Рынок и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, раскрытие основных понятий и анализировать действие рыночного механизма при непостоянных ситуаций. Потому, что именно непостоянные ситуации, т.е. ситуации, которые в основном не рассматриваются при определении общей модели кокой – либо механизма, являются очень важными. И естественно, в определенном уровне, становится необходимой учитывать эти факторы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие рынка………………………………………………......4
1.1. Сущность и структура рынка……………………….………....4
1.2. Теоретические основы рыночного механизма……….……....9
1.3. Цена, спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма………………………………………………………..….13
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………..….20
2.1. Взаимодействие спроса и предложения. Установление
равновесной цены…………………………….………………….....20
2.2. Основные виды рыночного равновесия………………….......23
Заключение……………………………………………..……….......26
Список использованной литературы………………….…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по микро экономике 17.docx

— 265.48 Кб (Скачать)

Ясно, что  чем ниже цена товара, тем большее  его количество готовы купить покупатели, т.е. тем выше на него спрос. Такая  обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется «законом спроса». Эта зависимость может быть изображено и графически, т.е. с помощью кривым спроса. Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая спроса показывает зависимость величины спроса от цены (см. Приложение, рис.1.3.1).

Кроме всего  этого, существуют и факторы, влияющие на желания всех покупателей, факторы  влияющие на величину спроса.

  1. Цена самого товара – Рх (price)
  2. Цена на товары-субституты – Psub
  3. Цена на комплементарные товары – Pcom
  4. Вкусы потребителей – Z или T (taste)
  5. Ожидания (waiting) – W (waiting)
  6. Доход – I (income)
  7. Количество покупателей – N
  8. Прочие факторы – B

На основе этого можно  сказать, что спрос является функцией всех этих факторов:

                          QD = f ( P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)

Особенность этих факторов включается в том, что с изменением цены самого товара произойдет изменение величины спроса, т.е. сдвиг по кривому спроса. С изменением других факторов произойдет изменение самого спроса, т.е. сдвиг кривой спроса (см. Приложения, рис.1.3.2).

Предложение (S - supply) – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.

Предложение, как и спрос, — особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.

То, что сегодня  в экономической теории обозначается как “предложение”, настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

1) сырье (ресурсы);

2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);

3) труд (наемный);

4) капитал (производительный и денежный);

5) товары потребительского назначения, в том числе:

а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);

б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);

в) услуга (действия, в ходе которых  достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).

Аналогично  закону спроса в рыночной экономике  действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р). Закон предложения — это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом      (см. Приложения, рис.1.3.3).

Ясно, что кроме цены, на предложение влияют и другие факторы:

  1. Цены ресурсов – Pr
  2. Уровень применяемой технологии– L (level)
  3. Налоги и субсидии – T (tax)
  4. Количество продавцов – N
  5. Цены на иные товары – Pi
  6. Ожидания возможного повышения цен – W

Таким образом, величина предложения  является функцией всех этих факторов:

                           QS = f ( P, Pr, L, T, N, Pi, W )

Таким образом, с изменение  цены самого товара приведет к изменению  величины предложения, т.е. произойдет сдвиг по кривому предложения. А  изменение других факторов приводит к изменению самого предложение  и произойдет сдвиг кривой предложения.

Очевидно, что основные элементы как спрос и предложения имеют очень тесный связь между собой, т.е. действие этих элементов нельзя представить отдельно друг от друга. Поскольку, основной цель – достижение максимизации. Однако можно наблюдать, что следствие этой цели по большому счету сформируется равновесие, т.е. сформируется ситуация, в которой интересы продавцов и покупателей совпадают или при необходимости должны совпадать.

Эта ситуация: «рыночная равновесие».   

Глава 2. Рыночное равновесие

2.1.Взаимодействие спроса и предложения. 

                       Установление равновесной цены

Очевидно, что механизм не может действовать без взаимодействия этих элементов. Таким образом, взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесие и соответственно равновесной цены. С помощью графика очень наглядно можно анализировать взаимодействию спроса и предложения. 

