Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:14, реферат
Современная микроэкономика - это наука о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами и потребителями-индивидуумами. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются те или иные решения, и какие факторы оказывают влияние на выбор производителей и потребителей. В микроэкономике рассматривается теория поведения потребителей и вопросы формирования индивидуального и рыночного спроса.
1. Рынок монополий………………………………………………………………..4 стр
2. Олигополия……………………………………………………………………….7 тср
3. Антимонопольное законодательство…………………………………………..10 стр
Вывод………………………………………………………………………………..11 стр
Использованная литература……………………………………………………….12 стр
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБКЛИКИ КАЗАХСТАН
РЕФЕРАТ
На тему: «Рынок монополий,
олигополий, антимонопольное
Подготовила: Джумагалиева Лейла
Астана 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Рынок монополий………………………………………
2. Олигополия……………………………………………………
3. Антимонопольное
Вывод…………………………………………………………………
Использованная литература……………
Введение
Современная микроэкономика - это наука о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами и потребителями-индивидуумами. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются те или иные решения, и какие факторы оказывают влияние на выбор производителей и потребителей. В микроэкономике рассматривается теория поведения потребителей и вопросы формирования индивидуального и рыночного спроса.
Для отдельных фирм даются ответы на вопросы: что производить, сколько производить, по какой цене продавать, каким образом распределить имеющиеся ресурсы и т.д.
Другими важными аспектами
микроэкономической теории являются вопросы
взаимодействия субъектов экономики
и развития рыночных структур в отдельных
отраслях экономики, взаимоотношения
между потребителями и
Изучение микроэкономики как основы знаний о рыночной экономике необходимо и полезно.
Изучение таких новых разделов микроэкономики, как стратегия конкуренции, эффективность рынка, роль неопределенности и информации, ценовая политика, занявших за последние годы ведущее место в теории экономики фирмы, весьма актуально и имеет практическую ценность для принятия управленческих решений фирмы в условиях развития рыночных отношений в Республике Казахстан.
1. Рынок монополий
Рассмотрим рыночную ситуацию, когда отдельная фирма является единственным производителем товара, который не имеет близких заменителей. Такой рынок называется монополией, а фирма - монополистом. Поскольку монополист - единственный производитель товара, то его кривая спроса является одновременно кривой рыночного спроса и определяет цену на предлагаемое количество товара. Монополист, используя свое исключительное положение, как правило, цену товара устанавливает на более высоком уровне по сравнению с конкурентной ценой и предлагает товар в меньшем количестве, чем конкурентная фирма. Говорят, что продавец обладает монопольной властью, если он может оказывать влияние на рыночную цену своего товара путем изменения объема выпуска.
Если на рынке установится
монопольная власть отдельного производителя,
то общество в целом будет нести
определенные издержки, так как покупатели
за товар будут платить более
высокие цены, одновременно сокращая
объемы их потребления. Поэтому во многих
странах мира разработаны и действуют
антимонопольные законы, ограничивающие
монополизацию рынков. Несмотря на
эти законы, производители-монополисты
есть во всех странах мира. Существуют
объективные ограничения, оправданные
с позиции экономики, способствующие
монополизации некоторых
Они следующие:
исключительные права, полученные от правительства на производство отдельных товаров;
патенты и авторские права;
право собственности на отдельные производственные ресурсы;
преимущества низких издержек крупного производства по сравнению с издержками мелких производителей.
В зависимости от причин, лежащих в основе монополизации рынка, различают следующие виды монополий.
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями.
2. Естественная монополия.
Отрасль, в которой
3. Открытая монополия.
Случай, когда фирма становится
единственным поставщиком
Решение монополиста относительно объема производства. Для монопольного производителя, так же как и для конкурентной фирмы, цель производства - максимизация прибыли. Как единственный производитель монополист полностью контролирует рыночную ситуацию и по своему усмотрению может назначать рыночную цену товара. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист, назначая более низкие цены, может увеличить количество продукции, продаваемой на рынке. Поскольку монополист устанавливает одну цену для всех единиц товара, то цена товара будет выражать средний доход монополиста.
Показатели монопольной
власти. На конкурентном рынке отдельный
производитель не может повлиять
на рыночную цену товара, цена устанавливается
на уровне предельных издержек. В случае,
когда производитель может
Сила монопольной власти, при прочих равных условиях, обратно пропорциональна эластичности спроса, т.е. сила монопольной власти проявляется сильнее, когда спрос на продукцию менее эластичен и наоборот.
