Рынок и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, раскрытие основных понятий и анализировать действие рыночного механизма при непостоянных ситуаций. Потому, что именно непостоянные ситуации, т.е. ситуации, которые в основном не рассматриваются при определении общей модели кокой – либо механизма, являются очень важными. И естественно, в определенном уровне, становится необходимой учитывать эти факторы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие рынка………………………………………………......4
1.1. Сущность и структура рынка……………………….………....4
1.2. Теоретические основы рыночного механизма……….……....9
1.3. Цена, спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма………………………………………………………..….13
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………..….20
2.1. Взаимодействие спроса и предложения. Установление
равновесной цены…………………………….………………….....20
2.2. Основные виды рыночного равновесия………………….......23
Заключение……………………………………………..……….......26
Список использованной литературы………………….…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по микро экономике 17.docx

— 265.48 Кб (Скачать)

 

 

           

План:

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.  Понятие рынка………………………………………………......4

           1.1. Сущность и структура рынка……………………….………....4

           1.2. Теоретические основы рыночного механизма……….……....9

        1.3. Цена, спрос и предложение как основные элементы рыночного      механизма………………………………………………………..….13                                                                                           

Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………..….20

           2.1. Взаимодействие спроса и предложения.  Установление 

           равновесной цены…………………………….………………….....20

           2.2. Основные виды рыночного равновесия………………….......23

           Заключение……………………………………………..……….......26

          Список использованной литературы………………….…….......28

           Приложения………………………………………………...…….....29

Введение

Ясно, что рыночная система  одна из самых сложнейших систем экономической  жизни. Эти  сложности выражаются ограниченностями рынка. В различных  отраслях рынка все еще остаются нерешенные проблемы.  Например, рынок  труда имеет очень сложную  систему, так как в мире все  еще остается проблема безработицы. Наверняка эта проблема будет  существовать еще долго, поскольку, рыночный механизм не идеален. Одно из причин появлению этих проблем, естественно, является неограниченные желания людей. Современное общество требует очень многого от рыночного механизма. Т.е. неграничные желания людей, против ограниченных возможностей экономической жизни.

Причиной выбора этой темы, является ее актуальность и естественно, интерес к данной теме.

Целью данной работы является, раскрытие основных понятий и  анализировать действие рыночного  механизма при непостоянных ситуаций. Потому, что именно непостоянные ситуации, т.е. ситуации, которые в основном не рассматриваются при определении общей модели кокой – либо механизма, являются очень важными. И естественно, в определенном уровне, становится необходимой учитывать эти факторы.

По итогу, можно сказать, что данная работа полностью посвящено  раскрытию и анализу основных понятий.

   

          

 

 

 

 

 

                                                      Глава 1. Понятие рынка

      1.1.Сущность и структура рынка

«Рынок» – с первого взгляда каждый человек подразумевает простое явление. Явление, которое тесно связано с нашим жизненным циклом. Явление, которое помогает нам удовлетворить наши потребности. Конечно, каждого человека, с экономического точке зрения, индивидуума можно считать основной частей рынка. Мы покупаем, соответственно удовлетворяем свои потребности, конечно же, даже не думаем о том, как формируется цена товара, которого мы купим, как определяется объем продажи, вообще как функционирует рынок. Естественно, процесс обмена реализовался в определенном месте, если даже места назначения обмена не являлся обменным пунктом. Исходя из этого, можно сделать вывод, под рынком, для данного периода, подразумевался не определенные места, а любое место, где реализовался обмен, купля – продажа. Несмотря на то, данные определения относятся древнему периоду, можно смело относить их и нашему дню. В течение исторического развития, развивался и соответственно расширялся понятие рынка. В капитализме, очень важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация является формой общественного разделение труда и ее можно считать второй причиной возникновения рынка. Очевидно, что все это только короткое изложение всего процесса возникновения.

Поэтому, прежде чем начать объяснение рыночной системы, целесообразно дать раскрытие на понятие самого рынка.

Каждый специалист, квалифицированный в определенной отрасли экономики дает разное объяснение понятию рынка. Прежде всего, рынок, это место где осуществляется процесс купли-продажи. В более точном определении, рынок, это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Ясно, что главным способом осуществление рыночных операций является взаимоотношение. Под этим отношением чаше всего понимается взаимоотношение между покупателями и продавцами. Если просматривать рынок как взаимодействие субъектов в цели купли-продажи объектов, то можно сказать, что субъектами рынка являются продавцы и покупатели, а объектами рынка являются товары, но надо учитывать, что в качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги и деньги. А в качестве денег понимается все финансовые средства, и конечно, самая первичная средства процесса купли-продажи-деньги.

Конечно, вышеуказанные  информации не достаточны для понятия  всего рынка в целом.  Они  дают нам только обобщающую картину. Чтобы понимать всю рыночную систему, надо рассматривать все части  этого механизма отдельно. Поэтому, даем определение структуру рынка.

