Роль системного подхода в функционировании и развитии организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения курсовой работы является формирование представления о роли системного движения в понимании организаций и управлении ими, а также освоение ключевых закономерностях воплощения системного подхода к пониманию организаций и построению средств поддержки и принятия управленческих решений в организациях. На основе цели были выделены следующие задачи:
Сформировать представление о существе, возможностях и особенностях системного подхода к пониманию сложных явлений организационного управления;
Вырастить понятие и приобрести навыки построения различных типов систем организационного управления, обладающих различными возможностями существования в агрессивных условиях;
Приобрести навыки различения системных технологий управления организациями для осознанного выбора технологий ради решения практических задач в компаниях;
Сформировать представление о закономерностях развития систем управления в виде разнообразия классов систем, обладающих различными уровнями развития;
Рассмотреть сущность, структуру, принципы функциониров

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1. Определение системного подхода. 5
1.2. Определение и сущность системного анализа 11
ГЛАВА 2. СИСТЕМНОГО ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА ООО «ТЮМЕНТРАНСГАЗ». 15
2.1. Значение системного подхода в управлении 18
2.2. Правила применения системного подхода 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ лЕНЫ.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Сплошь и  рядом характерные черты некоторой  концепции легче всего выделить не столько путем ее подробного описания, сколько сопоставлением ее с другими концепциями. Так, например, можно сопоставить системный подход к  анализу экономики с противоположным ему подходам, состоящим в том, что экономику исследуют путем перечисления  отдельных ее элементов, детального изолированного изучения этих элементов и только после этого переходят к анализу простейших взаимодействий между ними. Вряд ли на втором пути при его последовательном проведении можно разобраться в основных механизмах экономических и др. процессов и тем более в строении и функционировании сложных экономических объектов.

Для второго, несистемного пути часто характерно рассмотрение одного решения из целого ряда возможных, чаще всего  в соответствии с той  или иной служебной инструкцией, сложившейся традицией без оценки эффективности и последствий этого решения.

Принятие управленческих решений должно базироваться на  все более полном и последовательном применении системного подхода.  Это  выражается в рассмотрении отдельных  хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках народно-хозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики.

Системный подход предполагает тесную увязку целей с программами, планами и их реализацией. При этом решается главный вопрос о распределении и использовании ресурсов, что находит свое выражение в бюджете и финансовой отчетности и обеспечивает информацию, необходимую для рационального планирования производства.

Системный подход неразрывно связан с развитием таких  дисциплин, как кибернетика, системный  анализ, исследование операций, теория решений. Их объединяет единая методология, связанная с понятием системы  и объекта не как простой суммы составляющих его элементов, а как единого развивающегося целого. Таким образом, системный подход основан на глубоких исследованиях причинных связей и закономерностей  развития социально-экономических процессов. Расширение применения  системного подхода при принятии управленческих решений будет способствовать повышению эффективности функционирования   экономической системы  страны в целом и ее отдельных объектов

1.2. Определение и сущность системного анализа

Системный анализ в управлении имеет целью дать лицам, принимающим решения, рекомендации по выбору целей и стратегии (с использованием математических методов), направленных на повышение эффективности производства. Системный анализ предполагает сравнение альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и эффективности при достижении определенной цели. Обычно такое сравнение осуществляется в форме отыскания альтернативы, которая обеспечивает минимум затрат на достижение некоторых заданных результатов или, наоборот, является попыткой привести к максимуму некоторый натуральный показатель результатов деятельности при наличии ограничений на затраты средств. Разработка таких оценок носит название анализа «стоимости-эффективности». Различные альтернативы проверяются посредством моделей, которые показывают, какие последствия можно ожидать, следуя каждой из альтернатив, а именно: каков уровень затрат и какова степень достижения каждой из поставленных целей. Затем используется критерий для взвешивания затрат по отношению к результатам, и таким образом альтернативы могут быть расположены в порядке их предпочтительности.

Процесс анализа  включает:

· Формулирование проблемы;

· Отбор целей;

· Составление  альтернатив;

· Сбор данных; построение моделей;

· Взвешивание  затрат по отношению к результатам.

Процесс анализа разбивается на три стадии:

1) формулирование проблемы - выясняются исходные предпосылки, очерчивается сфера исследования, определяются элементы анализа;

2) исследование - сбор информации и разработка альтернатив;

3) оценка альтернатив.

