Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:08, контрольная работа
Фондовые рынки, выступая составной частью финансовой системы государства, воздействуют на экономику, являясь основным механизмом перераспределения капиталов между различными секторами и хозяйствующими субъектами. Интегрируя с сопутствующей ему системой финансовых институтов, он формирует сферу, в которой создаются значительные по масштабу источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Основная роль рынка ценных бумаг заключается в том, что при его помощи обеспечивается движение, распределение и перераспределение капитала, а также осуществляется аккумулирование временно свободных денежных средств и их перенаправление в виде инвестиций на расширение объемов промышленного производства, торговли и сферы услуг.
Вместе с тем, рынок ценных бумаг может быть источником масштабной финансовой нестабильности, макроэкономических рисков и социальных потрясений, особенно проблемными являются формирующиеся фондовые рынки, к числу которых принадлежит и российский, заслуживший репутацию одного их самых рискованных фоновых рынков мира.
Рынок инвестиционных ресурсов начал определять национальную экономику и национальные интересы. В нашей стране фондовый рынок лишь в последнее время приблизился к выполнению своих макроэкономических функций.
За прошедшие десять лет фондовый рынок так и не выполнил функцию перераспределения ресурсов в реальный сектор. Вместо этого – сложился относительно небольшой спекулятивный с высокой долей иностранных краткосрочных инвесторов рынок, располагающийся в Москве, который обеспечивал обращение ограниченной группы ценных бумаг.
В условиях глобализации мировой экономики, которая проявляется наиболее заметно в финансовой сфере, усилилась подвижность и неустойчивость финансовой систем, российская экономика стала частью мирового хозяйства, степень ее открытости высока и будет повышаться в дальнейшем. Соответственно состояние мировой конъюнктуры будет все больше сказывается на финансовом рынке России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ СТРУКТУРА 5
1.1 Определение рынка ценных бумаг и его виды 5
1.2 Структура рынка ценных бумаг 7
1.3 Участники рынка ценных бумаг 11
2.ФУНЦКИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
2.1 Характеристика функций рынка ценных бумаг 22
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 25
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 30
3.1Особенности российского фондового рынка 30
3.2 Анализ функционирования российского рынка ценных бумаг в период мирового финансового кризиса 33
3.3 Тенденции и перспективы российского рынка ценных бумаг 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
- унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;
- создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
- создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
- повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.
Как видно из перечисленных выше задач, одним из приоритетных направлений является развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка, неотъемлемой частью которой являются фондовые биржи.
Рассмотрим практические шаги, которые намерено предпринять правительство РФ с целью развития инфраструктуры фондового рынка. В частности, Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года установлено следующее.
Современные финансовые рынки характеризуются, во-первых, расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли и, во-вторых, усилением международной конкуренции бирж, в ответ на которое происходит концентрация ликвидности на крупнейших биржах, трансграничная консолидация бирж и консолидация национальных бирж внутри отдельно взятой страны.
Для того чтобы соответствовать общемировым тенденциям в развитии биржевой торговли в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить:
- условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам;
- высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.
Характерной чертой российского финансового рынка является наличие существенных объемов внебиржевых сделок, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых между клиентами одного брокера. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. При этом под организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой существуют различные по своей форме и степени институционализации системы заключения сделок с финансовыми инструментами в соответствии с выработанными участниками таких систем или установленными государством правилами. Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано. Кроме того, потребуется установить единые базовые требования к техническому обеспечению как бирж, так и иных внебиржевых торговых систем. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков должен обладать правом определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.
Это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, будет способствовать расширению круга финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке, а также признанию рыночными цен на большое количество финансовых инструментов.
В то же время представляется необходимым сохранить значение бирж как основного центра сосредоточения ликвидности, способного конкурировать в мировом масштабе не только с иностранными биржами, но и служить фундаментом конкурентоспособности всего российского организованного рынка. Для этого предлагается, с одной стороны, предъявлять к деятельности бирж более высокие требования по сравнению с иными торговыми системами, а с другой стороны, закрепить за биржами ряд преференций.
Так, в отношении бирж следует установить более высокие требования по допуску финансовых инструментов к торгам и обеспечению исполнения сделок, совершенных на биржевых торгах, а также требования пруденциального надзора. При этом необходимо закрепить исключительно за биржами осуществление листинга финансовых инструментов и допуск ценных бумаг к торгам без осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в предусмотренных законами случаях. Надлежит расширить полномочия бирж по раскрытию информации о ценных бумагах и об их эмитентах, контролю за уровнем и качеством корпоративного управления в акционерных обществах, ценные бумаги которых допущены на биржу, и допуску ценных бумаг к обращению.
Расширению подлежат также полномочия бирж по контролю за манипулированием ценами и сделками на основе инсайдерской информации.
Одновременно предполагается усилить административную и уголовную ответственность лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. На законодательном уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков следует возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства Российской Федерации.
