Рынок и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, раскрытие основных понятий и анализировать действие рыночного механизма при непостоянных ситуаций. Потому, что именно непостоянные ситуации, т.е. ситуации, которые в основном не рассматриваются при определении общей модели кокой – либо механизма, являются очень важными. И естественно, в определенном уровне, становится необходимой учитывать эти факторы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие рынка………………………………………………......4
1.1. Сущность и структура рынка……………………….………....4
1.2. Теоретические основы рыночного механизма……….……....9
1.3. Цена, спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма………………………………………………………..….13
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………..….20
2.1. Взаимодействие спроса и предложения. Установление
равновесной цены…………………………….………………….....20
2.2. Основные виды рыночного равновесия………………….......23
Заключение……………………………………………..……….......26
Список использованной литературы………………….…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по микро экономике 17.docx

— 265.48 Кб (Скачать)

Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности  замены живого труда машинами.

  1. Рынок капитала и финансов:

В движении капитальной стоимости  денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.

  1. Рынок потребительских товаров:

На нем взаимодействует  все население с производителями  и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития  этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка  зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой  обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в  соответствии с его покупательской способностью.

  1. Рынок информационных материалов и информационных услуг:

Для рыночного хозяйства  достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты  и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают  решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем  выше, чем больше информации имеется  при принятии решения. Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и  предложении. Информация - это дорогое  благо. Вы хотите продать дом по самой  высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который готов заплатить такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупателю. Естественно в определенном степени роле посредника выступает информация.

Рыночный механизм часто сравнивается с живым механизмом. Аналогично рыночный механизм имеют свои элементы, свои основы. По большому счету, когда речь идет о теоретических основах рыночного механизма, речь идет о теоретических основах самого рынка. Т.е. подразумевается основные элементы рынка. К ним относятся субъекты и объекты рыночного механизма, деньги, спрос и предложения. Одним словом, все, что формирует рынка. В предыдущих разделах мы подчеркивали, что продавцы и покупатели являются субъектами рынка. В экономической теории  выделяют три основных субъекта рыночных отношений – домохозяйства, фирмы и государство.

  1. Домохозяйство – это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают или вынуждены принимать общие финансовые решения. Иными словами, домохозяйства по большому счету можно относить к сектору потребителей. Они имеют некоторые основные свойства: каждое домохозяйство принимает единое решение; домохозяйства являются полновластными владельцами факторов производства и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям товаров и услуг; любое домохозяйство, принимая решение, стремится максимизировать получаемую полезность.
  2. Фирма – это экономическая единица, использующая факторы производства для изготовления продукции, которую она продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относятся к сектору производителей. Выделяются следующие свойства фирм: каждая фирма принимает единое решение и это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса; фирмы являются полновластными пользователями факторов производства; большинство решений фирмы принимают, преследуя единственную цель – максимизировать получаемую прибыль.
  3. Государство – первый очередь надо заявить, что рыночной экономике, государство рассматривается как не основной действующий силой. Однако государственное вмешательство является   основной         силой ограничивающей саморегулирующую функцию рынка. Государство включает в себя правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.  

Взаимодействие этих факторов очень  наглядно объясняется с помощью  графика кругооборота. (см. Приложение, рис. 1.2.1)   

В фоне вышеуказанных субъектов действуют  основные элементы рынка. Таким образом, цена, спрос и предложения являются основными элементами рыночного механизма.

   1.3. Цена, спрос и предложение как основные элементы                          рыночного механизма

Цена – это основной ключ рыночных отношений, основная организующая сила. Т.е. производитель определяет цену производимого товара, продавец устанавливает цену на основе ситуации на данном рынке. И, естественно, цена товара по большому счету, определяет величину спроса предъявленного потребителями. Если художественно описать, то цена, это мост объединяющий берег реки. Конечно, определение этому понятию можно дать следующим образом:

Цена является экономической  формой, в которой сфокусированы  экономические отношения рыночной экономики производства (предложения) и потребления (спроса) любого товара. Она является «нервы» экономики, важнейшим звеном рыночного механизма. Без ее экономического обоснования  невозможно нормальное функционирование хозяйствующих субъектов и целых  отраслей и обеспечения социальной справедливости в обществе.

Цена - денежная оценка товара, отражающий его потребительские свойства (полезность), затраты на его производство и другие параметры. Ей можно и считать как денежное выражение потребительской стоимости и стоимости товара.

Цена предопределяет всю  систему противоречий, связанных  с проблемами рынка, воплощает все  противоречия экономических интересов, их согласование, гармоничное сочетание. В ней заложены условия производства и потребления. Цена влияет на эффективность  и является инструментом, с помощью  которого оценивают результаты деятельности хозяйствующих субъектов и их материальное вознаграждение. Она является стимулом труда и экономии расходов при одновременном повышении  качества создаваемых благ и услуг.