 

Ясно, что каждая точка  кривой спроса показывает максимального количество товара, которого покупатель готов купить при соответствующей цене. А каждая точка кривого предложения показывает максимальное количество товара, которого продавец готов продать при соответствующей цене. Чтобы понять взаимодействие надо проанализировать разные случаи.

  1. В точке «N» предлагается купли – продажа товара в объеме 35 шт. при цене 50 руб. Очевидно, что при цене 50 руб. продавец готов предложить приблизительно 52 шт. товара. Продавать 35 шт. товара то же самой цене не приносит убытки продавцу. А покупатель готов купить всего лишь 7 шт. данного товара при цене 50 руб. и покупка 35 шт. товара является вне его бюджета. Таким образом, указанная точка «N» и соответствующий сектор является доступным для продажа, но недоступным для купли. 
  2. В точке «M» предлагается купли – продажа товара в объеме 50 шт. при цене 35 руб. Естественно эта ситуация недоступен для покупателя, потому что при этой цене он может приобретать максимум 14 шт. данного товара. Продавец намерен предлагать 37 шт. товара и очевидно, что предлагая большое количество, он может терпеть убытки. На основе этого можно сказать, что точка «M» и соответствующий сектор является «мертвой зоной» данного рынка, т.е. невозможно осуществлять процесс купли – продажа.
  3. В точке «L» предлагается купли – продажа товара в объеме 20 шт. при цене 20 руб. Эта ситуация тоже полно доступна для покупателя, поскольку цена низкая. А для продавца продажа при таких условиях не выгодна. Однако он может предложить всего лишь 10 шт. товара. Таким образом, данная ситуация и соответствующий сектор является возможным для купли и невозможным для продажа.
  4. В точке «K» предлагается купли – продажа товара в объеме 5 шт. при цене 40 руб. Видно, что покупателю доступен 11 шт. товара при этой цене. Т.е. 5 шт. товара тоже является доступным. Покупатели готовы предлагать 46 шт. товара при  то же самой цене. И естественно продажа 5 шт. товара полно является доступным для него. Таким образом, данная ситуация (K) и соответствующий сектор (a) символизирует условия возможного процесса купли – продажа. Конечно, только в таких условиях рынок может действовать. Однако, если формируется иные ситуации, невозможные для действие рынка, то регулирующая функция рынка будет действовать.

И в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке  формируется доступное условие  для осуществления процесса купля – продажа. Естественно самая идеальная ситуация, эта ситуация когда на рынке устанавливается «равновесие».     

«Равновесие» – эту понятию нагляднее можно объяснить с помощью графиков. Достаточно приставить, что кривая спроса и предложения для то же самого товара и в том же самом рынке, изображены на одной координатной системе. Естественно, кривые спроса и предложения будут пересекаться. В этом случае, точка пересечение называется точкой равновесия. Естественно в этом случае совпадают и цены товара. Таким образом, можно дать следующую определению: Рыночное равновесие (E–equilibrium) — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению (см. Приложение, рис.2.1).

В этом этапе необходимо рассматривать некоторые свойства рыночного равновесия:

Закон рыночного равновесия  утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос  и предложение товара в состояние  равновесия. Стабильное равновесие – состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена – цена равновесия, образованная на конкурентном  рынке. Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём – объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.

С увеличением спроса, т.е. сдвигом кривой спроса направо и верх, увеличивается и равновесное количество товара и равновесная цена (см. Приложение, рис.2.1.1). Или увеличением величины предложения, т.е. сдвигом кривой предложения направо и вниз, увеличивается равновесное количество товара и снижается равновесная цена                               (см. Приложение, рис.2.1.2).

Равновесие существует там  и тогда, где и когда уже  исчерпаны возможности изменения  рыночной цены или количества продаваемых  товаров.

