Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:08, контрольная работа
Фондовые рынки, выступая составной частью финансовой системы государства, воздействуют на экономику, являясь основным механизмом перераспределения капиталов между различными секторами и хозяйствующими субъектами. Интегрируя с сопутствующей ему системой финансовых институтов, он формирует сферу, в которой создаются значительные по масштабу источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Основная роль рынка ценных бумаг заключается в том, что при его помощи обеспечивается движение, распределение и перераспределение капитала, а также осуществляется аккумулирование временно свободных денежных средств и их перенаправление в виде инвестиций на расширение объемов промышленного производства, торговли и сферы услуг.
Вместе с тем, рынок ценных бумаг может быть источником масштабной финансовой нестабильности, макроэкономических рисков и социальных потрясений, особенно проблемными являются формирующиеся фондовые рынки, к числу которых принадлежит и российский, заслуживший репутацию одного их самых рискованных фоновых рынков мира.
Рынок инвестиционных ресурсов начал определять национальную экономику и национальные интересы. В нашей стране фондовый рынок лишь в последнее время приблизился к выполнению своих макроэкономических функций.
За прошедшие десять лет фондовый рынок так и не выполнил функцию перераспределения ресурсов в реальный сектор. Вместо этого – сложился относительно небольшой спекулятивный с высокой долей иностранных краткосрочных инвесторов рынок, располагающийся в Москве, который обеспечивал обращение ограниченной группы ценных бумаг.
В условиях глобализации мировой экономики, которая проявляется наиболее заметно в финансовой сфере, усилилась подвижность и неустойчивость финансовой систем, российская экономика стала частью мирового хозяйства, степень ее открытости высока и будет повышаться в дальнейшем. Соответственно состояние мировой конъюнктуры будет все больше сказывается на финансовом рынке России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ СТРУКТУРА 5
1.1 Определение рынка ценных бумаг и его виды 5
1.2 Структура рынка ценных бумаг 7
1.3 Участники рынка ценных бумаг 11
2.ФУНЦКИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
2.1 Характеристика функций рынка ценных бумаг 22
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 25
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 30
3.1Особенности российского фондового рынка 30
3.2 Анализ функционирования российского рынка ценных бумаг в период мирового финансового кризиса 33
3.3 Тенденции и перспективы российского рынка ценных бумаг 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Рисунок 3. Глубина спада на фондовых рынках стран – крупнейших экспортеров нефти в 2008 г.
(динамика фондовых индексов, к декабрю 2007 г., в %)
Источники: данные РТС, расчеты
авторов.
Кроме панического вывода денег иностранными инвесторами, обрушение фондового рынка было обусловлено спецификой его участников и проводимых ими операций. На рынке присутствовало много спекулянтов и российских игроков, связанных с собственностью. Они закладывали свои пакеты акций, чтобы приобретать другие активы. При падении рынка возник эффект домино: чем сильно падали цены тем больше возникало calls и тем масштабнее были вынужденные продажи. Кроме того, неразвитую российскую финансовую систему подпитывали ликвидностью несколько крупных банков. Когда в условиях растущих рисков они ушли с фондового рынка и свернули межбанковское кредитование, все операции рефинансирования остановились. Таким образом, крах рынка был вызван целым комплексом одновременно действовавших факторов.
На рисунке показаны последовательность и временные границы влияния различных факторов на динамику фондового рынка. Разворот в движении индекса РТС начался под действием ценового фактора (падения мировых цен на нефть с их максимума в июне 2008 г. тренд 1). В сентябре – октябре 2008 г. Падение ускорилось, составив соответственно 26,4 и 36,2% (тренд 2). Это стало результатом массового вывода иностранным инвесторами средств с российского фондового рынка под влиянием кризиса ликвидности, (рисунок 4).
Рисунок 4 - Индекс РТС и факторы его обрушения в 2008 г.
источники: данные РТС, ЦБ РФ,
расчеты авторов
Тренд 1 связан с падением цен на сырье
(нефть)
Тренд 2 связан с выводом иностранных вложений и кризисом банковской ликвидности
Мировой финансовый кризис, сломав старые и сформировав новые тренды, привел к изменению объемов и направления движения финансовых потоков между внутренней экономикой и внешним миром. С одной стороны, сократился объем инвестиций, привлекаемых от внешних инвесторов (из-за риска недооценки размещаемых ценных бумаг). Посредством первичного размещения акций (IPO) российским компаниям удалось привлечь в 2008 г. Всего 1,7 млрд. долл., в то время как в 2007 г. – 34,3 млрд. долл. (то есть в 20 раз больше). С другой стороны, иностранные инвесторы достаточно изымали средства из высокорискованных российских активов для фиксации прибыли. По данным Росстата, их финансовые вложения за январь- сентябрь 2008 г. Сократились на 13,8% к соответствующему периоду предыдущего года по сравнению с ростом в 2,2 раза за весь 2007 год.
Кризис на фондовом рынке негативно проявлял на развитие реального сектора. Из-за падения курсов акций российских корпораций возникла острая ситуация с величиной залога, под который корпорации брали кредиты. Дело в том, что если в течении действия кредитного договора стоимость ценных бумаг упала, то кредитор может потребовать досрочного возврата части кредита или увеличения числа ценных бумаг, сданных в залог.
Для повышения стоимости залога ВЭБ выделил свыше 8 млрд. долл. Наибольшую поддержку получили: русал – 4,5 млрд. долл., Альфа-групп – 2 млрд., Система –Галс – 0,7 млрд. Но нет гарантии, что подобная ситуация не повторится с другими предприятиями.
Кризис привел к сокращению доходов реального сектора от эмиссии акций. (рисунок 5)
Рисунок 5 - Размещение акций на открытом рынке, (млрд. долл.)
Источник: рассчитано по данным,
опубликованным в газете «Бизнес и банки»
(2008. №5. С.7).
В России она стремительно росла с 2004 г., тогда акционерные общества страны разместили на открытом рынке акций на сумму 638 млн., а в 2007 г. – уже более чем на 22 млрд. долл. В 2008 г. Объем размещения акций на открытом рынке снизился по сравнению с 2007 г. Более чем в 10 раз (при этом практически все акции были размещены впервом полугодии, т.е. еще до обострения кризиса). В течении первой половины 2009 г. За счет публичного размещения акций IPO вообще не удалось получить сколько-нибудь значительных денежных средств.
Кризис оказал негативное влияние и на бюджетную систему. Доходность ОФЗ возросла с 5,25% в мае 2008 г. До 14,09 – в феврале 2009 г. Заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В последние годы за счет доходов от выпуска госбумаг финансируются расходы федерального бюджета на погашение внешнего госдолга. Большую его часть составляют еврооблигации, в которые конвертирован долг России Лондонскому клубу кредиторов.
С учетом доходности ОФЗ внешний госдолг внешний госдолг до кризиса замещался более дешевым внутренним госдолгом. В настоящее время он замещается более дорогим внутренним госдолгом. Это в ближайшей перспективе приведет к росту расходов федерального бюджета на его обслуживание.
В целом доходы корпоративного сектора и бюджетной системы от выпуска ценных бумаг со второй половины 2008 г. Стали снижаться. В январе-мае 2009 г. Они приняли отрицательное значение. Произошло это как за счет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счет существенного роста расходов на обслуживание долговых бумаг (рисунок 6).
Рисунок 6 - Доходы предприятий, банков и бюджетной системы от выпуска акций и облигаций(с учетом затрат на обслуживание долговых обязательств, млрд. долл.)
Источник: рассчитано по данным
Банка России.
Важным последствием кризиса для банковской системы стали убытки от снижения курсов акций и облигаций. За июль-октябрь такие убытки составили почти 100 млрд. руб. В этих условиях Банк России был вынужден изменить учет стоимости ценных бумаг. Акции и облигации, купленные в первой половине 2008 г., было разрешено оценивать по стоимости на 1 июля 2008 г., т.е. по докризисным ценам. Переоценка позволила банкам получить в ноябре- декабре 2008 г. Около 60 млрд. руб.