Одновременно цена является информационным сигналом, хозяйствующие  субъекты получают в процессе купли-продажи  товаров относительно признания  общественной полезности их труда. То есть цена - это информация о связи  между стоимостью и потребительской  стоимости товара. Она также указывает, от чего необходимо отказаться, чтобы  получить желаемые товары и услуги, заставляет покупателей учитывать  цену альтернативных благ, когда принимаются  решения о способе использования  собственного ограниченного дохода.

Роль и значение цены в  рыночной экономике определяются ее информационной, стимулирующей, ориентируя, распределительной функциями: информационная функция - заключается в том, что  цена информирует о предложении  товара, его величину и о том, сколько  продавец хочет получить за свой товар. Такая же информация формирует позицию  покупателя, определяя размер его  спроса; стимулирующее функция - проявляется  в способности поощрять предпринимателей, которые рационально используют производственные возможности для  получения лучших окончательных  результатов, применяют постиндустриальную технологию и технику; ориентируя функция - суть ее в ориентировании продавца и покупателя на формирование предложения  и выбора товара; распределительная  функция - ее специфика проявляется  в перераспределении капиталов, направления их в более эффективные  и прибыльнее отрасли. Цена демонстрирует  эффективность предпринимательской  деятельности. В ней фокусируются, оказываются, сталкиваются и согласовываются материальные интересы индивидуального и совокупного спроса и предложения.

На основе вышеуказанного, можно сказать, что сама цена и  ценообразования перестоит перед  экономической теорией как основная проблема. Это приводит к тому, что  в некоторых экономических системах цена не может выполнять некоторые функции, потому, что это выполняется другими силами. Например, в командной экономике цены на большинство товаров устанавливаются органами центральной и местной власти, что приводит к потере ценами регулирующей и стимулирующей функций. Следовательно, основой цены является стоимость товара, непосредственно связана с его полезностью: товар, не имеющий общественной полезности, не имеет и стоимости, т.е. труд, воплощенная в таком товаре, не признается общественно полезной и теряется. Однако на цену влияют и другие факторы, обуславливающие ее модификацию и колебания. К ним относятся: спрос и предложение, денежный оборот, монополизация рынка, неэластичность производства, редкость экономического блага, фактор времени, уровень национального богатства и т.п.

Если учитывать, что основные типы рыночных структур имеют очень  большие различие между собой, то нетрудно сообразить, что понятие  цена имеет разными свойствами при  этих типов. Например:

  1. Идеальной рыночной структурой, где наиболее полно реализуются все закономерности рыночного хозяйства, является рынок совершенной (неограниченной) конкуренции. На таком рынке работает большое количество фирм-производителей, которые не имеют никакого влияния на цены: цена единая для всех субъектов рынка и устанавливается под воздействием безличных механизма ценообразования. Фирма при совершенной конкуренции принимает цену, сложившуюся на рынке как внешний фактор, на который невозможно повлиять.
  2. Полной противоположностью рынка совершенной (чистой, свободной) конкуренции является рынок чистой монополии. Монополия возникает в процессе конкурентной борьбы и представлена крупными предприятиями, фирмами с наибольшей эффективностью и наименьшими производственными затратами. Очевидно, что монополия самостоятельно определяет цену товара, а от потребителей зависит только количество продукции, купленной за эту цену. Отсюда следует, что чистая монополия какую угодно высокую цену установить не может: она должна учитывать, что с ростом цен спрос спадает.
  3. Олигополия - Цена на таком рынке определяется фирмой, которая имеет самые низкие издержки производства и низкие продажные цены. Размер цены и основные параметры рыночной равновесия зависят от того, как фирмы прогнозируют реакцию конкурентов. Возможны и такие ситуации разрушительного соперничества, когда процесс вторжения в отрасль сопровождаться войной цен. Война цен - циклы последовательного снижения цен фирмами-соперниками. Война продолжается до тех пор, пока цена не будет снижена до уровня средних издержек.

 Понятию цен в условиях  монополистической конкуренции  будем рассматривать в следующих  разделах.

На основе этих фактов можно  сделать вывод, что в реальности цена определяется не только со стороны  производителей и продавцов, при этом очень важную роль сыграют и покупатели (потребители). Естественно, если продавец владеет ассиметричной информацией, то будет устанавливаться цена, не соответствующая возможностей потребителя. Конечно, этот фактор непосредственно связан основными элементами рыночного механизма: спросом и предложением.

Изучение спроса на рынке  сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании любого предприятия.

Спрос и предложение - два важнейших  понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли. Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки. Теперь рассмотрим самого понятие спроса:

Спрос (D – demand) – магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине “душа” экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, по и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают “потребность” и “спрос”.

Отличается  и понятие «величина спроса». Величина спроса – это то количество товара Х, которое потребители региона  желают приобрести для удовлетворения своих потребностей. Такое количество товара называется количеством товара, на которое предъявляется спрос  или величина спроса (QD – quantity demand).

Информация о работе Рынок и рыночное равновесие