от нескольких человек до нескольких десятков. Больше всего таких населенных пунктов в Тобольском районе -57, т.е. почти в каждом втором отсутствуют какие-либо рабочие места, а в них проживает полторы тысячи трудоспособного населения. Официально в районе зарегистрировано 32 безработных.
В 206 населенных пунктах юга области нет никакого производства, население занято в бюджетной сфере и других организациях, то работодателями являются сельские администрации, школы, детсады, больницы, магазины, почты и т.д.
Органы службы занятости населения в рамках реализации мероприятий областной целевой программы содействия занятости населения Тюменской области, а также территориальных программ, которые были приняты во всех районах нашего региона, не допустили критической ситуации на рынке труда, хотя в ряде территорий она и была очень напряженной.
Благодаря службе занятости в 2003 году трудоустроено 9,5 тыс. безработных граждан, из них в сельской местности- 5,9 тыс. человек, или 62%; организовано временное трудоустройство 2,3 тыс. безработных, особо нуждающихся в социальной защите, из них около 1,5 тыс. –на селе; в общественных работах приняли участие 1,8 тыс. человек, из них почти 1,2 тыс. – в сельской местности; организовано содействие в самозанятости 53 гражданам, 33 из которых являются жителями села.
Наивысший процент трудоустройства граждан отмечался в Ярковском (80,1%) , Викуловском (79,4%), Голышмановском (76,5%) и Аббатском (75%) районах, чего нельзя сказать об Армизонском и Ялуторовском районах (50,8%).
В течение года более трех тысяч человек были направлены на профессиональное обучение, из них 1325- жители села. Среди закончивших обучение 675 человек получили профподготовку, 278 прошли переподготовку, 261 получили вторую профессию, 80 повысили квалификацию. Из этого числа обучающихся только 17 человек (1,3%) не смогли трудоустроиться и вновь обратились в службу занятости. В результате армия безработных уменьшилась на 72,2%.
Процесс трудоустройства на селе затрудняется еще и отсутствием вакансий. По состоянию на 1 января в банке вакансий насчитывалось более шести тысяч свободных мест, из них около 400 приходится на сельскую местность, т.е. на одну вакансию в среднем на юге области претендует 1,4 безработных, а в сельской местности- 13. В таких районах, как Аромашевский, Бердюжский, Казанский, Сорокинский, Тобольский, вакансии вообще отсутствуют. По одной заявленной вакансии- в Армизонском, Вагайском, Ярковском, Уватском районах.
По последним данным, численность экономически активного населения по Тюменской области к концу мая 2006г. достигла 599,7 тыс. человек ( 46% общей численности населения), увеличившись по сравнению с соответствующей датой 2005г. на 8,6%[22]. В экономике были заняты 93% экономически активного населения, 7% не имели занятия, но активно его искали, и, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные. На сегодняшний день[23] максимальный размер пособия по безработице- 3312 рублей, минимальный- 828 рублей. В банк данных городского центра занятости занесено 38694 вакансии, из них по рабочим профессиям- 322666. В Тюмени сегодня среди специалистов наиболее востребованы инженеры, милиционеры, производители работ, медсестры, менеджеры. Среди рабочих профессий- рабочие, каменщики, слесари, водители, монтажники, штукатуры-маляры, машинисты, электросварщики.