Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ современных видов розничных торговых предприятий в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-Охарактеризовать розничную торговлю;
-Изучить современные виды розничных торговых предприятий;
-Выявить перспективные виды розничных торговых организаций.
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с её помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей. [8, c. 20]
Рассмотрим основные разновидности
розничных торговых предприятий
по отдельным классификационным
признакам, положенным в основу современных
принципов организации
1. По основным контингентам
покупателей магазины
- магазины, которые обслуживают городских жителей;
- магазины, которые обслуживают сельских жителей.
Стоит обратить внимание на то, что значительную часть покупок сельские жители делают в городах, где обеспечен более разнообразный ассортимент товаров и созданы лучшие условия для их приобретения.
2. По характеру размещения
на территории населенного
- магазины, которые размещены
непосредственно в жилой
- магазины, которые размещены
в местах общегородского
Характер размещения магазина определяется различными факторами. Так, магазины первой группы призваны удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах (основные группы продовольственных товаров, хозяйственные, галантерейно-парфюмерные, другие группы непродовольственных товаров повседневного спроса). Главным фактором при их размещении является радиус пешеходной доступности (в пределах 500 м).
Магазины второй группы призваны
удовлетворять периодические и
эпизодические потребности
3. По формам товарной
специализации магазины
- универсальные;
- комбинированные;
- специализированные;
- узкоспециализированные;
- смешанные.
Универсальные магазины реализуют,
как правило, все основные группы
продовольственных и
Комбинированные магазины реализуют товары двух-трех групп, объединенных общностью их потребления (мясо - рыба - овощи, трикотаж - галантерея, галантерея - парфюмерия).
Специализированные магазины реализуют, как правило, одну группу товаров (продажа одежды, обуви, хлебобулочных изделий, рыбных товаров и т. п). Это связано с тем, что, ограничивая свою деятельность определенным сегментом потребительского рынка, торговое предприятие может обеспечить высокий уровень удовлетворения спроса на отдельные товары, предложить широкую номенклатуру дополнительных услуг.
Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной товарной подгруппы, например, по продаже женской обуви, инструментов, мужских рубашек, электроосветительных приборов и т.п.
Смешанные магазины реализуют товары разных групп, не связанных между собой. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольственных товаров.
4. По значимости товаров, которые реализуются разными методами, магазины делятся на такие группы:
- магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей;
- магазины, которые реализуют
товары методом
- магазины, которые реализуют
товары по образцам и
5. По ценовым уровням
реализованных товаров
- элитные магазины с самым высоким уровнем цен;
- магазины со средним уровнем цен;
- магазины с низким уровнем цен.
Эта относительно новая для
нашей практики система классификации
является результатом углубления дифференциации
доходов населения после
6. По размерами торговой площади магазины делятся на такие группы: малые, средние, большие, очень большие.
К малым магазинам в городах относят магазины с торговой площадью до 250 кв. м, в сельской местности - до 100 кв. м.
К средним магазинам в
городах относят магазины с торговой
площадью 251-1000 кв. м, в сельской местности
- 101-400 кв. м. Такие магазины размещаются
в приспособленных помещениях или
в специально построенных зданиях.
На такой торговой площади могут
быть организованы универсальные
К большим магазинам в
городах относят магазины с торговой
площадью 1001-3500 кв. м, в сельской местности
- 401-1000 кв. м. Такая торговая площадь
дает возможность создавать магазины
комплексного спроса и универсальные
продовольственные и
К очень большим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 кв. м, в сельской местности - свыше 1000 кв. м. Это, как правило, непродовольственные магазины.
7. По формам обслуживания различают магазины самообслуживания и магазины, которые используют традиционный метод торговли (за прилавком, по образцам, каталогам и т.п.).
8. По типу здания и особенностям объемно-планового решения магазины делятся на отдельно стоячие, встроено-пристроенные и торговые комплексы, а также одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них. [9, с.62]
Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются: торговые предприятия, организации и системы.
Торговое предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, который осуществляет торговую деятельность и связанные с ней торговые услуги.
Торговое предприятие - основное звено розничной торговли, для которого характерны три признака: экономический, организационный и правовой.
Экономический признак означает
осуществление полного цикла
торгово-хозяйственной
Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.
Правовой признак
Основным типом торгового предприятия и организации до недавнего времени на территории республики был торг.
Существующие торги
Вместо торгов в республике получили развитие новые типы торговых предприятий: арендные предприятия, малые, совместные предприятия, кооперативы.
Арендное предприятие образуется путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов
Акционерные общества - это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных розничных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).
Преобразование
1) коллектив государственного
предприятия принимает
2) разрабатывается устав АО и другие документы;
3) распространяются акции среди работников и населения;
4) проводится учредительная
конференция или общее
В настоящее время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий как розничной, так и оптовой торговли.
Совместное предприятие
(СП) представляет собой либо общество
(товарищество) с ограниченной ответственностью,
одним из учредителей которого является
иностранный партнер, либо объединение
различных предприятий для
Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предприятия -- предельная численность работающих, которая в розничной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприятия могут создаваться государственными и совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физическими лицами.
Учредители наделяют создаваемые
ими малые предприятия
Кооператив представляет собой организацию граждан и предприятий, добровольно объединяющихся для ведения торговой или иной деятельности, носящей товарный характер, на основе принадлежащего ему или предоставленного в пользование имущества, самостоятельности и самофинансирования. По действующему законодательству в кооперативе должно работать не менее 3 человек. Они различаются по видам деятельности (розничной торговли, торгово-закупочной, по оказанию услуг и т.п.), степени обособленности и структуре. [8,с. 9]
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
- изучение покупательского спроса на товары;
- формирование ассортимента товаров;
- организацию закупок и завоза товаров;
- оказание торговых услуг покупателям;
-o рекламирование товаров и услуг. [4, с 62]
Торговая организация представляет собой орган управления, объединяющий торговые единицы (нехозрасчетные магазины) и самостоятельные торговые предприятия.
Торговые предприятия и организации могут создавать объединения. Наиболее распространёнными в экономике Республики Беларусь являются ассоциации и концерны.
Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий л формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.
Основными функциями ассоциации являются:
-координация деятельности входящих предприятий;
-защита и представление интересов в суде, арбитраже и др.;
-исследование рынка;
-анализ и обобщение передового опыта;
-подготовка кадров;
-социальное развитие предприятий и т.п.
Концерн - это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности.
Предприятия-участники связаны между собой кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.
Концерн характеризуется
единством управления и контроля.
По сравнению с ассоциацией здесь
более широко централизованы функции
управления и в большей степени
утрачена экономическая
Основными функциями концерна являются:
-финансовый контроль за деятельность входящих предприятий;
-координация коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятий;
-проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;
-маневрирование товарными ресурсами; создание фондов и резервов.
К чисто торговым концернам в Республике Беларусь можно отнести Новобелицкий оптово-розничный концерн. Чаще предприятия розничной торговли относятся к концернам производственного типа.
Характерным признаком торговой системы является однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.
К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Министерства торговли, система потребительской кооперации, система ОРСов промышленных предприятий и транспорта, системы прочих министерств и ведомств. [8,с. 12]