Элементами анализа являются:

· цель руководителя, принимающего решения. Это предполагает выявление степени фактического достижения цели при различных вариантах  решения;

· альтернативы - это способы достижения целей, стратегии, при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах выполнить поставленные цели;

· затраты - ресурсы, которые могут быть использованы для достижения конкретных целей  и не могут быть в дальнейшем использованы для других целей. Большинство затрат принимает денежное выражение и  истинная мера затрат выражается в тех возможностях, которые утрачиваются при использовании ресурсов;

· модель - это  упрощенное отображение причинно-следственных связей при помощи математических уравнений, программ на ЭВМ, словесного описания ситуации, которая дает возможность оценить предстоящие затраты для каждого варианта, а также степень достижения намеченных результатов;

· критерий - это  правило, в соответствии с которым  альтернативы располагаются в порядке  их предпочтительности. Он обеспечивает средство для взвешивания стоимости по отношению к эффективности;

В процессе системного анализа рассматривается проблема в целом в тех условиях, в  которых она действительно возникает. Это предполагает:

· систематическое  исследование целей, стоящих перед  людьми, принимающими решения и отыскивание обоснованного критерия оценки этих решений;

· сравнение (количественное) затрат, эффективности, риска и сроков по каждому варианту стратегии достижения целей;

· попытку составить  лучшие альтернативы и выбрать другие цели, если после проверки прежних целей в этом возникает необходимость.

Вследствие  усложнения производственного процесса, с одной стороны, и воздействия  внешних факторов, с другой - возрастает значение перспективного стратегического  планирования. В связи с этим развитие методов системного анализа для обоснования управленческих решений приобретает особое значение. Он предполагает использование единого подхода к выбору целей, поскольку при решении проблем управления выявляются множественность и противоречивость целей, подлежащих уточнению, и необходимость их ранжирования.

Системный анализ в управлении обеспечивает всестороннюю оценку целесообразности новых вложений, комплексный учет факторов, совершенствование  новых информационных потоков и  гарантирует большую устойчивость системы, оптимизации принятых решений.

Важнейшей задачей  системного анализа является выработка  структуры процесса принятия решений  посредством тщательного изучения всех существующих факторов, в том  числе и интуитивных, которые  воздействуют на ситуацию.

Процедура системного анализа определяется следующими принципами:

· придерживаться определенности во всех аспектах анализа;

· определять цели;

· количественно  оценить все ключевые факторы, относящиеся  к решению поставленной задачи;

· определить экономические последствия каждой рассматриваемой альтернативы.

Разграничение методов исследования операций и  системного анализа имеет определенное методологическое значение.

Исследование  операций предполагает изучение целенаправленных действий и процессов, поддающихся логико-математической формализации, что на практике непосредственно увязывается с количественными методами.

Основным инструментом исследования операций является модель. Математические «операционные» модели используются для решения широкого круга задач управления, которые объединяет наличие определенного критерия оптимальности. К наиболее часто встречающимся задачам подобного рода можно отнести составление календарных планов выпуска продукции, задачи диспетчирования, транспортные задачи, задачи управления запасами, эффективного распределения ресурсов.

Методами исследования операций являются планомерный подход, представление функциональных отношений  в виде математических моделей с  целью получения количественной основы для принятия решений.

Исследование  операций имеет конечным результатом выбор оптимального решения из заранее определенного круга альтернативных решений.

Таким образом, для исследования операций наиболее типичной является задача эффективного распределения ограниченных ресурсов при известных критериях эффективности, однозначно соответствующих поставленным целям. Модели исследования операций позволяют совершенствовать управленческие решения главным образом в сфере оперативного управления (регулирования) производственной деятельностью. Компьютерное моделирование в современных условиях стало наиболее мощным средством в системе оперативного управления производством.

Понятие «системного  управления» характеризует применение системного подхода как в качестве общей концепции управления. Так  и к использованию информационно-вычислительных систем.

Основа применения системного подхода к управлению - информационная система, которая рассматривается  как модель системы управления. Поскольку  информация является средством объединения  элементов принятия решений. Применение ЭВМ в сфере оперативного управления производством имеет первостепенное значение. Поскольку основная информация может быть интерпретирована количественно. Однако возможности ЭВМ ограниченны для решения проблем на высших уровнях управления, в вопросах координации различных функций и подразделений. При этом речь идет главным образом об ограничениях не технического, а социально-экономического порядка. Дело в том, что наряду с формальными связями в организации всегда существуют неформальные связи, не отражаемые в организационной структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМНОГО ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА               ООО «ТЮМЕНТРАНСГАЗ».

