Розничная торговля в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ современных видов розничных торговых предприятий в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-Охарактеризовать розничную торговлю;
-Изучить современные виды розничных торговых предприятий;
-Выявить перспективные виды розничных торговых организаций.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 58.33 Кб (Скачать)

- самообслуживание;

- через прилавок обслуживания;

- по образцам;

- с открытой выкладкой  и свободным доступом покупателей  к товарам;

- по предварительным заказам;

- по почте;

- по Интернет;

- через автоматы и др.

1) Продажа товаров на  основе самообслуживания – один  из самых удобных для покупателей  методов продажи товаров. Самообслуживание  позволяет ускорить операции  по продаже товаров, увеличить  пропускную способность магазинов,  расширить объем реализации товаров.  Этот метод предусматривает свободный  доступ покупателей к выложенным  в торговом зале товарам, возможность  самостоятельно осматривать и  отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально  распределять функции между работниками  магазина. Отобранные товары оплачиваются  в узлах расчета, обслуживаемых  контролерами - кассирам. При самообслуживании  изменяются технологическая планировка  торгового зала и других помещений  магазина, организация материальной  ответственности, товароснабжение,  а также функции работников  магазина.

Этот метод применяется  при продаже большинства продовольственных  и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального  обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции продавца:

- консультирование покупателей;

- выкладка товаров;

- контроль за сохранностью товаров;

- выполнение расчетных  операций.

Процесс продажи здесь  состоит из следующих основных операций:

- встреча покупателя и  предоставление ему необходимой  информации о реализуемых   товарах, услугах и т.д.;

- получение покупателем  инвентарной картины  или тележки  для отбора товаров;

- самостоятельный отбор  товаров покупателем и доставка  их в узел расчета;

- подсчет стоимости отобранных  товаров и получение чека;

- оплата купленных товаров;

- упаковка приобретенных  товаров и укладка их в сумку  покупателя;

- возврат тележки на  место их концентрации.

Перечень этих операций может  быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется  помощь продавца-консультанта (его  консультация, проверка исправности  товаров и т.д.)

2) Продажа товаров через  прилавок обслуживания включает  выполнение следующих операций:

- встреча покупателя и  выявление его намерений. Торговый  персонал должен быть приветлив  по отношению к покупателю. При  этом благоприятные впечатления  создают опрятный внешний вид  работников, чистота и порядок  в торговом зале. Выявление намерений  покупателя заключается в ненавязчивом  определении их отношения к  моделям, фасонам и т.д.

- предложение и показ  товаров. Показывая товар, продавец  указывает особенности товаров;

- помощь в выборе товаров  и консультации. Консультации включают  в себя сведения  о назначениях  товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т.д. Консультация  должна способствовать пропаганде  новых товаров, воспитанию у  потребителей  эстетических вкусов. Для проведения консультаций  в крупных магазинах приглашают  специалистов, модельеров, косметологов;

- предложение сопутствующих  и новых товаров.

-проведение технологических  операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием. На качество  их выполнения, а, следовательно,  и на уровень обслуживания  покупателей существенно влияет  квалификация торгового персонала,  а также организация и обслуживание  рабочего места продавца.

- расчетные операции.

- упаковка и выдача  покупок.

3) Продажа товаров по  образцам предусматривает выкладку  образцов в торговом зале и  самостоятельное (или с помощью  продавца) ознакомление с ними  покупателей. После выбора товаров  и оплаты покупки продавец  вручает покупателю товары, соответствующие  образцам. При этом методе продажи  рабочие запасы размещают отдельно  от образцов. Данный метод удобен  тем, что на сравнительно небольшой  площади торгового зала можно  выставить образцы достаточно  широкого ассортимента товаров.

Этот метод используется при продаже сложной техники (бытовая  техника, музыкальные инструменты, мотоциклы), тканей и крупногабаритных товаров (мебель).

Выставленные в торговом зале образцы товаров снабжены четко  оформленными ярлыками, в которых  указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную  помощь.

4) Продажа товаров с  открытой выкладкой. Покупатели  имеют возможность самостоятельно  ознакомиться и отобрать выложенные  на рабочем месте продавца  товары. Их выкладывают на прилавках,  стендах, в горках, взвешивают  на вешалах и т.д. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, помощи в отборе товаров, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.

Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна, так как  многие покупатели имеют возможность  одновременно знакомиться с выложенными  образцами товаров, не отвлекая при  этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров  и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет  ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность  магазина и повысить производительность труда продавцов.

Метод применяется при  продаже одежды, галантереи, посуды, письменных принадлежностей.

При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца: чтобы  товар было хорошо видно. Выкладывая товары, их группируют по видам и  ценам. Выложенные товары нельзя накрывать  стеклом, скреплять между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.

5) Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей,  так как позволяет экономить  время на приобретение товаров.  По предварительным заказам продают  преимущественно продовольственные  товары, а также непродовольственные  товары сложного ассортимента. Заказы  могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы  или на дому покупателей. Они  могут быть поданы в устной  или письменной форме. Преимущество: экономия времени на покупку  товара (в отдаленной местности  можно заказать товар, а не  ездить за ним).

6) Торговля по почте  представляет собой специфическую  форму торговли без магазина. Большое удобство для населения при использовании этой формы заключено в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

 

3. Современные  направления развития торговых  предприятий

 

 

На сегодняшний момент в Республике Беларусь насчитываются  десятки тысяч розничных торговых предприятий самых разных размеров и форм. Более того, постоянно  возникают новые формы розничной  торговли, вбирающие в себя определенные черты старых форм. Например, современные  магазины сочетают в себе черты универсама и магазина сниженных цен.

Розничные торговые предприятия  самообслуживания стали стремительно расти в стране. Сегодня услугами розничных магазином самообслуживания пользуются представители всех слоев  общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и  некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой  любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором  товара.

Розничные торговые предприятия  со свободным отбором товаром  имеют продавцов, к которым при  желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя  к продавцу и расплачиваясь с  ним за покупку. Накладные расходы  у магазинов со свободным отбором  товаров несколько выше, чем у  магазинов самообслуживания, в связи  с необходимостью содержания дополнительного  персонала.

Категория специализированных и неспециализированных ритейлоров - относительно простой способ выделения различных типов торговых предприятий. Однако, с точки зрения потребителя, коммерческая привлекательность определенного магазина связана со способом осуществления продаж. Под розничным форматом понимается предлагаемый потребителю ритейлером в магазине пакет товаров и услуг. Розничные форматы могут быть определены в соответствии с различным атрибутами.

Местоположение. Для того чтобы привлечь потребителей, магазины в загородных торговых центрах должны предлагать широкий выбор и качество, например: гипердискаунтер «Евроопт» по улице Мантажников 4, он находится за пределами города, однако ввиду низких цен многие люди предпочитают именно этот магазин. Для торговой точки, расположенной в проходных местах, привлекательным должен быть соответствующий ассортимент первоклассных брендов по выгодным ценам, например: торговый центр «Корона» по улице Кальварийская 24.он находится не далеко от центра города и располагает огромнейшим ассортиментом товаров по выгодным ценам.

Размер магазина влияет на ожидания потребителя относительно товарного ассортимента. От маленьких  магазинов ожидают интересного  ограниченного ассортимента.

Розничный торговец должен принять во внимание ряд аспектов:

1. товар-микс. Некоторые магазины придерживаются одной из основных товарных категорий (бакалея), другие могут «смешивать» продукты питания и основные непродовольственные товары (электротовары).

2. товарный ассортимент : выбор товаров в пределах классификации.

3. товарная широт а, измеряемая числом различных брендов в магазине.

4. товарная глубина товаров:  измеряемая средним числом товарных  единиц хранения в пределах  каждого бренда.

Цена. От универсама ожидают низких цен и широкого и глубокого ассортимента; от экономичных магазинов (дискаунтеров) - относительно ограниченного диапазона товаров по более низким ценам. Специализированные магазины, как ожидается, обеспечивают широкий диапазон товаров. Специализированные продовольственные магазины назначают относительно высокие цены. C другой стороны, специализированные непродовольственные магазины варьируют цены в зависимости от предлагаемой товарной категории.

Атмосфера и сервис. Восприятие качества или низкой цены; полное или  ограниченное обслуживание - все это  сигналы, которыми потребители руководствуются  в своих решениях относительно мест совершения покупок. Ограниченность магазинного  пространства означает, что розничный  торговец должен сделать выбор между  широтой и глубиной ассортимента или пойти на компромисс с вместимостью (более узкие проходы либо высокие  полки).

Для того чтобы оставаться в бизнесе, розничным торговцам, как и другим предпринимателям, необходимо создавать прибыль. Но генерирование  прибыли сегодня не должно ставить  под сомнение ее получение завтра. Достижение долгосрочного успеха предполагает планирование розничной торговли. Успех  в бизнесе основывается на продвижении  вперед по различным направлениям:

Установление розничным  торговцем рыночной позиции, позволяющей  удовлетворять потребности четко  определенной группы или групп потребителей:

· фирма должна иметь некие  предлагаемые потребителям преимущества. Небольшие удобные магазины в  непосредственной близости к потребителям, сводят на нет преимущества по издержкам  крупных супермаркетов своим  продленным рабочим днем и сфокусированными товарными линиями;

· ритейлор предоставляет товары, соответствующие требованиям его потребителей. Он адаптирует товары и услуги к происходящим на рынке изменениям.

Современные форматы (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) активно развиваются во всех областях Республики Беларусь, но значительно опережает все областные центры город Минск.

Одной из наиболее значимых тенденций современного белорусского розничного рынка является развитие сетевых форматов (то есть структуризация розничного рынка), что в наибольшей степени характерно для современных  розничных форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. Доля сетевых торговых точек во всех областях наиболее велика среди супермаркетов. Очевидно, что именно для этого формата наиболее характерны сетевые формы развития, поскольку его эффективность напрямую связана с увеличением торгового оборота.

В случае прямой торговли покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации существуют различные виды прямой торговли. Торговля по каталогам основана на почтовых услугах, торговля с помощью  телевидения происходит на телеканалах, в интерактивной электронной  торговле используются компьютеры и  кабельное телевидение. Таким способом продаются разнообразные товары и услуги. Самые быстрые области  прямой торговли - продажа одежды, лекарств и витаминов, а также спортивных принадлежностей. Более медленными темпами развивается прямая торговля дешевыми ювелирными изделиями и  подарками, продуктами питания и  услугами по фотопечати.

Информация о работе Розничная торговля в РБ