Фондовый кризис при всех попытках его моделирования и прогнозирования – это всего лишь форма нарастания и разрешения противоречий между стоимостью реального капитала и представлениями инвесторов о его рыночной стоимости, которые языком теории называются фиктивным капиталом. Механизм переоценки реальной стоимости обращающихся на рынке акций был запущен еще во второй половине 1990-х гг. (фондовые кризисы 1997-98 гг., 2000-2002 гг.).завышение рыночных цен, то есть переоценка будущих доходов в обоих случаях завершалось фондовыми кризисами международного масштаба, так как имел место классический, экономически объективный процесс формирования финансовых спекулятивных пузырей. Безусловно, в обоих кризисах одну из ведущих ролей сыграли одинаковые прогнозы финансовых аналитиков, которые, используя одни и те же математические модели из теоретического арсенала. В результате сложилась ситуация, когда субъективный фактор нарастания спекулятивного финансово пузыря стал акселератором объективного экономического процесса: постепенного «перегрева» фондового рынка вследствие переоценки реальной стоимости обращающихся ценных бумаг. Одинаковость рыночных прогнозов привела не только к синхронизации кризисов на национальных фондовых рынках, но и создала ситуацию, когда спекулятивные финансовые пузыри стали «надуваться» гораздо быстрее, а промежутки между фондовыми кризисами сократились (за последние десять лет из было три, а в предыдущие годы между кризисами фондового рынка в среднем проходило 20-30 лет). Синхронизация национальных фондовых кризисов вследствие одинаковости прогнозов и моделирования запустила еще один современный процесс: фондовые кризисы с неизбежностью становятся мировыми. Так было в 1997-98 гг., 2000-2002 гг. и в ходе нынешнего мирового финансового кризиса. Очевидно, что процесс моделирования объективно необходим для аналитических прогнозов по фондовым рынкам, но очевидно также и то, что верность любого прогноза по фондовому рынку не превышает степени достоверности метеопрогнозов. Последствия же полного доверия инвесторов к аналитическим прогнозам достаточно опасны: это и учащение фондовых кризисов в разряд глобальных; и усложнение задач по «мягкому» выходу из каждого фондового кризиса. В частности, современный геофинансовый кризис особенно обострил проблемы «мягкого выхода». Поэтому большинство национальных финансовых рынков стремятся оградить себя от глобального рынка, но сохранить при этом преимущества международной интеграции. Отсюда крайне актуальна в настоящее время тенденция к финансовой регионализации.
3.3 Тенденции
и перспективы российского
Существующий в настоящее время в России фондовый рынок является типичным крупным развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами позитивных количественных и качественных изменений, с другой стороны - наличием многочисленных проблем, носящих комплексный характер и препятствующих более эффективному его развитию.
По большинству показателей емкости российский фондовый рынок занимает место в первой пятерке развивающихся рынков. По ряду качественных показателей он вышел в лидеры среди развивающихся рынков. Вместе с тем по многим другим качественным показателям (ликвидность рынка, дивидендная доходность, количество торгуемых компаний и т.д.) сохраняется значительное отставание от ведущих развивающихся рынков, и тем более - от развитых рынков.
В 2008 году на фондовом рынке произошло несколько обвалов. По текущим котировкам ведущих российских индексов, рынок откатился к маю 2005 года. И хотя в последнее время правительства всех мировых держав принимают адекватные меры по стабилизации ситуации, говорить о скором подъеме рынка аналитики считают преждевременным. В середине августа российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита ликвидности. Во-первых, до России докатился мировой кризис. Во-вторых, последнее время финансовые органы страны применяют различные меры для замедления инфляции. Объем торгов на ММВБ, выросший с 2004 по 2006 год более чем в шесть раз, приостановил рост.
Обостряющиеся макроэкономические проблемы (инфляция, спад инвестиций в основной капитал, замедление роста промышленности и т.д.) стали основой для разворота в мае – июне 2008 года перекапитализированного фондового рынка России. Рынок, когда капиталоемкость ВВП достигла своего порогового значения, был готов к такому развороту. Это и произошло.
Однако обвальное падение российского фондового рынка в августе-октябре 2008 года произошло потому, что сформировавшийся понижательный тренд был значительно усилен еще рядом факторов: мировой финансовый кризис, события на Кавказе, заявление о выходе из ряда соглашений по ВТО. Как результат: максимальное падение фондового рынка, если сравнивать с другими странами мира. С мая по октябрь 2008г. индекс РТС упал на 65%, в то время как в основном страховые фондовые индексы упали на 25-30%.
Столь значительная разница между глубиной падения российского фондового рынка и мировых рынков является дополнительным доказательством того, что мировой финансовый кризис явился лишь дополнительным мощным стимулом к падению российского фондового рынка. Фундаментальные его причины: перекапитализация российского фондового рынка и ухудшение макроэкономических показателей.
Россия сегодня также подтверждает отмеченную закономерность: достижение капиталоемкости ВВП пороговых значений обязательно ведет к перелому в динамике данного показателя и, соответственно, к снижению темпов роста экономики.
Необходимо отметить, что задача развития фондового рынка всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики.
С 2006 года развитие фондового рынка России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года. В 2009 году была принята Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 года.
Целью Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.
В соответствии с принятой Стратегией до 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:
- повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
- обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
- формирование благоприятного налогового климата для его участников;
- совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка требуется:
- внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
- расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
- создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
- повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается: