Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ современных видов розничных торговых предприятий в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-Охарактеризовать розничную торговлю;
-Изучить современные виды розничных торговых предприятий;
-Выявить перспективные виды розничных торговых организаций.
Торговля по месту нахождения торгового объекта. Для Республики Беларусь данный вид торговли является традиционным.
Торговый объект - имущественный
комплекс, используемый продавцом для
осуществления розничной
Торговлю по месту нахождения
торгового объекта можно
2. Торговля по месту нахождения покупателя. Данный вид реализуется в следующих формах:
1. Непосредственная продажа товаров на дому у покупателя;
2. Телевизионная торговля;
3. Электронная торговля;
4. Торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.
Что понимается под непосредственной продажей товаров на дому? Физическое лицо, независимо от того, как его называют в Республике Беларусь (коммивояжер, торговый агент, менеджер по продажам, и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся у него товар. Но вместе с тем и предложение приобрести товар, и непосредственная передача товара происходят в месте нахождения покупателя.
Рассмотрим телевизионную
торговлю. Зрителю посредством
Торговля, осуществляемая посредством ресурсов Интернет- электронная торговля. В настоящее время электронная торговля в Беларуси только начинает развиваться. Компьютеризация белорусского населения обуславливает появление виртуальных магазинов. В настоящее время широко распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения - достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого.
Последняя форма - торговля по каталогом и с помощью проспектов, буклетов. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований, и т.д.), цена за единицу, возможные схемы скидок. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте.
Продажа товаров по образцам является общей для торговли по месту нахождения торгового объекта и по месту нахождения покупателя.
При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможно самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары. Товары передаются покупателю после их доставки в указанное им место.
Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность большого числа розничных торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Ее основными видами являются:
- стационарная;
- нестационарная.
Стационарную торговую сеть
образуют строительные системы, имеющие
замкнутый объем, прочно связанные
фундаментом с земельным
Нестационарная торговая
сеть функционирует на принципах
развозной и разносной
Развозная торговля использует специализированный или специально оборудованный транспорт для обслуживания жителей сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины, а также для торговли в городах в местах большого скопления людей.
Разносная торговля осуществляется
вне стационарных розничных торговых
предприятий путем
Розничные торговые предприятия имеют следующую классифицируют по ряду признаков.
По особенностям устройства их подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.
Магазин - специально оборудованное
стационарное здание или его часть,
предназначенное для продажи
товаров и оказания услуг покупателям.
Магазины располагают комплексом торговых
и неторговых помещений, предназначенных
для осуществления различных
торгово-технологических
Магазины-склады в зависимости от вида реализуемых товаров (стройматериалы, топливо и т. п.) имеют торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.
К магазинам-складам относят
и предприятия розничной
Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к мелкорозничной торговой сети.
Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого размешается товарный запас.
Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Автомагазины, а также другие средства передвижной торговли (автоприцепы, тележки, лотки и др.) предназначены для торговли вразвоз или вразнос.
В зависимости от типа здания предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры.
Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам. Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения.
Помещения встроенно-пристроенного
магазина размещают не только в габаритах
жилого здания, но и в объемах, вынесенных
за эти габариты. Пристроенным называется
магазин, ограждающая стена или
стены которого являются общими или
смежными со стенами жилого дома. Торговый
центр представляет собой комплекс
предприятий розничной
По методам продажи
товаров различают предприятия
с индивидуальным обслуживанием
покупателей (через прилавок обслуживания),
торгующие посредством
В зависимости от ассортимента
реализуемых товаров розничные
торговые предприятия принято
С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные. В зависимости от организационно-правовой формы розничные торговые предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и т. д.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
- изучение покупательского спроса на товары;
- формирование ассортимента товаров;
- составление заявок на завоз товаров;
- оказание торговых услуг покупателям;
- рекламирование товаров и услуг.
Основными технологическими функциями являются:
- приемка поступивших
товаров по количеству и
- хранение товаров;
- выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
- внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
- продажа товаров (предложение
их покупателям, помощь в
- выполнение расчетов с покупателями.
Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следующих этапов:
- изучение и прогнозирование
покупательского спроса на
- формирование оптимального
ассортимента товаров в
-рекламно-информационная
деятельность розничных
- выбор наиболее эффективных
методов розничной продажи
- организация оказания торговых услуг покупателям.
Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет особенности.
Торговое обслуживание населения
предполагает наличие специально устроенных
и оборудованных торговых помещений,
приспособленных для наилучшего
обслуживания покупателей, подбора
и формирования торгового ассортимента
и возможности его оперативного
изменения в соответствии с изменившимся
спросом населения, постоянного
изучения и учета потребительских
запросов покупателей, умения предложить
и продать товар каждому
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т. е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.
Под методом продажи понимают совокупность приемов и способов, с помощью которых розничные торговые предприятия осуществляют процесс продажи товаров. Для каждого метода продажи характерны определенные приемы выполнения операций, связанных с обслуживанием, отбором товаров, расчетами с покупателями.
Наряду с традиционным методом продажи товаров через прилавок обслуживания применяются такие прогрессивные методы, как самообслуживание, продажа товаров по образцам, с открытой выкладкой, по предварительным заказам, через автоматы.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят, прежде всего, от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров также существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: