Рынок капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается сущность и эволюция рынка капиталов, его структура и функции, а также проблемы функционирования рынка капиталов в России.

Оглавление

Введение
1.Эволюция рынка капиталов
2.Сущность, структура рынка капитала и его функции
3. Особенности функционирования рынка капиталов в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 46.35 Кб (Скачать)

      Оба признака рынка ссудных капиталов  характерны для всех развитых стран, однако, без) словно, о состоянии  национального рынка судят по второму (институциональному) признаку, в особенности по наличию и степени развитости его двух основных ярусов: 

  • кредитно-банковской системы;
  • рынка ценных бумаг.
 

      Функции рынка капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в системе общественного хозяйствования.

      Выделяют  пять основных функций рынка ссудных  капиталов2:

  • первая – обслуживание товарного обращения через кредит;
  • вторая – аккумуляция денежных сбережений юридических, физических лиц и государства, а также иностранных клиентов;
  • третья – трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;
  • четвертая – обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;
  • пятая – ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.

      Необходимо  отметить также, что:

  • во-первых, первые три функции стали активно использоваться в промышленно развитых странах лишь в послевоенный период;
  • во-вторых, в первых четырех функциях рынок выступает в качестве своеобразного посредника в движении капитала;
  • в-третьих, все функции направлены на обеспечение эффективного функционирования системы государственно регулируемой экономики.
 

3. Особенности функционирования  рынка капиталов  в России

Ни одно государство не может существовать без развития рынка капиталов. Даже тем странам, где государственный  сектор составляет большую, чем в  России, долю валового национального  продукта, например Франции, необходим  динамичный рынок капитала, предоставляющий  возможность финансировать частный  сектор экономики.

      Большая часть российской экономики приватизирована. Россияне владеют активами: например, Россия занимает первое  место в  мире по доле жилья, находящегося в  частной собственности. У многих россиян имеются значительные сбережения. Однако институты и структуры, которые  способны заставить крутиться колеса экономики капитализма и обеспечить продуктивное использование имеющегося богатства, едва ли существуют.

      Политическая  неопределенность и экономическая  нестабильность приучили россиян заботиться в лучшем случае о завтрашнем дне, но не более того. Инвестиции, способные  принести пользу экономике страны, рассматриваются в лучшем случае как чересчур рискованные, а в  худшем – как «выброшенные на ветер». В результате десятки миллиардов долларов, оседающих на счетах иностранных  банков или под матрасами в  домах россиян, финансируют развитие каких угодно экономик – США, Европы или Кипра, но только не российской экономики.

      Отсутствие  четкой, последовательной и согласованной  стратегии развития рынка капитала, в соответствии с которой можно  было бы выстраивать приоритеты и  планировать действия, а также  определять степень продвижения. Продолжают раздаваться голоса политиков, экономистов  и участников рынка, призывающие  выработать стратегию привлечения  капитала в реальный сектор, однако среди них нет того, кто бы имел четкое представление о том, как  развить и применить такую  стратегию.  

      Сложная, обременительная и несправедливая налоговая система, неподходящая учетная  система и бюрократия вместе взятые создают у предприятий стойкое  отвращение к раскрытию любой  информации о себе. Недостаточная  прозрачность усиливает стремление руководства предприятий и его  ближайшего окружения «погреть руки»  на подконтрольных активах и коррупцию, которые могут быть легко замаскированы.

      Слабое  принуждение к исполнению законов  и произвольное, не единообразное  их применение, что объясняется частично огрехами законотворчества, частично – недостатком ответственности, а частично – слабым уровнем развития регулирующих и судебных органов, чьи  ресурсы недостаточны для обеспечения  их эффективной работы, поддержания  независимости и компетентности.

      Отсутствие  реальной банковской системы, заключающееся  в осуществлении расчетно-платежных  функций и предоставлении кредитов, не только сдерживает привлечение краткосрочных  сбережений, но также, вкупе с недостатками налоговой системы, увековечивает  практику неденежных взаимных расчетов, зачетов и кредитования между  предприятиями.

      Сменяющие друг друга российские правительства  и по сей день не могут создать  и поддержать законодательные и  практические рамки, необходимые для  существования рынков капитала, способных  вызвать доверие у граждан и зарубежных кредиторов и инвесторов3. Недостаточное развитие реально действующих отечественных рынков капитала и неспособность мобилизовать сбережения населения ограничивают способность правительства эффективно управлять экономикой и оставляют финансовую систему на волю капризных приливов и отливов иностранной инвестиционной активности.

      Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:

  • для того чтобы улучшить жизнь людей, следует сделать все возможное для стимулирования развития
  • жизнеспособных предприятий, способных действовать самостоятельно и платить по счетам без одолжений и субсидий со стороны государства, которые в настоящее время наносят ущерб бюджету;
  • эти предприятия не могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги и испытывая на себе произвол властей: необходимо выработать качественное законодательство, а также справедливую систему налогообложения;
  • эти предприятия должны будут привлекать деньги для собственного развития, и если последние не будут привлечены на российском рынке, то они будут привлечены за рубежом и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать скорейшему оздоровлению России;
  • организации, имеющие сбережения, не будут участвовать в финансировании предприятий, если они сочтут, что могут стать жертвами произвола или тяжелого налогового бремени: следует защищать права инвесторов, а также предоставлять им налоговые льготы;
 
  • граждане  и организации, имеющие средства и доверяющие финансовой системе, станут вкладывать деньги через институты  долгосрочного инвестирования, которые, в свою очередь, смогут снизить проблему бюджетного дефицита, приобретая государственные  ценные бумаги;
  • деньги не могут эффективно и надежно работать, если в России не будет действующих рынков капитала. Рынки же не способны выживать в условиях произвола.
 

      Необходимо, чтобы существовала решимость создать  условия для развития динамичного  рынка капиталов. Половинчатые настроения, способные создать только иллюзию  рынка без всякого содержания, в этой ситуации еще хуже, чем  отсутствие всякого настроения. Целью  должны стать выработка ясной  стратегии и принятие обязательства  неуклонно следовать ей.

      Второй  принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.

      Третий  принцип – рынки капиталов по указу не появляются. Идея о том, что предприятия можно заставить использовать рынки капиталов, а инвесторов – покупать ценные бумаги, не выдерживает критики. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.

      Четвертый принцип – рынки капиталов – это не те «двое из ларца», которые выпрыгивают из-под земли в полной готовности, только позови. Политика их развития должна быть долгосрочной, последовательность мер – продуманной и непротиворечивой. 
 

      Если  все будет делаться должным образом, несомненно, Россия станет преуспевающей  страной, какой она и должна быть, принимая во внимание ее ресурсы и  интеллектуальный потенциал. Если делом  строительства рынка капиталов  не заняться, то ей неизбежно грозит дальнейшее скольжение по наклонной  плоскости по сравнению с другими  странами. 
 

Заключение

Трансформация российской экономики от административно-командной к рыночной обусловила необходимость создания в России рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка ссудных капиталов в стране возможно при соответствующем развитии других рынков, таких, как:

    • рынка средств производства;
    • рынка предметов потребления;
    • рынка рабочей силы;
    • рынка земли;
    • рынка недвижимости.

      Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые им и предоставляет рынок ссудных капиталов.

      Необходимо  отметить, что отдельные элементы рынка ссудных капиталов в  России существовали давно:

  • кредитная система (в достаточно усеченной форме);
  • государственные страховые организации;
  • рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска выигрышных (либо невыигрышных) государственных займов.

      Однако  переход к построению в России рыночной экономики вызвал острую необходимость формирования полноценного рынка ссудных капиталов в соответствии с западной моделью, предусматривающей наличие в стране двух основных ярусов (кредитно-банковского и ценных бумаг).

      В качестве основных направлении в  формировании российского рынка ссудных капиталов можно выделить:

  • высокую норму сбережений в стране (как в производственном, так и в личном секторе);
  • широкую приватизацию, связанную с организацией рынка корпоративных ценных бумаг;
  • создание и всемерную гарантию рынка государственных ценных бумаг;
  • ликвидацию монополии Сбербанка как практически единственного банка по работе с деньгами населения;
  • создание в стране эффективной парабанковской системы;
  • принятие закона о частной собственности на землю и включение земли в финансовый оборот.
 
 

Список  использованных источников:

1. Материалы с сайта http://be.economicus.ru/

2.   Материалы с сайта    http://milogiya.stroy-dom.org

Информация о работе Рынок капитала