Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:53, реферат
Целью данной работы является выявлении механизмов минимизации трансакционных издержек. В соответствии с целью, задачами работы являются: рассмотреть понятие трансакций, проанализировать причины появления трансакционных издержек, выделить основные моменты по совершенствованию и уменьшению данного вида издержек.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Рыночный механизм: преимущества и недостатки …………………………5
2.Трансакционные издержки и их виды................................................................12
2.1 Виды трансакционных издержек по Р.Коузу………………………………..12
2.2 Виды трансакционных издержек по О.Уильямсону……………………......15
3. Способы минимизации трансакционных затрат …………………………….17
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………………….23
Перечисленные блага характеризуются принципом неисключаемости потребления. Это означает, что выгода от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате. При этом трудно найти дешёвый способ отделения неплательщиков от тех, кто оплатил потребление такого рода благ поскольку принцип исключения здесь не применим, и все будут надеяться получить общественные блага бесплатно, то не будет и стимулов у частного бизнеса создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Поскольку же потребность в таких благах значительная, выходом из ситуации может быть только вмешательство государства и финансирование их производства с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов со всех членов общества.
Следует особо подчеркнуть, что в ряде случаев (в том числе и в случае с производством общественных благ) попытки решить экономические проблемы с помощью чисто рыночных механизмов сопряжены с чрезмерными издержками. Дело в том, что работа рынка как системы добровольного сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов, кроме всего прочего, порождает уже известные трансакционные издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением решений об обмене. В большинстве обычных сделок купле-продаже товаров и услуг эти затраты относительно незначительны и не перевешивают тех выгод, которые получает от сделок каждый из её участников. В этом случае рыночный механизм срабатывает эффективно.
Теоретически себе можно представить и решение проблемы производства общественных благ (например, национальной обороны) на базе рыночных соглашений о добровольном обмене. Но в этом случае трансакционные издержки возрастут до таких огромных размеров, что ни один из участников этого обмена не согласиться их нести. И одна из основных причин резкого возрастания трансакционных издержек – проблема «безбилетников». В этом случае принуждение, к которому прибегает государство вмешиваясь в экономику, способствует минимизации трансакционных издержек.
Говоря о недостатках рыночной системы, обычно особо подчеркивают социальные проблемы. Действительно, рынок порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Но поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности доходов, а другим – получать чрезмерные доходы и прибывать в роскоши. Кроме того, рынок предъявляет одинаково жёсткие требования ко всем, но разные люди находятся в разном положении: в любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвимые слои - больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.
Вместе с тем такая постановка вопроса не вполне конкретна. Ведь рынок представляет собой социально нейтральный механизм, призванный решать экономические проблемы распределения ограниченных ресурсов. И, как уже было показано, с этой своей задачей рынок справляется вполне эффективно. Но нельзя требовать от экономического механизма решения ещё и социальных проблем. Эту функцию должно взять на себя государство и проводить активную социальную политику.
В целом же наличие у
рыночного механизма
2.Трансакционные издержки и их виды
2.1 Виды трансакционных издержек по Р.Коузу
Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:
1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
2. Издержки
ведения переговоров и
3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.
Отлынивание представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.
Вымогательство наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.
6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.
Они возникают в связи с тем,
что предприниматель не только выбирает
между рынком и контрактной системой
или нерыночными отношениями
в рамках рыночных систем, но еще
и учитывает возможность
К ним следует отнести издержки,
возникающие в связи с
2.2 Виды трансакционных издержек по О.Уильямсону
По мнению О.Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.
Особое значение О.Уильямсон придает первому из трех выделенных им факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г.Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей, и его цена мало зависит от того, где он используется (пример - бензин стандартной марки). В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне нее не имеет большой ценности (пример - станок, произведенный по индивидуальному заказу). Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.
Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.
Теперь мы можем перейти к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex post, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде табл.2
Таблица 2 - Классификация трансакционных
издержек.
Издержки ex ante |
Издержки ех роst |
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, снизанные приобретаемой информации с неполнотой и несовершенством |
Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т. е. уклонения от условий. |
Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки |
Издержки спецификации и защиты собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты. |
Издержки измерения касаются затрат необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка |
Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензии третьих лиц (государства, мафии и т. д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки |
Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или нелегальное оформление сделки |
Наличие трансакционных затрат, естественно, подталкивает к изысканию технических и организационных средств по их сокращению. Один из таких способов минимизации трансакционных затрат- организация фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Их смысл - в подавлении ценового механизма и замене его системой административного контроля. Действительно, многие трансакции дешевле осуществлять внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на трансакционных затратах, "иерархия" вытесняет рынок. В пределах фирмы сокращаются затраты поиска, исчезает необходимость беспрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Другими словами, в мире без трансакционных затрат (а именно таковы нередко идеализированные модели экономической теории) фирмы были бы излишни.
Информация о работе Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии