Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:14, реферат
Современная микроэкономика - это наука о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами и потребителями-индивидуумами. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются те или иные решения, и какие факторы оказывают влияние на выбор производителей и потребителей. В микроэкономике рассматривается теория поведения потребителей и вопросы формирования индивидуального и рыночного спроса.
1. Рынок монополий………………………………………………………………..4 стр
2. Олигополия……………………………………………………………………….7 тср
3. Антимонопольное законодательство…………………………………………..10 стр
Вывод………………………………………………………………………………..11 стр
Использованная литература……………………………………………………….12 стр
В заключение отмечу, что ни одна модель не дает убедительного ответа на вопрос о том, каково взаимодействие фирм на олигопольном рынке. Прежде чем использовать ту или иную модель, необходимо тщательно проанализировать конкретную ситуацию, соотношение цены и предельных издержек, концентрацию в отраслях и другие важные обстоятельства, определяющие поведение фирм.
Модель дуополии Курно. Начнем рассмотрение формальных теорий олигополии с дуополии Курно. Пусть две фирмы имеют одинаковую технологию и производят однородную продукцию. Каждая фирма должна определить объем выпускаемой продукции, причем решения принимаются одновременно.
Суть модели Курно состоит в том, что каждая фирма, принимая решение о выпуске продукции, считает объем производства конкурента неизменным и исходит из данной величины. Каждая фирма считает, что она может повлиять на цену, изменяя собственный выпуск. Таким образом, в модели Курно взаимодействие фирм осуществляется через выбор объемов производства при фиксированной цене.
Равновесие по Курно. Обе фирмы выбирают максимизирующие прибыли одновременно. В точке равновесия Курно ни у одной из фирм нет стимула менять свой объем производства.
Основной недостаток модели - допущение каждой фирмой того, что конкурент не будет регулировать выпуск. На практике фирмы реагируют на изменения цен, объемов выпусков соперников, условий производства и т.д.
Для случая сговора совокупная
прибыль максимальна. Если фирмы
договариваются поделить прибыль пополам,
то получим монопольное
Фирмы в дуополии производят
меньше, чем при совершенной
Стратегия поведения фирм
при олигополии. Теория игр анализирует
поведение лиц с
Пусть на рынке действуют
две конкурирующие фирмы, каждая
из которых стремится
Однако соперничество
и недоверие друг к другу приводят
к тому, что каждая фирма предпочитает
понижать цену, так как если фирма
поддерживает цену, то соперник может
снизить ее, потому что, захватив большую
долю на рынке, он тем самым увеличит
прибыли. Таким образом, преимущество
стратегии максимина
Образование картеля: Как было показано выше, если фирмы договорятся поддерживать высокие цены, то они получат больше прибыли, чем при соперничестве и конкуренции. Так возникают картели - группы производителей, совместно максимизирующих прибыли путем согласования решений о ценах и объемах выпуска продукции. Фирмы-олигополисты действуют так, как если бы они были единой монополией: они повышают цену и для ее поддержания на данном уровне ограничивают объемы выпуска, устанавливая каждому члену картеля квоту.
Предположим сначала, что все фирмы действуют в условиях совершенной конкуренции, тогда экономическая прибыль фирм равна нулю.
Допустим теперь, что фирмы объединились в картель. Тогда задача максимизации прибыли решается как в случае монополии: общий выпуск и монопольная цена. Таким образом, объем продукции сокращен. Далее этот выпуск распределяется между фирмами, и главная проблема заключается здесь в установлении квот продукции каждой фирмы и контроле над ними. В погоне за прибылью отдельные фирмы могут превысить свои квоты, чтобы максимизировать прибыли при картельной цене. Если условия соглашения нарушит большинство фирм в отрасли, то возникнет избыточное предложение и цена будет падать. Таким образом, для поддержания картельной цены каждая фирма должна производить не более, чем величина ее квоты. На практике картели сталкиваются с проблемой соглашения о монопольной цене и установления процедуры проведения утвержденных квот в жизнь.
Лидерство в ценообразовании. Как уже было сказано, в условиях сотрудничества и согласования (открытого или тайного) цен и объемов выпуска олигопольные фирмы увеличивают свои доходы. Однако зачастую фирмам трудно договориться о приемлемой для всех цене., особенно, когда меняются издержки и спрос. Проблема согласования легко решается, если на рынке имеется одна доминирующая фирма, которая может выступать ценовым лидером. Эта фирма устанавливает цену, а остальные - следуют за ней. Такая практика наблюдается повсюду на олигополистических рынках.
Покажем, каким образом фирма-лидер определяет цену. Очевидно, она будет устанавливать цену, при которой ее собственная прибыль максимальна. Поскольку такая цена основана на соответствии предельного дохода и предельных издержек фирмы, то фирма-лидер должна прежде всего определить чистый спрос на свой продукт. Для этого она оценивает количество товара, которое могут продать прочие фирмы при каждой возможной цене и вычитает этот объем из рыночного спроса.
Далее фирма находит предельный доход и определяет максимизирующее прибыль количество товара. Соответствующая этому выпуску цена выступает для остальных фирм как данная.
3. Антимонопольное законодательство
Во многих странах для ограничения монопольной власти отдельных фирм разрабатывают соответствующие законы и используют различные механизмы регулирования их деятельности, такие как "потолки цен", налоги, выдача государством патентов или лицензий и т.д.
Патенты представляют собой
государственные удостоверения, выдающиеся
частным лицам или предприятиям
с целью узаконивания их изобретательских
прав и защиты от незаконного захвата
продукта или технологического процесса
конкурирующими предприятиями. В этом
случае фирмы достигают монопольной
степени власти на рынке научно-
Государственные лицензии предоставляют
фирмам или государственным
Реакция монополий на механизмы регулирования их деятельности. Рассмотрим реакцию монополий на использование этих некоторых механизмов в ходе регулирования их деятельности.
1. Регулирование цен. Рассмотрим
способ регулирования
2. Реакция монополии на
налоги. Для простоты изложения
данного вопроса сделаю
Вывод
Одним из определяющих показателей,
характеризующих структурные
Так как Республика Казахстан стремиться стать страной с рыночной экономикой, то развитие таких фирм, существование которых образует монополию или олигополию, отрицательным образом сказывается на развитии конкуренции, так как это затрудняет вступление других фирм в однородную отрасль, что приводит к увеличению цен, на данные товары, из-за снижения количества их производства.
Использованная литература
1. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. "Мировая экономика" учебник
2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. "Микроэкономика" учебное пособие
3. "Экономика" под редакцией доцента Булатова А.С.
4. Галиев Ж.К. "Экономика предприятия"
5. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. "Микроэкономика"
Информация о работе Рынок монополий, олигополий, антимонопольное законодательство