 Естественно, следствие  государственной вмешательства,  цена устанавливается ниже или  выше равновесного. И главной  целью рыночного механизма становится установления равновесной цены. Так как, необходимо регулировать излишками и дефицитами, формированными следствие государственного вмешательство (см. Приложение, рис.2.1.3). Существует и этот факт, что условия неравновесия формируются не только государственными вмешательствами. Т.е. рыночный механизм не может долго сохранить равновесию. Ясно, что все элементы рыночного механизма различаются для всех членов общество. Например, каждый потребитель имеет свои потребности, т.е. спрос, который он предъявляет, не может быть равным спросу, который предъявляется другим потребителям. Аналогично этому, различаются и рыночные механизмы для отдельных ситуаций, и для отдельных типов рыночных структур. Каждая модель имеет свою форму установления равновесии и соответственно, равновесной цены.

 

    1. Основные виды рыночного равновесия

На основе вышеуказанных  можно сказать, что рыночный механизм не может долговременно сохранить  равновесную ситуацию. Ясно, что  в этом случае действует саморегулирующая функция рынка, чтобы установить предыдущий уровень равновесии. Естественно, рыночный механизм может исправить эту проблему. Однако достижение предыдущей уровню равновесия зависит не только от действие рыночного механизма, но и от структуры рынка. Таким образом, с точки зрения установленной равновесия, различаются две основные виды равновесия:  устойчивое и неустойчивое.

Представим себе, что в силу каких-либо причин цена отклонилась от первоначального равновесного значения. Соответственно возникает вопрос: Вернется ли рынок с течением времени к первоначальному состоянию равновесия в точке Е и примет ли цена первоначальное равновесное значение?

Очевидно, что анализ экономического равновесия с точки зрения его устойчивости требует от нас определения динамики изменения цены во времени иными словами, фактор времени должен быть включен в анализ явным образом. Поэтому, изображенные графики включают в себя двух переменных: цена и время. Т.е. рассматривается установление равновесной цены в течении изменении времени. На рис. 2.2.1 цена возвращается к первоначальному равновесному значению. Такое равновесие является устойчивым. На рис. 2.2.2 цена стремится к первоначальному значению, никогда не достигая его. Такое равновесие называется асимптотически или условно устойчивым равновесием. Динамика изменения цены может характеризоваться также циклическими колебаниями различного вида. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени (см. Приложение. рис.2.2.3). Если колебания носят равномерный характер, то цена равновесия не формируется                                (см. Приложение. рис.2.2.4). Очевидно, что если колебания носят взрывной характер, то не стоит даже полагать на установлении равновесия                              (см. Приложение. рис.2.2.5). Когда речь идет об устойчивой равновесии, необходимо упоминать, что этот вид равновесии может быть устойчивым для всех возможных значений цены (глобальная устойчивость - Приложение. рис.2.2.6) или только для значений цены в некоторой окрестности Р' (локальная устойчивость - Приложение. рис.2.2.7). Чтобы понять суть устойчивого вида равновесии, необходимо проанализировать данный вид. Представим себе производителей пшеницы, картофеля или какой-либо иной сельскохозяйственной культуры. Очевидно, что, принимая во время сева решения об объеме производства продукции, они не могут знать цены на эту продукцию в период ее реализации после сбора урожая. В этом случае решения об объеме производства могут основываться только на ожидаемых производителями будущих ценах на их продукцию. Предположим теперь, что производители ожидают в будущем периоде сохранения фактически установившихся в настоящем периоде цен. Тогда объем рыночного предложения товара в каждом периоде зависит от цены этого товара в предыдущем периоде: QS= S(Pt-1)

Ясно, что упрощения при экономическом анализе необходимы. Так как, в данном анализе устойчивости равновесия тоже присутствуют некоторые упрощения. Например, при определении объема предложении сельскохозяйственных продуктов, возможность появления урожайных колебаний отложились. Т.е. если случилось снижение сельскохозяйственной продукции из за неблагоприятных климатических условий, естественно появляется дефицит. И соответственно продавец не может продавать продукт при предыдущей цене. И поэтому, более точную определению устойчивости (неустойчивости) можно понять с помощью паутинообразной модели. В этом случае:

Информация о работе Рынок и рыночное равновесие