Долгосрочное монопольное равновесие. Рассматриваемая модель совершенной конкуренции, я определила, что в отрасли установится долгосрочное равновесие, если число фирм, функционирующих на данном рынке, со временем не меняется. Необходимое условие достижения этого положения - отсутствие положительной экономической прибыли у фирм, работающих на данном рынке.
Изучение долгосрочного монопольного равновесия тесно связано с выяснением содержания следующих вопросов: во-первых, при каких обстоятельствах единственный производитель сможет сохранить свою монопольную власть над рынком в течение длительного периода времени; во-вторых, если в отрасли достигнуто долгосрочное равновесие, то какие объективные условия подталкивают монополиста к расширению масштабов производства через строительство нескольких заводов.
Необходимым условием достижения
долгосрочного монопольного равновесия
является возможность получения
положительной экономической
Монополия с одним заводом. Предположим, что перед монополистом стоит задача об увеличении объема выпуска в течение длительного периода времени. Эту задачу монополист может решить двумя способами. Первый способ связан с расширением производственных мощностей имеющегося завода, а второй - со строительством второго, третьего и т.д. заводов.
Рассмотрим более подробно поведение монополиста, работающего с одним заводом. В долгосрочной перспективе монополист оптимальное количество выпускаемой продукции определяет из условия равенства долгосрочных предельных издержек и предельного дохода, т.е. монополист будет работать с одним заводом до тех пор, пока увеличение объема выпуска будет сопровождаться снижением долгосрочных средних издержек. В случае, когда дальнейшее увеличение выпуска сопровождается ростом средних издержек производства, монополисту не выгодно использовать единственный завод. В подобных ситуациях монополисты нередко решаются на строительство второго завода. В результате объем производства заметно увеличится.
Монополия будет размещать производство среди своих различных заводов так, чтобы предельные издержки производства на каждом заводе равнялись предельному доходу.
Социальные издержки монопольной власти. Предыдущий анализ позволил нам заметить, что монопольные производители цену товара устанавливают на более высоком уровне по сравнению с ценой конкурентного рынка и предлагают продукцию в меньших объемах, чем конкурентная фирма. В результате этого обстоятельства покупатели будут платить более высокие цены за товар, что ведет, при прочих равных условиях, к ухудшению благосостояния населения. Следовательно, можно сказать, что деятельность монопольных производителей накладывает определенную социальную нагрузку на общество и ведет к ухудшению их благосостояния.
Это и есть социальные издержки
(чистые убытки) общества от монопольной
власти. Не трудно заметить, что чем
большая часть излишка
Ценовая дискриминация. Считается,
что фирма, обладающая монопольной
властью, проводит политику ценовой
дискриминации, если она назначает
разные цены для различных категорий
потребителей на основе разницы в
эластичности их спроса. Политику ценовой
дискриминации монополисты
Если монополист для каждого
потребителя устанавливает
Назначая цену меньшую, за
единицу товара, монополист может
охватить более бедных покупателей.
Отсюда вывод: проводя политику совершенной
ценовой дискриминации, монополист
полностью захватывает весь излишек
потребителя. Ни один потребитель не
может получить излишек, так как
монополист назначает каждому из
них максимальную цену, которую он
заплатит. Поэтому излишек потребителя
переходит монополисту как
2. Олигополия
Мы уже знаем, как действуют
фирмы при совершенной
Рынок олигополии характеризуется
тем, что на нем действует несколько
конкурирующих производителей со значительными
рыночными долями продаж, так что
изменения в цене и объеме выпуска
отдельной фирмы могут повлиять
на прибыли соперников. Поэтому производственные
решения олигополистической фирмы
зависят не только от реакции потребителей,
но и от реакции конкурентов и
их стратегического поведения. Существование
такой олигополистической взаимосвязи
требует, чтобы каждая фирма тщательно
проанализировала и оценила последствия
собственных решений и
Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, описывающих поведение фирмы в конкретных ситуациях. Каждая модель основывается на определенных предположениях отдельной фирмы относительно поведения соперников и их реакции на выбранную ею стратегию.
Я рассмотрю следующие модели: дуополию Курно, игру двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Как будет показано ниже, результаты по выбору цен и объемов производства отражают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией, которое занимает олигополия. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая конкуренция приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыли. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство ("ценовую войну"), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая цены друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, т.е. вступая в картель. Таким образом, фирмам выгодно открыто или тайно согласовывать цены и объемы выпуска, но в силу конкуренции картели характеризуются внутренней нестабильностью.
Информация о работе Рынок монополий, олигополий, антимонопольное законодательство