Мы уже  подчеркивали, что существуют очень разные определения  рынка. Например, многие рассматривают рынок как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. По другим рассмотрениям, рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, и он является общественной формой функционирования экономики. Видно, что под общественной формой подразумевается форма движения общественного продукта и услуг. Очевидно и этот факт, что вышеуказанные определения не включают в себя основных принципов рыночного механизма. Поскольку, эти определения описывают всего лишь рынка, которого мы с первого взгляда представляем. Конечно, более наглядное определение могут дать специалисты. Например, В.Ф.Максимова определяет рынок как форма взаимодействий, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Ясно, что производства является основой рынка. Т.е., без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. И поэтому его можно считать обязательным компонентом товарного хозяйства. Конечно, надо иметь виду, что сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Однако надо учитывать, что к функциям рынка относится не только формирование условий для купли-продажи, объема и соответственно этому для взаимодействие. А для функционирования рынка требуются следующие основные условия:

  1. Наличие и реализация многообразных форм собственности. К ним относятся частная, государственная, кооперативная, муниципальная собственность и другие виды собственности. Преимущество наличия различных видов собственности включается в том, что они позволяют создавать разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности  людей, стимулируют развитие технологии, повышение качества товаров, расширение ассортимента, снижение производственных издержек, выступают предупредительной мерой против возможности появления дефицита, обеспечивают возможность выбора.
  2. Наличие рыночной инфраструктуры как совокупности хозяйственных форм, обеспечивающих движение товарных, денежных, финансовых и информационных потоков. Она включает в себя три основных элемента: Первый, рынок товаров и услуг, где осуществляется купля-продажа товаров и услуг, формируется спрос и предложение и устанавливается цена под воздействием детерминирующих факторов. Второй, рынок факторов производства или рынок экономических ресурсов, который представляет собой систему отношений по купле-продаже факторов производства. К факторам производства относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация. Третий, финансовый рынок, где осуществляется операции с финансовыми активами, т.е. деньгами, ценными бумагами т.д. Этот тип рынка предполагает функционирование фондовых, валютных бирж, рынков ценных бумаг, межбанковского кредита и т.д. Основной функцией финансовых рынков является перераспределение денежного капитала между заемщиками и кредиторами.

Все вышеуказанные факторы  формируют основную функцию рыка. К важнейшим функциям относятся: 

  1. функция саморегулирования товарного производства. Она      проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
  2. стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
  3. функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
  4. регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро и макро пропорции в экономике, в производстве и обмене;
  5. функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Выходя из этих функций  рынка можно сделать следующий  вывод: Естественно, рынок, это система, имеющая саморегулирующую свойству. Но, надо иметь виду, что это регулирование реализовывается непосредственно с присутствием основных рыночных элементов, как покупатели и потребители. Когда речь идет о регулирование рынка, надо иметь виду, что основным действующим факторам является рыночная структура. Поскольку, для отдельных рынков существуют разные методы регулирование и естественно, это зависит от разнообразия структуры. Ясно, что структура рынка очень богата и соответственно сложна. И это надо учитывать, что тип рыночной структуры характеризуют три основных признака – количество фирм в отрасли, однородность производимого фирмами отрасли товара и возможность для фирм войти в отрасль и выйти из отрасли. Классификация рыночных структур осуществляется по различным критериям:

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг  и т.д.;
  2. По географическому положению – местный, национальный, мировой;
  3. По отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.;
  4. По характеру продаж – оптовый, розничный;
  5. По степени ограничения конкуренции – совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

 Большинство из этих  типов несложно описывать, поскольку  они выключают в себя несложные  механизмы. Однако стоит рассматривать  рынков по степени ограничения  конкуренции. 

  1. Совершенная конкуренция – на рынках в условиях совершенной конкуренции действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает решение самостоятельно. Она помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения спроса. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Конечно, в действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Этот тип рынка тоже имеет свои недостатки, так как примером может выступать то, что она не учитывает  в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.
  2. Монополистическая конкуренция – этот тип рынка возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, который каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Сравнивая монополистическую конкуренцию с совершенной  конкуренцией можно сделать вывод, что в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной  конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
  3. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей в отрасль ограничен высокими барьерами. Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Здесь наблюдается очень сильная ценовая война, т.е. цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
  4. Монополия – надо иметь виду, что само понятие «Монополия» имеет общий характер. Но в этом этапе постараемся раскрыть понятию «Чистая монополия». В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие «фирма» и «отрасль» совпадают. Она возникает там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Для возникновения монополии в отрасли требуется очень великие барьеры для вступления в отрасль.

Естественно, чтобы укрепить получаемое знание и понимать суть всей системы о типах рыночных структур, можно сделать сравнительный анализ. В табличном виде это можно описывать нагляднее. (см. Приложение. Таблица 1.1.1)  

Чтобы расширять кругозор о понятие рынка необходимо рассматривать рыночный механизм.

1.2. Теоретические основы рыночного механизма

Понятие «рыночный механизм» имеет много общего с понятием самого рынка. Это можно объяснить тем, что под действием механизма понимается действие самого рынка. На основе этого можно дать следующую определению. Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция. Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. При  предыдущем классификации рынка, мы дали определение только понятию типов рыночных структур. В этом этапе целесообразно, объяснить классификацию по остальным критериям.

  1. Рынок факторов производства:                                                                                        

Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором                                     взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все

предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители  машин, оборудования, сырья, топливных  ресурсов. Товары производственного  назначения покупаются и продаются  обычно оптом, большими партиями. Оптовая  торговля выступает посредником  между предприятиями-производителями  и предприятиями-потребителями продукции.

Характерная особенность  рыночной экономики состоит в  том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме  рынок факторов производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.

  1. Рынок рабочей силы:

Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком факторов производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда.

Информация о работе Рынок и рыночное равновесие