Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:19, реферат
Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности трансакционных издержек и определение эффективных способов их минимизации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Выявить сущность трансакций и их виды;
Выявить сущность трансакционных издержек и их виды;
Введение…………………………………………………………………………...........3
1 Трансакционные издержки как базовая единица экономического анализа………………………………………………………...………..……………………...5
Понятие трансакций и их виды………………………………………………...5
Понятие трансакционных издержек, их виды…………………………………6
2 Борьба с трансакционными издержками…………………………………………..9
2.1 Способы минимизации трансакционных издержек…………………………..9
2.2 Теорема Р. Коуза……………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Кемеровский институт (филиал)
Реферат
По дисциплине: «Институциональная экономика»
На тему: «Определение трансакционных издержек. Рыночные трансакционные издержки, их основные виды и способы их экономии»
Выполнил:
Студент 2 курса
дневного отделения
группы ЭБ-132
Белошапко Антон
Проверила:
к.э.н., доцент,
Шершнева Ольга Ивановна
г. Кемерово
2014 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Трансакционные издержки
как базовая единица экономического анализа………………………………………………………..
2 Борьба с трансакционными издержками…………………………………………..9
2.1 Способы
минимизации трансакционных
2.2 Теорема Р. Коуза……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Основной проблемой экономической теории во все времена была размытость ее предпосылок. При исследовании и развитии теории экономисты часто не брали во внимание изучение основ, на которые она опирается. Однако, такое исследование очень важно для избавления от ложных терминов, понятий, толкований и бесполезных споров, которые возникают из-за недостатка знаний о базисе теории. В то же время исследование основ имеет большое значение и для развития разумного суждения, что так необходимо при выборе наиболее рациональной теоретической предпосылки.
До появления понятия трансакционные издержки в неоклассической теории существовало положение о том, что любой обмен между контрагентами происходит без издержек. Однако, чтобы совершить сделку, необходима полная информация о цене и качестве товаров и услуг, необходимы контроль за выполнением со стороны партнера условий контракта и затраты на защиту прав, если партнер все-таки нарушил эти условия. Именно поэтому совершение любых сделок сопровождается определенными затратами. Эти затраты (издержки) и получили название «трансакционных». Они выступают самым главным фактором, который определяет структуру и динамику различных социальных институтов, способствуют наиболее эффективному рыночному обмену.
Все вышеперечисленное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности трансакционных издержек и определение эффективных способов их минимизации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Предметом изучения данной работы выступают влияние трансакционных издержек на обмен, виды трансакционных издержек, способы минимизации трансакционных издержек.
Объектом изучения данной работы выступают трансакционные издержки.
1 Трансакционные издержки
как базовая единица
1.1 Понятие трансакций, их виды
Впервые в научный оборот понятие трансакции ввел Дж. Коммонс.
«Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами» [1, с. 55].
Дж. Коммонс различал три основных вида трансакций:
Существование трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Именно поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными видами трансакций в зависимости от тех правил, которые они упорядочивают.
Трансакции могут быть простыми, например, покупка упаковки риса в супермаркете, и сложными, например, внедрение ERP системы с помощью внешних консультантов. Все сложные и важные соглашения всегда оформляются при помощи контрактов.
Любая трансакция состоит из двух частей:
– Подготовка соглашения: на данном этапе покупатель должен найти продавца, собрать информацию о ценах, оценить качество товара, выбрать продавца и прийти с ним к соглашению. Продавец должен купить место на рынке, пройти контроль качества своего товара, постоянно собирать информацию о ценах.
– Реализация соглашения: на данном этапе покупатель выплачивает стоимость товара и получает его в свое распоряжение, производит повторную оценку его качества.
«Каждая трансакция в обязательном порядке определяет 4 группы параметров:
– Участников сделки;
– Ресурсы, используемые в трансакции и ожидаемые результаты;
– Права участников на ресурсы и результаты;
– Обязанности сторон» [2].
1.2 Понятие трансакционных издержек, их виды
Трансакционные издержки – любые потери, возникающие вследствие неполноты имеющейся информации, неэффективности совместных решений и планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Развивая анализ Р. Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек. В соответствии с наиболее распространенной классификацией выделяют 6 видов трансакционных издержек:
1. «Издержки поиска информации: перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации» [11, с. 212].
2. «Издержки ведения переговоров: рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем больше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек» [11, с. 212].
3. «Издержки измерения: любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь часть из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще невозможно измерить и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки» [11, с.212].
4. «Издержки спецификации и защиты прав собственности: в эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты» [11, с. 212].
5. «Издержки оппортунистического поведения: термин «оппортунистическое поведение» был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, отлынивания от своих обязанностей на рабочем месте» [11, с. 212].
Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок:
«Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за деятельностью агента, он может начать действовать исходя из собственных интересов и предпочтений, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают коллективно» [12, с. 150].
«Вымогательство (hold-up) наблюдается в тех случаях, когда кто-либо из агентов осуществил инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров возникает возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы» [12, с. 150].
6. «Издержки «политизации»: этим общим термином обозначают издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники имеют равные права, то решения принимаются на коллективной основе, с помощью голосования. Если они находятся на разных ступенях иерархической пирамиды, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны выполняются нижестоящими» [11, с. 212].
2 Борьба с трансакционными издержками
2.1 Способы минимизации трансакционных издержек
Существование трансакционных издержек предполагает существование способов борьбы с ними. Если с ними не бороться, то это может привести к увеличению материальных и временных затрат. Рассмотрим наиболее распространенные способы минимизации трансакционных издержек.
1. Развитие рыночной инфраструкту
– формирование государственных и частных институтов (предприятий-посредников, торговых представительств, маркетинговых предприятий, бирж, ярмарок, выставок и др.);
– создание информационно-консультационных служб;
– создание независимых организаций по определению качества продукции.
2. Информатизация деятельности предприятия:
–распространение общедоступной экономической информации;
– электронный документооборот;
– защита информации.
3. Создание организаций
– проведение независимых экспертиз;
– распространение информации;
– внесудебное разрешение споров хозяйствующих субъектов.
4. Повышение управляемости
– создание вертикально интегрированных структур.
5. Мониторинг (со стороны принципала) или залоговые гарантии (со стороны агента): являясь сами трансакционными издержками, они могут уменьшить общую сумму агентских издержек;
6. Технологические изменения: они могут, как понижать трансакционные издержки (например, путем внедрения новых эффективных методов измерения), так и повышать их (появление новых, более сложных товаров);
7. Государство вводит систему мер и весов – значительно уменьшает издержки измерения;
8. Установление и защита правовых норм государством – снижает издержки составления контрактов, принуждения к выполнению контрактов и защиты от третьих лиц.
Таким образом, можно сказать, что вообще большая часть создаваемых институтов и являются своеобразными инструментами минимизации трансакционных издержек.
2.2 Теорема Р. Коуза
Анализ проблемы социальных издержек привел Р. Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал “Теоремой Коуза”. Ее смысл заключается в том, что, «если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности» [9].
Трансакционные издержки равны нулю, это значит:
– Всем доступна полная информация о товарах и услугах. Действия одних лиц понимаются другими лицами без дополнительных пояснений;
– Интересы и ожидания всех агентов согласованы друг с другом. При изменении условий согласование происходит мгновенно. Любое оппортунистическое поведение исключено;