Розничная торговля в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ современных видов розничных торговых предприятий в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-Охарактеризовать розничную торговлю;
-Изучить современные виды розничных торговых предприятий;
-Выявить перспективные виды розничных торговых организаций.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 58.33 Кб (Скачать)

Торговля по месту нахождения торгового объекта. Для Республики Беларусь данный вид торговли является традиционным.

Торговый объект - имущественный  комплекс, используемый продавцом для  осуществления розничной торговли. В зависимости от того, насколько  постоянно находится торговый объект в конкретном месте, что именно он собой представляет - здание, сооружение, помещение, транспортное средство, оборудование и т.д., выделяют торговлю через стационарную торговую сеть и торговлю через передвижную (развозную и разносную) торговую сеть.

Торговлю по месту нахождения торгового объекта можно подразделить на магазинную торговлю (Приложение А) и уличную. Определение магазинной торговли сводится к тому, что это продажа товаров покупателям в магазине. Под уличной, в свою очередь, понимается продажа товаров в палатках, киосках на специально отведенных территориях и выделенных местах, а также с помощью средств развозной (автолавки) и разносной (лотки, корзины) торговли.

2. Торговля по месту  нахождения покупателя. Данный вид реализуется в следующих формах:

1. Непосредственная продажа  товаров на дому у покупателя;

2. Телевизионная торговля;

3. Электронная торговля;

4. Торговля по каталогам,  с помощью проспектов, буклетов  и т.д.

Что понимается под непосредственной продажей товаров на дому? Физическое лицо, независимо от того, как его  называют в Республике Беларусь (коммивояжер, торговый агент, менеджер по продажам, и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся у него товар. Но вместе с тем и предложение приобрести товар, и непосредственная передача товара происходят в месте нахождения покупателя.

Рассмотрим телевизионную  торговлю. Зрителю посредством демонстрации товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность заказать понравившуюся вещь по телефону, которую  доставят ему на дом. В настоящее  время у нас преобладает телевизионная  торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной, одеждой.

Торговля, осуществляемая посредством  ресурсов Интернет- электронная торговля. В настоящее время электронная торговля в Беларуси только начинает развиваться. Компьютеризация белорусского населения обуславливает появление виртуальных магазинов. В настоящее время широко распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения - достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого.

Последняя форма - торговля по каталогом и с помощью проспектов, буклетов. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований, и т.д.), цена за единицу, возможные схемы скидок. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте.

Продажа товаров по образцам является общей для торговли по месту  нахождения торгового объекта и  по месту нахождения покупателя.

При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможно самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары. Товары передаются покупателю после их доставки в указанное им место.

Завершение процесса обращения  товаров происходит в розничной  торговой сети.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность большого числа  розничных торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям  для их личного, семейного, домашнего  использования. Ее основными видами являются:

- стационарная;

- нестационарная.

Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие  замкнутый объем, прочно связанные  фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах  развозной и разносной торговли.

Развозная торговля использует специализированный или специально оборудованный транспорт для  обслуживания жителей сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины, а также для торговли в городах в местах большого скопления людей.

Разносная торговля осуществляется вне стационарных розничных торговых предприятий путем непосредственного  контакта продавца с покупателем  на дому, в учреждении, организации, на предприятии, транспорте или на улице.

Розничные торговые предприятия  имеют следующую классифицируют по ряду признаков.

По особенностям устройства их подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.

Магазин - специально оборудованное  стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи  товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, предназначенных  для осуществления различных  торгово-технологических операций.

Магазины-склады в зависимости  от вида реализуемых товаров (стройматериалы, топливо и т. п.) имеют торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские  помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.

К магазинам-складам относят  и предприятия розничной торговли, реализующие продовольственные  или непродовольственные товары методом самообслуживания преимущественно  из транспортной тары (ящиков, контейнеров) населению, а также предприятиям или индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи, использования  в мелком производстве или оказания услуг населению.

Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к мелкорозничной торговой сети.

Павильон представляет собой  оборудованное строение, имеющее  торговый зал и помещения для  хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих  мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение без торгового  зала, рассчитанное на одно рабочее  место продавца, на площади которого размешается товарный запас.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового  зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько  рабочих мест продавца, на площади  которых размещен товарный запас  на один день торговли.

Автомагазины, а также  другие средства передвижной торговли (автоприцепы, тележки, лотки и др.) предназначены для торговли вразвоз или вразнос.

В зависимости от типа здания предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным  для них проектам. Все помещения  встроенного магазина располагаются  в габаритах жилого здания или  здания иного назначения.

Помещения встроенно-пристроенного  магазина размещают не только в габаритах  жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты. Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или  стены которого являются общими или  смежными со стенами жилого дома. Торговый центр представляет собой комплекс предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной  территории, в границах которой должна быть расположена стоянка для  автомашин.

По методам продажи  товаров различают предприятия  с индивидуальным обслуживанием  покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров розничные  торговые предприятия принято подразделять на виды (универсальные, комбинированные, специализированные, смешанные), которые  с учетом целого ряда признаков (торговой площади, применяемых методов обслуживания и др.) в свою очередь подразделяются на типы (универсам, универмаг, гастроном  и т. д.).

С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия  делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные. В  зависимости от организационно-правовой формы розничные торговые предприятия  подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и т. д.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

- изучение покупательского  спроса на товары;

- формирование ассортимента  товаров;

- составление заявок на  завоз товаров;

- оказание торговых услуг  покупателям;

- рекламирование товаров  и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

- приемка поступивших  товаров по количеству и качеству;

- хранение товаров;

- выполнение операций, связанных  с производственной доработкой  товаров (фасовка, упаковка, маркировка  и др.);

- внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

- продажа товаров (предложение  их покупателям, помощь в выборе  и др.);

- выполнение расчетов  с покупателями.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в  магазине должно обеспечить экономическую  эффективность работы торгового  предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

Коммерческая работа по розничной  продаже товаров складывается из следующих этапов:

- изучение и прогнозирование  покупательского спроса на реализуемые  в магазинах товары;

- формирование оптимального  ассортимента товаров в магазине;

-рекламно-информационная  деятельность розничных торговых  предприятий;

- выбор наиболее эффективных  методов розничной продажи товаров;

- организация оказания  торговых услуг покупателям.

Коммерческая работа по продаже  товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых  предприятий имеет особенности.

Торговое обслуживание населения  предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора  и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного  изучения и учета потребительских  запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному  человеку. Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса. Согласно установленным критериям численности работающих в предприятиях розничной торговли большая часть предприятий в торговле отнесена к малым предприятиям. От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.

Розничные торговые предприятия  реализуют товары непосредственно  населению, т. е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и  методы розничной продажи.

Под методом продажи понимают совокупность приемов и способов, с помощью которых розничные  торговые предприятия осуществляют процесс продажи товаров. Для  каждого метода продажи характерны определенные приемы выполнения операций, связанных с обслуживанием, отбором  товаров, расчетами с покупателями.

Наряду с традиционным методом продажи товаров через  прилавок обслуживания применяются  такие прогрессивные методы, как  самообслуживание, продажа товаров  по образцам, с открытой выкладкой, по предварительным заказам, через автоматы.

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят, прежде всего, от ассортимента реализуемых  товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного  спроса покупатель затрачивает значительно  меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров  также существенно отличается. Под  такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров  покупателям.

В розничной торговле применяют  следующие методы продажи товаров:

Информация о работе Розничная торговля в РБ