Клиринг, расчеты и учетная система могут быть объединены вокруг биржи, являющейся ядром организованного рынка. Одной из приемлемых моделей консолидации биржевой инфраструктуры может стать вертикально интегрированная модель холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства и иностранных институтов.
В рамках такого холдинга возможны объединение локальных торговых площадок, в том числе специализирующихся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетных депозитариев, клиринговых организаций, а также унификация с учетом установленных государством единых требований электронных стандартов обмена данными, заключения сделок и расчетов. Предложенная модель способна сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.
Таким образом, можно сделать вывод из всего выше сказанного, что сложившая ситуация на финансовом рынке России после всех ее потрясений довольна плачевна. Однако дорожающая нефть воскресила надежды на восстановление прежней ситуации и поддержала ожидания, что кризис завершен и в ближайшее время все вернется на круги своя. Действительно, существует мнение, что инвесторы уже всерьез охвачены идеями скорого восстановления мировой экономики, ведь «зеленые ростки», как их сейчас принято называть, продолжают пробиваться под воздействием беспрецедентных мер фискального и монетарного стимулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис отчетливо выявил всю ущербность той модели роста, которая доминировала в России все последние годы. Основанная на кредитной экспансии, в том числе за счет дешевого иностранного капитала, притоке нефтедолларов и активной роли государства в экономике, она, по-видимому, показала свою несостоятельность, поэтому любые попытки ее возродить вряд ли должны приветствоваться.
Разговоры о диверсификации и модернизации отечественной экономики идут уже давно, ведь еще в далеком 1999 г. В. Путин указал на необходимость освобождения от сырьевой зависимости, внедрения инноваций и привлечения инвестиций. Действительно, некоторые положительные сдвиги были, но вряд ли упомянутые выше факты свидетельствуют о полном достижении поставленных целей. Скорее наоборот. Сентябрь, статья президента Д. Медведева «Россия, вперед!», вновь до боли знакомые призывы к избавлению от сырьевой зависимости и развитию инновационной экономики. Верить или нет — решайте сами! Но если в начале кризиса надежды на это действительно окрепли, то сейчас становится очевидным, что они вновь могут оказаться тщетными. Пример автопрома более чем показателен. И этот пессимизм объясним, ведь если до кризиса «воз так и не сдвинули с места», то сейчас в условиях ограниченности финансовых ресурсов осуществить эти грандиозные планы правительству будет еще труднее.
Кроме того, докризисную динамику в России поддерживала широкомасштабная кредитная экспансия, в том числе за счет иностранного капитала. Однако оживить кредитный рынок денежным властям РФ пока не удалось, несмотря на постоянно усиливающееся давление на госбанки и уменьшение ставки рефинансирования. Так, по данным ЦБ, в октябре кредитный портфель российских банков впервые сократился по сравнению с уровнем начала года, а средние ставки по кредитам нефинансовым компаниям застыли на отметке около 14—15% годовых. Полагаю, что улучшения будут заметны лишь с уверенным восстановлением экономики — только это способно ослабить кредитные риски. Не помогает исправить ситуацию и дешевизна кредитных ресурсов на мировых рынках, которые по-прежнему открыты только для крупнейших российских компаний и банков. Но это неудивительно, ведь как в развитых странах, так и в РФ свободная ликвидность в конечном итоге оседает либо в виде избыточных резервов в ЦБ, либо надувает новые пузыри на финансовых рынках.
Неоднозначны и инфляционные перспективы. В обозримом будущем обязательно останутся антиинфляционные ограничения со стороны вялого спроса и существенных ценовых уступок производителей на фоне минимизации издержек. Однако значительный дефицит бюджета, финансируемый монетарно, неизбежное повышение регулируемых тарифов, недостаточная конкуренция, а также вполне понятное желание производителей и продавцов поднять цены по мере выхода из кризиса будут действовать против устойчивого снижения инфляции. И задача ЦБ состоит в том, чтобы в своей политике учесть все возможные риски, ведь при высокой инфляции дешевой долгосрочной ликвидности у банков не появится. А раз нет доступных, а самое главное — длинных денег, то и рассчитывать на динамичное восстановление инвестиционного спроса не приходится.
Подводя черту, хочу отметить, что в полной мере разделить оптимизм по поводу экономических перспектив РФ довольно сложно. До конца года мы действительно увидим подъем экономики, но только по отношению к провальному первому полугодию, а все более радужные прогнозы на 2010 г. зачастую отражают не столько всплеск возможностей России на глобальной экономической арене, сколько технический пересмотр чересчур завышенных ожиданий на 2009 г. Как показал анализ, слабых мест у отечественной экономики слишком много. Исходя из ее текущей структуры, мы все так же можем рассчитывать только на дорогое сырье, которое и будет в значительной степени определять скорость восстановления российской экономики. Полностью исправить ситуацию может лишь рост производительности труда, повышение объема и качества инвестиций, демонополизация ряда секторов экономики и ограничение вмешательства государства (с сохранением регулирующих функций), а также искоренение коррупции, которая является серьезным барьером полноценного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