Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:57, контрольная работа
Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.
Согласно Коммонсу, трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (по Коммонсу) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Трансакции (то есть типы взаимодействия) могут характеризоваться целым рядом признаков.
1. Понятие и виды трансакций
Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.
Согласно Коммонсу, трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (по Коммонсу) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Трансакции (то есть типы взаимодействия) могут характеризоваться целым рядом признаков.
Они могут быть:
1. общими или специфическими (касаться стандартных или достаточно уникальных ресурсов);
2. мимолетными или длительными, однократными или регулярно повторяющимися;
3. слабо или сильно зависящими от непредсказуемых будущих событий;
4. с легко- или трудно измеримыми конечными результатами (допускающими более или менее эффективный контроль за выполнением участниками взятых на себя обязательств);
5. автономными или
тесно переплетающимися с
Коммонс различал три основных вида трансакций:
1) Трансакция сделки
- служит для осуществления
В трансакции сделки
соблюдается условие
2) Трансакция управления
- в ней ключевым является
3) Трансакция рационирования
- при ней сохраняется
Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.
Карпов Ю.А дает
следующие определения
-Товарная трансакция - трансакция, в результате которой право собственности на товар или услугу переходит от одного экономического агента к другому. Субъектами данной трансакции являются торговые и промышленные организации, физические лица, государство. Объект - товар или услуга.
-Информационная трансакция - трансакция, в процессе которой экономические агенты обмениваются специфическим активом - информацией. Предпосылкой к информационной трансакции является дефицит информации. Субъекты - консалтинговые агентства, научные центры, промышленные предприятия и т.д. Объектом трансакции является информация, результаты исследований, статистические данные и т.д.
-Финансовая трансакция представляет собой трансакцию по поводу перемещения и размещения денежных средств. Субъектами данного вида трансакций являются финансовые институты (банки, страховые организации, пенсионные фонды), промышленные и торговые предприятия, физические лица, государство. Объект - денежные средства.
Трансакционные издержки целесообразно типологически определять, исходя из экономической трансакции, в которую вступает хозяйствующий субъект в процессе своей хозяйственной деятельности. Внутри этих типов трансакционные издержки могут модифицироваться, интегрироваться и дифференцироваться в различные виды, которые сохраняют общие черты для своего типа.
Понятие трансакционных издержек
Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки .
Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30 - е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. Значение трансакционных издержек для процесса обмена стало объектом широкого анализа после публикации работы Р. Коуза «Проблема социальных издержек» (1960). Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены (специфицированы). Такие условия характерны для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издержек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совершенствованием юридических норм, так и (что более важно) с укреплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как считают многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и экономичным способом защиты интересов всех и каждого.
Становление теории трансакционных издержек как целостной научной концепции связано в первую очередь с работами таких исследователей как А. Алчян, Г. Демсец, О. Уильямсон, С. Чен, Й. Берцель, М. Дженсен и др.
Наиболее известные трактовки трансакционных издержек:
К. Эрроу – «Трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы».
Д. Норт - «Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения их соблюдения».
Д. Норт - «Издержки трансакции - суть издержки, обусловленные характером производственных отншений».
С. Чанг - «В самом широко смысле слова «трансакционные издержки» состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзно Крузо»
P. Milgrom, J Roberts- «Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, закючаемых договоров, созданных структур, неэффективных реакций на изменившиеся условия, неэффективной защиты соглашений».
Необходимо отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы.
Дж. Стиглер выделил среди них «информационные издержки»,
О. Уильямсон - «издержки
оппортунистического поведения»
М. Дженсен и У. Меклинг - «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения»,
Й. Барцель - «издержки измерения»,
П. Милгром и Дж. Робертс - «издержки влияния»,
Г. Хансманн - «издержки коллективного принятия решений».
К. Далман включил в их состав «издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».
В трактовке Д. Норта
«Трансакционные издержки… состоят из
издержек, которые поддаются измерению,
и издержек, которые с трудом поддаются
измерению: время на приобретение информации,
стояние в очередях, дача взяток и т.д.,
а также потери от недостаточного надзора
и контроля. Наличие этих неизмеряемых
издержек затрудняет точную оценку общей
величины трансакционных издержек, порождаемых
определенным институтом»
Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.
Согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счете, определяет ее неэффективность.
Методы минимизации трансакционных издержек
Среди методов минимизации трансакционных издержек можно выделить такие как:
1. Проводимая государственная политика. Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие − уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;
2. Вертикальная интеграция (построение корпораций). Вертикальная интеграция позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; риски могут быть уменьшены; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;
3.Развитие информационных технологий, интернет: применение поэтапных стратегий использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающих рационализацию их трансакционных затрат; развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, - к трансформации существующих политических и экономических институтов;
4. Развитие инструментария бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат;
5. Нейролингвистическое программирование: нейролингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т. е. когда минимизируются издержки без создания каких: либо социальных институтов; речь идет об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;
6. Распределение контроля внутри организации. Исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;
7. Трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации;
8. Применение процессной модели управления: уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области реинжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций;
9. Моделирование регулятивных структур: создание регулирующих институтов для возможности отслеживания поведения и деятельности крупных организаций, например, недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации
Таким образом, мы перечислили
следующие методы минимизации трансакционных
издержек: проводимая государственная
политика; вертикальная интеграция; развитие
информационных технологий, интернет;
развитие инструментария бенчмаркинга;
нейролингвистическое программирование;
распределение контроля внутри организации;
трансакционный анализ; применение процессной
модели управления; моделирование регулятивных
структур. Исходя из перечня методов мы
можем заметить, что в минимизации трансакционных
издержек большая роль принадлежит государству,
важнейшей функцией которого и является
определение «правил игры», контроль за
соблюдением правовой основы хозяйственной
деятельности. Следственно следуя этим
методам минимизации, издержки будут сокращаться,
что ведет в конечном счете к более эффективному
распределению и использованию ограниченных
ресурсов общества.
2. Максимизация прибыли
Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи -максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.