Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа
Целью данной работы является, раскрытие основных понятий и анализировать действие рыночного механизма при непостоянных ситуаций. Потому, что именно непостоянные ситуации, т.е. ситуации, которые в основном не рассматриваются при определении общей модели кокой – либо механизма, являются очень важными. И естественно, в определенном уровне, становится необходимой учитывать эти факторы.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие рынка………………………………………………......4
1.1. Сущность и структура рынка……………………….………....4
1.2. Теоретические основы рыночного механизма……….……....9
1.3. Цена, спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма………………………………………………………..….13
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………..….20
2.1. Взаимодействие спроса и предложения. Установление
равновесной цены…………………………….………………….....20
2.2. Основные виды рыночного равновесия………………….......23
Заключение……………………………………………..……….......26
Список использованной литературы………………….…
Ясно, что чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели, т.е. тем выше на него спрос. Такая обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется «законом спроса». Эта зависимость может быть изображено и графически, т.е. с помощью кривым спроса. Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая спроса показывает зависимость величины спроса от цены (см. Приложение, рис.1.3.1).
Кроме всего этого, существуют и факторы, влияющие на желания всех покупателей, факторы влияющие на величину спроса.
На основе этого можно сказать, что спрос является функцией всех этих факторов:
QD = f ( P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)
Особенность этих факторов включается в том, что с изменением цены самого товара произойдет изменение величины спроса, т.е. сдвиг по кривому спроса. С изменением других факторов произойдет изменение самого спроса, т.е. сдвиг кривой спроса (см. Приложения, рис.1.3.2).
Предложение (S - supply) – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.
Предложение, как и спрос, — особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.
То, что сегодня в экономической теории обозначается как “предложение”, настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);
3) труд (наемный);
4) капитал (производительный и денежный);
5) товары потребительского назначения, в том числе:
а) изделия длительного
б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);
в) услуга (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).
Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р). Закон предложения — это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом (см. Приложения, рис.1.3.3).
Ясно, что кроме цены, на предложение влияют и другие факторы:
Таким образом, величина предложения является функцией всех этих факторов:
QS = f ( P, Pr, L, T, N, Pi, W )
Таким образом, с изменение цены самого товара приведет к изменению величины предложения, т.е. произойдет сдвиг по кривому предложения. А изменение других факторов приводит к изменению самого предложение и произойдет сдвиг кривой предложения.
Очевидно, что основные элементы как спрос и предложения имеют очень тесный связь между собой, т.е. действие этих элементов нельзя представить отдельно друг от друга. Поскольку, основной цель – достижение максимизации. Однако можно наблюдать, что следствие этой цели по большому счету сформируется равновесие, т.е. сформируется ситуация, в которой интересы продавцов и покупателей совпадают или при необходимости должны совпадать.
Эта ситуация: «рыночная равновесие».
2.1.Взаимодействие спроса и
Установление равновесной цены
Очевидно, что механизм не может действовать без взаимодействия этих элементов. Таким образом, взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесие и соответственно равновесной цены. С помощью графика очень наглядно можно анализировать взаимодействию спроса и предложения.
Ясно, что каждая точка кривой спроса показывает максимального количество товара, которого покупатель готов купить при соответствующей цене. А каждая точка кривого предложения показывает максимальное количество товара, которого продавец готов продать при соответствующей цене. Чтобы понять взаимодействие надо проанализировать разные случаи.
И в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется доступное условие для осуществления процесса купля – продажа. Естественно самая идеальная ситуация, эта ситуация когда на рынке устанавливается «равновесие».
«Равновесие» – эту понятию нагляднее можно объяснить с помощью графиков. Достаточно приставить, что кривая спроса и предложения для то же самого товара и в том же самом рынке, изображены на одной координатной системе. Естественно, кривые спроса и предложения будут пересекаться. В этом случае, точка пересечение называется точкой равновесия. Естественно в этом случае совпадают и цены товара. Таким образом, можно дать следующую определению: Рыночное равновесие (E–equilibrium) — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению (см. Приложение, рис.2.1).
В этом этапе необходимо рассматривать некоторые свойства рыночного равновесия:
Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие – состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена – цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём – объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
С увеличением спроса, т.е. сдвигом кривой спроса направо и верх, увеличивается и равновесное количество товара и равновесная цена (см. Приложение, рис.2.1.1). Или увеличением величины предложения, т.е. сдвигом кривой предложения направо и вниз, увеличивается равновесное количество товара и снижается равновесная цена (см. Приложение, рис.2.1.2).
Равновесие существует там
и тогда, где и когда уже
исчерпаны возможности
Естественно, следствие
государственной вмешательства,
На основе вышеуказанных можно сказать, что рыночный механизм не может долговременно сохранить равновесную ситуацию. Ясно, что в этом случае действует саморегулирующая функция рынка, чтобы установить предыдущий уровень равновесии. Естественно, рыночный механизм может исправить эту проблему. Однако достижение предыдущей уровню равновесия зависит не только от действие рыночного механизма, но и от структуры рынка. Таким образом, с точки зрения установленной равновесия, различаются две основные виды равновесия: устойчивое и неустойчивое.
Представим себе, что в силу каких-либо причин цена отклонилась от первоначального равновесного значения. Соответственно возникает вопрос: Вернется ли рынок с течением времени к первоначальному состоянию равновесия в точке Е и примет ли цена первоначальное равновесное значение?
Очевидно,
что анализ экономического равновесия
с точки зрения его устойчивости требует
от нас определения динамики изменения
цены во времени иными словами, фактор
времени должен быть включен в анализ
явным образом. Поэтому, изображенные
графики включают в себя двух переменных:
цена и время. Т.е. рассматривается установление
равновесной цены в течении изменении
времени. На рис. 2.2.1 цена возвращается
к первоначальному равновесному значению.
Такое равновесие является устойчивым.
На рис. 2.2.2 цена стремится к первоначальному
значению, никогда не достигая его. Такое
равновесие называется асимптотически или
Ясно, что упрощения при экономическом анализе необходимы. Так как, в данном анализе устойчивости равновесия тоже присутствуют некоторые упрощения. Например, при определении объема предложении сельскохозяйственных продуктов, возможность появления урожайных колебаний отложились. Т.е. если случилось снижение сельскохозяйственной продукции из за неблагоприятных климатических условий, естественно появляется дефицит. И соответственно продавец не может продавать продукт при предыдущей цене. И поэтому, более точную определению устойчивости (неустойчивости) можно понять с помощью паутинообразной модели. В этом случае: