Рынок образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:32, реферат

Краткое описание

Выбранная много тема реферата – «Рынок образовательных услуг» является актуальной. Целью реферата является анализ становления и функционирования современного рынка образовательных услуг в Российской Федерации на текущем этапе развития страны и прогнозирование развития.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие рынка образовательных услуг;
2. Показать структуру рынка;
3. Построить прогноз развития Рынка.

Оглавление

Введение...................................................................................................................4
1. Понятие рынка образовательных услуг............................................................7
2. Структура рынка................................................................................................10
3. Прогноз развития рынка...................................................................................15
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Еще одна сложность рынка – профориентация абитуриентов. Профессиональная ориентация – это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

Большинство выпускников выбирают специальность и учебное заведение, опираясь на мнение родителей или знакомых, а также на престиж будущей профессии. Ситуацию усугубляет большой разрыв между школьной программой и требованиями при поступлении. В последние годы было предпринято много попыток сократить этот разрыв с помощью создания подготовительных курсов при высших и среднеспециальных учреждениях, а также при помощи внедрения системы Единого Государственного экзамена. Но результат пока оставляет желать лучшего, так как все равно требуются дополнительные усилия для поступления в желанный ВУЗ или ССУЗ, кроме того, результаты ЕГЭ принимаются далеко не везде и являются скорее неплохим подспорьем при поступлении.

Еще одной специфичной чертой российского рынка образовательных услуг является его резкое отличие от европейского рынка. И дело не только в том, что дипломы российских учебных заведений не котируются за рубежом. Здесь имеет смысл отметить о Болонском процессе. В 2003 году Россия взяла на себя обязательства к 2010 году ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру), провести аккредитацию учебных заведений, а также ввести систему учета изучаемых дисциплин и зачетных единиц, принятую в Европе.

Крупные российские ВУЗы негативно отнеслись к идее принятия Болонской системы, справедливо считая, что их выпускники и так найдут хорошую работу на Западе. Но, с другой стороны, для менее именитых учебных заведений, а особенно для их филиалов в регионах, Болонская система скорее выгодна. Ее действие будет подобно фильтру, отсеются «слабые» и поднимется уровень предлагаемых образовательных услуг, который в большинстве своем на региональном уровне оставляет желать лучшего.

По мнению экспертов всероссийского фонда образования, Болонский процесс – это не что иное как, как скрытый переход к платному образованию, потому как магистратура будет весьма дорогим удовольствием. У студента будет выбор: оставаться бакалавром и не суметь реализовать себя на рынке труда, или платить большие средства за вторую ступень европейской системы образования, которая по разным оценкам стоит в Европе от 3 до 6 тысяч евро.

Между тем, прогнозы экспертов о демографическом кризисе 1991-1997 годов подтвердились. Прежде всего, это отразилось на очной форме обучения. Снижение общей численности принятых в вузы студентов по России было отмечено уже в 2004/05 учебном году. Но, как обещают специалисты, ситуация усугубится к 2010 году, причем в Москве и Московской области будет опережать снижение численности по России.

ВУЗЫ и другие образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг еще находится на стадии формирования. Этим и объясняется большой объем «черного» и «серого» сегмента рынка. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка. Специфика же заключается в сильной зависимости от государства. До 1998 года бюджет системы образования формировался и исполнялся постатейно. То есть бюджетные ассигнования отрасли определялись разветвленностью сети, штатами, уровнем материально-технического оснащения и только косвенно зависели от числа учащихся. Сейчас бюджет формируется по норме расходов на одного ученика или воспитанника. Это значит, что никакое изменение и перестраивание системы образования не может изменить ассигнования. Лишь изменение числа учащихся влечет за собой изменение бюджетного финансирования. В идеале это должно привести к здоровой конкурентной борьбе между образовательными учреждениями: выигрывает в конечном итоге то, где выше качество предлагаемых услуг. Таким образом, государство стимулирует конкурентную борьбу между образовательными учреждениями, что должно способствовать качественному росту предлагаемых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогноз развития рынка

На сегодняшний день, главное противоречие менеджмента большинства учреждений системы образования состоит в несоответствии между внутренней системой управления и необходимостью поведения организации как участника рыночных отношений.

В значительной степени на формирование рынка образовательных услуг оказывает не так давно появившееся направление – дистанционное обучение. Оно позволяет сделать услуги качественного образования более доступным и открывает новые перспективы как для потребителей, так и для продавцов. Региональные филиалы тоже были призваны решить эту проблему, но как показало время, не вполне справились с этой задачей. Лишь 4% учебных заведения из общего числа негосударственных вузов в регионах являются головными вузами, остальные принадлежат к территориальным подразделениям столичных вузов. Государство создает такие условия, что мощным ядром высшего образования являются государственные вузы, а периферией – небольшая прослойка негосударственных структур.

Негосударственным учебным заведениям сейчас приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства. Помимо этого, негосударственные образовательные учреждения вынуждены вкладывать огромные средства в «раскрутку», ведь торговая марка государственных образовательных учреждений давно оплачена государством. К этому остается добавить расплывчатую нормативную базу в сфере негосударственного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации.

Таким образом, условия, созданные государством для частных образовательных структур, отрицательно влияют на рост конкурентоспособности в пределах исследуемого рынка.

По мнению экспертов, существует три варианта дальнейшего развития событий:

1. Изменение условий существования  негосударственных образовательных учреждений, то есть снижение налогов, упрощение (или сокращение сроков) системы лицензирования и регистрации, совершенствование нормативного регулирования деятельности, разработка специальных систем кредитования образовательных учреждений и т.д. Это должно привести к укреплению позиций негосударственного сектора на образовательном рынке. В этом случае, государственные учреждения будут поставлены в жесткие, действительно рыночные условия.

2. Ужесточение условий лицензирования  и аккредитации. При таком варианте развития событий, несомненно, улучшится качество негосударственного образования, так как «выжившие» негосударственные образовательные структуры смогут конкурировать даже с самыми известными государственными ВУЗами и СУЗами.

3. Возвращаясь к Болонской системе – обязать негосударственные учебные заведения принять ее условия, чтобы подвести их под единый образовательный стандарт или оставить за негосударственным сектором вторую ступень европейского образовательного стандарта, то есть платную магистратуру. Уже сейчас многие негосударственные учебные заведения специализируются на предоставлении дополнительных образовательных услуг, но они лишены права предлагать потребителю многие государственные образовательные программы, такие как, например, Президентскую программу по подготовке кадров.

Сейчас конкурентная борьба между ВУЗами стимулируется с помощью системы аттестации качества образования Министерством образования РФ. Составляется рейтинг, который учитывает ряд показателей:

- уровень профессорского преподавательского состава;

- аудиторный фонд;

- уровень информатизации;

- количество публикаций, защищаемых  диссертаций;

- бюджетные ассигнования на  научные исследования;

- техническое оснащение и использование передовых технологий и т.д.

Кроме того, уже установлена система аттестации качества образования и продолжается работа по созданию единых нормативов оценки качества вуза. Еще одним нововведением является предоставление кредита студентам с последующей обязательной отработкой по специальности. В противном случае, учащийся обязуется вернуть кредит. Осуществление всех этих мер должно положительно сказаться на последовательном формировании рынка образовательных услуг, который будет сегментироваться только на государственный и негосударственный, без «черного» и «серого» сегментов.

Основные выводы по итогам обзора:

  1. В последние годы рынок образовательных услуг претерпевает качественные изменения, главную роль в которых играет Болонский процесс.

2. Лидирующее место на рынке образовательных услуг занимает Москва. В настоящее время в Москве 112 государственных вузов и более 250 негосударственных.

3. Повышению качественного уровня образовательных услуг способствует демографическая ситуация в стране, особенно ее прогнозирование на ближайшие несколько лет. Как следствие следует ожидать повышения конкурентной борьбы между вузами. Это коснется двух показателей: качества образования и востребованности на рынке труда выпускников.

4. Одной из самых актуальных проблем для негосударственного сегмента рынка образовательных услуг остается отсутствие четкой нормативной базы и барьеры со стороны государства при лицензировании учебных заведений.

5. Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является дистанционное обучение, которое позволяет получить желаемое образование, не выходя из дома.

6. В целом, взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, еще находится в стадии формирования. Потребитель пока не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами. Продавец же пока не готов в полной мере мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.

Какие проблемы придется преодолевать нынешнему рынку образовательных услуг? Статистика дает основания для неутешительных рассуждений.

Предложение на этом рынке явно не соответствует спросу на рынке труда - ни в профессиональном, ни в региональном разрезе. Все больше становятся востребованными специалисты технического профиля подготовки, а потенциал воспроизводства таких кадров в значительной степени разрушен, и общественный статус такого образования невысок.

Наблюдается рост числа и доли занятых в населении – как следствие новой демографической ситуации. Например, население Подмосковья, по данным статистики, в 2001 году сократилось на 30 тыс. человек; при этом занятость возросла на 55 тыс. человек, что связано с оживлением экономики региона. В целом прирост трудовых ресурсов – одного из ведущих контингентов обучающихся – будет продолжаться не далее как до 2005 года, затем ситуация резко обострится. Работники будут востребованы, кандидатов на рабочие места будет не хватать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Наша страна оказалась в  таком положении, что ни одна  из стран Западной Европы не  признает дипломы российских  вузов. В первую очередь это связано с недоверием к частному сектору образовательной сферы, как заявил министр образования РФ Владимир Филиппов 19 февраля этого года.

 Он также подчеркнул, что  ни одна сфера жизнедеятельности, в том числе образование, не  могут быть изолированы от международного пространства. Если мы проигнорируем непризнание европейскими странами российского образования, считает он, то Россию вообще вытеснят с рынка образовательных услуг.

В настоящее время к ключевым тенденциям на рынке образовательных услуг можно отнести следующие:

 Демографический спад;

 Переход к открытому образованию;

 Возрастание роли информационных  технологий.

 Актуальность данной темы  можно охарактеризовать тем, что  сейчас в России 1065 вузов. Из них 600 государственных. Количество вузов неуклонно растет. Экономическая ситуация после перестройки ухудшается. После кризиса 1998 года более быстрыми темпами стал разрушаться интеллектуальный потенциал нации. Падает качество и уровень подготовки специалистов, нарастает уровень безработицы среди молодежи. Университеты утрачивают роль лидеров в научных исследованиях из-за отсутствия необходимых средств и обновления материально-технической базы.

 В настоящее время возникла  полная нестыковка предложений  со стороны вузов и потребностей, спроса на рынке труда. Нестыковка усиливается в связи с увеличением числа коммерческих вузов. Они готовят исходя из спроса населения. Спрос населения носит скорее психологический характер, чем рациональный. Ранее сложности, препятствия в поступлении на юридические, международные, языковые, психологические, и экономические, актерские, театральные факультеты и специальности сменились полной их доступностью. Особенно с развитием платного образования.

 Вопрос функционирования рынка  образовательных услуг довольно  широко освещается как в учебной литературе, так и периодических изданиях, а также самые последние данные можно почерпнуть из Сети Интернет.

 Первая глава данной работы  посвящена сфере довузовского  образования. Вторая рассматривает  область высшего негосударственного образования. В третьей главе охватывается вопрос территориальных обособленных подразделений вузов. Четвертая глава характеризует нынешнее положение вещей в предоставлении вузами специальностей.. В последней, пятой главе, отражается на чем базируется выбор образовательной услуги, как наиболее активного, «среднего класса» населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бабич А.М. государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы 2001.
  2. Бельмесова Л.В., Бобров Л.. Новосибирск. Новосибирская государственная академия экономики и управления. 2000.
  3. Березин И.С. Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г.
  4. Золотухина Е.С. Повышение конкурентоспособности Вуза на рынке образовательных услуг. Новосибирск. Новосибирская государственная академия экономики и управления. 2001.
  5. Поляк Г.Б. Денежное обращения и кредит. М.: ЮНИТИ 2001
  6. Справочник «Социально-экономические проблемы России» С.П. Норма, 2001 г.

Информация о работе Рынок образовательных услуг