Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Фондовые рынки, выступая составной частью финансовой системы государства, воздействуют на экономику, являясь основным механизмом перераспределения капиталов между различными секторами и хозяйствующими субъектами. Интегрируя с сопутствующей ему системой финансовых институтов, он формирует сферу, в которой создаются значительные по масштабу источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Основная роль рынка ценных бумаг заключается в том, что при его помощи обеспечивается движение, распределение и перераспределение капитала, а также осуществляется аккумулирование временно свободных денежных средств и их перенаправление в виде инвестиций на расширение объемов промышленного производства, торговли и сферы услуг.
Вместе с тем, рынок ценных бумаг может быть источником масштабной финансовой нестабильности, макроэкономических рисков и социальных потрясений, особенно проблемными являются формирующиеся фондовые рынки, к числу которых принадлежит и российский, заслуживший репутацию одного их самых рискованных фоновых рынков мира.
Рынок инвестиционных ресурсов начал определять национальную экономику и национальные интересы. В нашей стране фондовый рынок лишь в последнее время приблизился к выполнению своих макроэкономических функций.
За прошедшие десять лет фондовый рынок так и не выполнил функцию перераспределения ресурсов в реальный сектор. Вместо этого – сложился относительно небольшой спекулятивный с высокой долей иностранных краткосрочных инвесторов рынок, располагающийся в Москве, который обеспечивал обращение ограниченной группы ценных бумаг.
В условиях глобализации мировой экономики, которая проявляется наиболее заметно в финансовой сфере, усилилась подвижность и неустойчивость финансовой систем, российская экономика стала частью мирового хозяйства, степень ее открытости высока и будет повышаться в дальнейшем. Соответственно состояние мировой конъюнктуры будет все больше сказывается на финансовом рынке России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ СТРУКТУРА 5
1.1 Определение рынка ценных бумаг и его виды 5

1.2 Структура рынка ценных бумаг 7

1.3 Участники рынка ценных бумаг 11

2.ФУНЦКИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 22

2.1 Характеристика функций рынка ценных бумаг 22

2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 25

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 30

3.1Особенности российского фондового рынка 30

3.2 Анализ функционирования российского рынка ценных бумаг в период мирового финансового кризиса 33

3.3 Тенденции и перспективы российского рынка ценных бумаг 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 127.49 Кб (Скачать)

Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества. На РЦБ инвесторы могут быть связаны между собой общим интересом и действовать в ущерб другим вкладчикам. Чтобы держать их в поле зрения и определенным образом контролировать, законодательство вводит понятие аффилированного лица. Закон об акционерных обществах признает лицо аффилированным в соответствии с антимонопольным законодательством. Закон РФ «О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках» относит к аффилированному лицу акционера, которому принадлежит более 20% голосующих акций АО. Аффилированные лица обязаны уведомлять АО о количестве и категориях принадлежащих им акциях не позднее 10 дней с даты их приобретения. АО должно вести учет данных лиц и предоставлять о них отчетность в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владеющим служебной информацией, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам. К служебной информацией закон «О рынке ценных бумаг» относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией закон относит: а) членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора эмитента; в) служащих государственных органов, которые имеют доступ к такой информации. 

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В 
рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

В случае нарушения законодательства о ценных бумагах к участникам РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции.

Нормативное регулирование государственными органами профессиональной деятельности на финансовом рынке в последние годы далеко продвинулось по пути в никуда. Это связано с тем, что основным содержанием данного процесса до сих пор является не введение ограничений с целью предотвратить, например, превышение допустимого уровня рисков непосредственно в профессиональной деятельности, а описание самого порядка ее осуществления. Исполнение постоянно нарастающих требований по организации работы участников рынка все больше поднимает цену регулирования, которую, в конечном счете, оплачивает инвестор.

Современный рынок ценных бумаг из-за своих размеров и значимости для мировой экономики не может развиваться стихийно. Он должен регулироваться. При этом регулирование должно охватывать всех его участников, все виды деятельности и операции, которые могут совещаться на нем. Форма и методы регулирования рынка ценных бумаг могут быть различны. Наибольшее значение придается государственному регулированию рынка ценных бумаг и его регулированию со стороны профессиональных участников рынка, т.е. саморегулированию рынка.