Для закрепления  кадров на предприятиях особое внимание уделяется вопросам стимулирования труда, поиска путей его мотивации, выделения значительных средств на социальные выплаты.

Серьезную работу в ООО «Тюментрансгаз» наряду с руководством организации ведут  и профсоюзы. Совместными усилиями они управляют 30 180 работающими. Средний возраст персонала 39,1 года. Затраты на переподготовку и повышение квалификации персонала в 2005г. Составили 164 184 тыс. руб., что в 1,64 раза больше предыдущего периода. Иначе говоря, на одного работника в организации затрачивается 5440,2 руб.

В 2005 г. Количество работников, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку, составило 18 827 человек, что к среднесписочной численности работников составило 62,4% против 58,2% в 2004 г. Это еще и еще раз показывает, что процесс работы с персоналом не пущен на самотек, а заблаговременно планируется, выделяются средства и проводится большая организационная работа по обеспечению обучения персонала, его подготовки и переподготовки. Профессионализм персонала – важнейшая задача в работе с кадрами.

Руководство ООО  «Тюментрансгаз» использует системный подход к развитию персонала. Кадровая политика предприятия рассматривается как залог высоких производственно-экономических достижений, а в организации они действительно высокие. Для этого разработан комплекс социальных программ, направленных на развитие и мотивацию персонала, обеспечивающих активизацию роли сотрудников в процессах управления производственно-хозяйственной деятельностью. Сложность и особенности производственного процесса (компрессорные станции обслуживают 400-1200 человек) определяют повышенные требования к профессиональной подготовке и личностным качествам работников. Поэтому на предприятии все делается для создания сплоченного коллектива квалифицированных специалистов и рабочих. Достаточно подчеркнуть, что текучесть кадров на предприятии за последние годы достигла 4-5%, а в 2005г. она составила лишь 2,6%

Важнейшей задачей  кадровой политики ООО «Тюментрансгаз»  является ориентация на собственный  персонал, к квалификации которого предъявляются высокие требования. Культивируются корпоративная культура и взаимоподдержка в работе.

В основе процесса подготовки и развития персонала  лежит система непрерывного профессионального  образования, а в последнее время  все больший акцент делается на подготовку под конкретную задачу. В Обществе успешно реализуется программа повышения образовательного  уровня руководителей и специалистов. Ведется работа совместно с Уральским государственным техническим университетом (УГТУ – УПИ) по ускоренной заочной подготовке групп обучающихся. В 2005 г. прошло обучение в группах ускоренной подготовки по шести специальностям (всего 10 групп), четыре группы студентов обучались по специальностям «Бухучет, анализ и аудит», «Экономика и управление в отраслях ТЭК» и др. Студенты успешно защищают дипломные работы как по техническим, так и по экономическим специальностям.

По договорам  с Обществом обучаются заочно 249 работников в вузах страны. Условия  договора предусматривает гарантированное  трудоустройство на соответствующие  специальности и рабочие места  по окончании учебных заведений.

На предприятии  ведется активная работа по развитию персонала. Растет процент руководителей и специалистов с высшим профессиональным образованием. В 2005 г. в организации было около 80% руководителей и специалистом с высшим образованием. Постоянно увеличивается количество сотрудников, прошедших обучение по различным программам повышения квалификации. Высшее руководство Общества демонстрирует высокую и целенаправленную ориентацию на развитие, мотивируя сотрудников личным примером.

Кроме того, постоянно  уделяется большое внимание повышению  общеобразовательного и культурного уровня персонала. Все это создает условия для постоянного профессионального развития, и большинство сотрудников понимают ценность обучения и накопления профессионального опыта.

В среднем ежегодно на курсах повышения квалификации обучаются более 2,5 тыс. руководителей и специалистов.

Для развития потенциала специалистов здесь постоянно ведется  работа по подготовке резерва кадров на руководящие должности. Это еще  раз подчеркивает,  что в обществе обеспечивается системный подход в работе с кадрами. Интересен опыт, используемый в обществе, по планированию и контролю индивидуальной подготовке резервистов, их обучению всем направлениям менеджмента, экономике, финансам, управлению производством и персоналом, системах мотивации и оплаты труда, развитию корпоративных компетенций. Создаются условия на предприятии для ротации кадров, сотрудникам предоставляется возможность получить новые должности и реально реализировать их профессиональный рост.

Информация о работе Роль системного подхода в функционировании и развитии организаций