Анализ существующей практики регулирования российского финансового рынка показал, что в целом в условиях сложившейся структуры органов и методов государственного регулирования не обеспечивается базовый принцип - системности организации регулирования. В силу того что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, ведомственные регуляторы финансового рынка были наделены полномочиями не только по разработке отраслевой нормативной базы, заменяющей отсутствующее законодательство, но и по контролю за ее исполнением. 

Анализ организационно-экономического механизма регулирования рынка индустриально развитых стран и стран с развивающимися рынками позволяет выделить две основные модели построения указанного механизма: по секторальному/институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов, и по функциональному/целевому принципу, при котором функции установления норм, контроля, надзора или защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления.

Большинство развитых финансовых рынков в таких странах, как Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония и др., в последние 20 лет постепенно перешли к модели функционального/целевого регулирования. На крупнейшем в мире финансовом рынке США начиная с 1999 г. осуществляется регулирование, дифференцированное в большей мере по группам финансовых инструментов, чем по видам финансовых институтов. 

В ряде стран с развивающимися финансовыми рынками, включая Венгрию, Испанию, Казахстан и Украину, осуществляется переход к модели функционального/целевого регулирования финансового рынка. 

С учетом завершения процесса формирования в России экономической потребности в развитом финансовом инструментарии, с одной стороны, и созданием основной категорий участников рынка и обслуживающей их инфраструктуры - с другой, можно сделать вывод о целесообразности постепенного перехода российского финансового рынка от институциональной к функциональной модели организационно-экономического механизма его регулирования.

Исходя из отечественного и мирового опыта развития финансового рынка, при построении организационно-экономического механизма его регулирования предлагается исходить из необходимости выделения 3 уровней регулирования: 

·       уровня законодательных органов;

·       уровня государственных регулирующих органов;

·       уровня саморегулируемые организаций.

Функционирование законодательных органов в составе организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка выражается в законодательной деятельности Федерального собрания РФ и должно постепенно приводить к законодательному закреплению положений нормативных актов ведомств, подтвердивших на практике свою эффективность.

В системе органов государственного регулирования, осуществляющих управленческие функции по отношению к финансовому рынку (функции его регулятора), в качестве наиболее значимых субъектов регулирования следует назвать Правительство РФ, ФСФР, Минфин/Росфинмониторинг и Банк России.

Деятельность ФСФР базируется на заложенной в предшествующее 10-летие традиции совмещения нормотворческих и надзорных полномочий, что отрицательно сказывается на качестве и тех и других. Спонтанные и несоразмерные реальным нарушениям действия ФСФР последнего времени по приостановке лицензии ЗАО "Единый регистратор", аннулированию квалификационных аттестатов руководства ОАО "ЦМД" свидетельствуют о несовершенстве административной процедуры применения санкций по результатам надзора. Достаточно сказать, что система консультаций с профессиональными участниками по результатам проверки их деятельности, действующая на цивилизованно регулируемых рынках, отсутствует, а сами решения о санкциях принимаются кулуарно и единолично.

Таким образом, действующий на российском финансовом рынке механизм государственного регулирования по-прежнему характеризуется бюрократическими методами его осуществления, наличием многочисленных, в том числе административных, барьеров для привлечения инвестиций и внедрения инноваций.

 

3.  ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 
3.1 Особенности  российского фондового рынка

Российский фондовый рынок демонстрирует основные отличительные черты, присущие большинству развивающихся рынков. Рассмотрим особенности формирования и функционирования фондового Рынка России.

  1. Отсутствие нормального и симметричного распределения доходности и цен ценных бумаг. Как показывают многочисленные эмпирические исследования, развивающиеся рынки в отличие от развитых не характеризуются нормальным и симметричным распределением стоимости ценных бумаг. На них доминируют асимметрия и эксцесс, величины которых для нормального и симметричного распределения должны быть равны нулю.

Правосторонняя асимметрия распределения фондового рынка России означает, что дисперсия и стандартное отклонение цен и доходностей акций и облигаций завышают риск по сравнению с ожидаемыми значениями. В случае левосторонней скошенности риск оказывается заниженным. Подобная особенность может быть объяснена тем что инвесторы российского развивающегося рынка предпочитают ассиметричные вложения в связи с убыванием абсолютной несклонности к риску.

  1. Небольшая капитализация фондового рынка. Экономический смысл данного показателя заключается в соизмерении размеров национального рынка акций и экономики. Российский фондовый рынок отстает от развитых стран по уровню капиталоемкости ВВП. Однако это отставание с течением времени преодолевается, за период с 2004 по 2007 гг. отношение капитализации к ВВП России выросло в 2,5 раза.

Анализ динамики темпов прироста капиталоемкости ВВП России показывает, что отечественный рынок, также как и остальные развивающиеся страны, один из наименее плавно развивающихся рынков среди стран. Вообще, за период 1996-2008 гг. отмечалось два резких скачка в темпах прироста капиталоемкости ВВП и два менее существенных. Дважды был превышен уровень темпов прироста капиталоемкости ВВП  200%: в 1997 г. Он составил 220%, в 1999 г. – 363%, что повлекло последующее снижение значений показателя и согласуется с сокращением темпов прироста ВВП в течении 1998 и 2001 гг. соответственно.  Менее высокие скачки темпов прироста капиталоемкости в 2001 г. До 67% и в 2005 г. До 60% также согласуются как с последующим снижением значений самого показателя, так и со снижением темпов прироста ВВП в течении тех же 2001 и 2005 гг.

  1. Высокая волатильность рынка. Любые операции на фондовом рынке всегда содержат элемент риска, т.е., в самом общем смысле – вероятность отклонения развития событий на фондовом рынке от ожидаемого под действием различных факторов. В более узком смысле под риском понимают неоднозначную определенность получения дохода или иных результатов деятельности на рынке ценных бумаг. 

Волатильность российского рынка чрезвычайно высока: коэффициент вариации, характеризующий уровень волатильности рынка за 2004 – 2008 гг. равен 45,02% (для сравнения: в США волатильность фондового рынка -10,4%, в Великобритании -12,77%).

Высокая волатильность динамики российских фондовых индексов отражает значительные системные риски российской экономики, в первую очередь, непоследовательность в области политики, недостаточную эффективность и непредсказуемость действий регуляторов экономики.

Понятие процессов  волатильности фондового рынка имеет ряд причин: во-первых, эмпирически доказано, что существует негативная связь между волатильностью и ростом экономики, волатильность фондового рынка является основным признаком изменения благосостояния экономики, что относится также к развивающимся рынкам. Во-вторых, в ряде работ, посвященных изучению проблем  волатильности на недавно созданных фондовых рынках, доказывается, что рост волотильности является показателем кризисных ситуаций в экономике.

В настоящее основными факторами, определяющими динамику российских фондовых индексов, выступают  ситуация на американском рынке акций и изменение курса рубля к доллару. Курс евро, цена на золото и доходность условно безрискованных американских  суверенных облигаций не играют значимой роли. Кроме того, в определенных обстоятельствах среди факторов, обуславливающих состояние отечественного фондового рынка, важную роль начинает играть свободный индекс развивающихся рынков, обычно остающихся в тени «старших братьев» - индекс S&P500 и курса доллара.

Так же присутствует проблема слабости структурно-институциональной природы отечественного фондового рынка и соответственно присущих ему рисков. Ядром проблемы является низкая информативность цен финансовых инструментов, вызванная в первую очередь особенностями структуры собственности российских эмитентов. Это закономерно приводит к восприятию инвесторами котировок как систематически завышенных. На лицо преобладание спекулятивной мотивации участников рынка, лежащей в основе нездорового роста котировок, так и, наоборот, их резких и малопредсказуемых обвалов.

Взаимосвязи между доходностью российских ценных бумаг и динамикой мировых цен на углеводородное сырье отсутствует. Подобная ситуация может быть объяснена главным образом тем обстоятельством,  что существенная часть информации о динамике нефтяных цен поступает на российский фондовый рынок опосредованно, уже будучи учтенной в динамике фондовых индексов США. Кроме того, большее значение имеет то, что на российском рынке преобладают международные спекулятивные инвесторы. Для них операции по купле-продаже  российских ценных бумаг в большинстве случаев не имеют самостоятельного значения, а подчинены стратегии снижения рисков глобального инвестиционного портфеля.

Информация о работе Рынок ценных бумаг