Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие о роли государства в устойчивом развитии экономики на примере Российской Федерации.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия экономических функции государства;
- рассмотрение основных функций государства в экономике;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике…………………………………5
1.1. Экономические функции государства……………………………….5
1.2. Сущность государственного регулирования экономики…………16
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………..23
2. Экономическая политика государства на примере Российской Федерации
……………………………………………………………………………………29
2.1. Особенности и результаты процесса перехода России от административно-командной к рыночной экономике…………………29
2.2. Особенности современной экономической политики России……44
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы…………………………………………………………….57
Приложения…………………

Файлы: 8 файлов

1 титульник.docx

— 11.67 Кб (Открыть, Скачать)

2 Содержание.docx

— 13.59 Кб (Открыть, Скачать)

3 введение.docx

— 14.69 Кб (Открыть, Скачать)

4 компил.docx

— 54.35 Кб (Открыть, Скачать)

5 практич.docx

— 103.20 Кб (Скачать)

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка  отмечалось, что потери экономики  России оказались меньше, чем это  ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло  благодаря масштабным антикризисным  мерам, которые предприняло правительство. [12]

По состоянию  на 1 января 2010 года международные (ранее  — золотовалютные) резервы Центрального банка составляли 440,6 млрд. долларов. [16]

Уровень безработицы (к экономически активному  населению) снизился с 13,0% в 1999 году до 8,6% в феврале 2010 года, при этом на предкризисном уровне составляя 6,1%. И все же превышает порог естественного уровня безработицы, определяемого многими экспертами на уровне в 6%.

Несмотря  на значительные успехи, многие проблемы российской экономики, образовавшиеся после распада СССР, сохраняются и по сей день. Среди них высокий уровень социального расслоения общества. В таблице 5 приведены данные по соотношению 10 % самых богатых к 10 % самых бедных (децильный коэффициент):

 

Таблица 5 – Децильный коэффициент 1992-2009 годов

Год

1992

1995

1998

2001

2004

2007

2008

2009

Отношение

8,0

13,5

13,8

13,9

15,2

16,8

16,8

16,7

Примечание: Источник данных таблицы [24]


 

Для сравнения, самый низкий децильный коэффициент — в скандинавских странах Дании, Финляндии и Швеции — 3—4. В Германии, Австрии и Франции этот коэффициент варьируется от 5 до 7. Такое соотношение экономисты считают оптимальным. «Как только децильный коэффициент достигает 10, в стране появляются условия для социальных беспорядков, — считает глава Института экономики РАН Руслан Гринберг. — Это правило не действует разве что в Америке, где коэффициент держится на уровне 10—12».

Снизить децильный коэффициент призван  законопроект «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу. Изменения предусматривают введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая заменит плоскую шкалу налогообложения, введенную в 2001 году.

Автор законопроекта - депутат Госдумы, состоящий во фракции КПРФ, член комитета по финансам Алексей Багаряков.

Как объяснил Алексей Багаряков, главный мотив такого нововведения, кроме пополнения доходов бюджета, «перестать быть страной третьего мира». «Плоская школа налогообложения – удел слаборазвитых стран. Ни одна страна «первого мира» не имеет ее», - говорит он. [8]

Законопроект  предполагает, что граждане, зарабатывающие менее 60 тысяч рублей в год, получат  снижение подоходного налога до 5% (с  нынешних 13%). Для доходов граждан  от 60 до 600 тысяч рублей в год ставка налога повысится на 2 процентных пункта и составит 15%.

Основной  же удар по кошельку придется на долю тех  граждан, что зарабатывают в среднем  за месяц от 50 тысяч рублей и выше. Так, на ежегодный доход от 600 тысяч  до 3 млн. рублей в год налог составит 25%, для доходов граждан от 3 до 12 млн. в год - 35%, и для рублевых миллионеров, зарабатывающих от 12 млн. рублей в год – 45%.

Как говорит  Багаряков, именно за счет двух последних  групп граждан и предполагается резко повысить доходы бюджеты. Так, прогрессивное налогообложение  рублевых миллионеров должно принести в казну около 2 трлн. рублей в год, а зарабатывающих от 3 до 12 млн. в год – 85 млрд.

«В результате введения данного налога также следует  ожидать снижения социальной напряженности  в стране вследствие сокращения уровня дифференциации доходов среди населения», - говорится в пояснительной записке  к законопроекту.

Также в  этой записке говорится, что «резкое  падение доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации угрожает их финансовой устойчивости. В течение 10 последних  лет увеличивалась зависимость  регионов от финансовых перечислений из федерального центра. Если еще в 2004 году безвозмездные перечисления составляли менее 10% бюджетных доходов  в регионах, то уже к 2008 году эта  доля достигла 20%, а в 2009 году превысила 25%». [8]

Депутат обосновывает необходимость принятия такого закона и резким ростом обеспеченных граждан. «Количество лиц с доходами свыше 1 млрд. рублей за 2005-2007 годы выросло в 2,3 раза: с 283 до 655», - сообщается в пояснительной записке.

Однако, как считает директор региональной программы «Независимого института социальной политики» Наталья Зубаревич, в случае принятия этого закона богаче станут только регионы-доноры – в первую очередь Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа. «Регионы сейчас выживают только за счет сбора налогов на доходы физических лиц – именно этот налог оставляет им федеральный центр. По моему мнению, бедные регионы, наоборот, станут еще беднее, поскольку миллионеров там почти нет, зато очень много бедняков, получающих те самые 5 тысяч рублей в месяц, по которым предлагается сделать ставку 5%», - говорит она.

В апреле 2009 года министр финансов России Алексей  Кудрин сообщал, что «плоская шкала  не будет пересматриваться еще минимум 3 года». Тогда же свое мнение по этому  вопросу высказал и председатель правительства Владимир Путин: «Это не своевременно. Сейчас не нужно. Весь мир нам завидует, я вам точно  говорю!» [8]

Плоская шкала подоходного налога существует на Украине, в государствах Балтии, Чехии, Болгарии, Румынии и Черногории. Несколько стран – Андорра, Бахрейн, Кувейт, Катар, Каймановы острова  и др. вообще не имеют подоходного  налога.

В развитых странах подоходный налог прогрессивен, низший и верхний уровни отличаются, как правило, в 2-8 раз. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Франции, Бразилии, Финляндии составляет соответственно 50, 45, 27,5 и 35% и применяется к доходам  свыше 10 тысяч долларов США в месяц. Верхняя планка прогрессивного подоходного  налога в США равна 39,6%, а минимальная - 15%.

Свои  предложения о введении прогрессивного подоходного налога высказывали  лидеры фракций ЛДПР и «Справедливая  Россия», а также Счетная палата РФ.

При этом было бы целесообразно перенаправить  полученные налоговые доходы бюджета  на повышения социальной защищенности наиболее бедных слоев населения, а  именно повышение пенсий и пособий.

Таблица 5 –  Средний размер пенсий в 1999-2010 годах

Год

Средний размер назначенных пенсий, руб.

В % к величине прожиточного минимума пенсионера

1999

449,0

70,2

2000

694,3

76,4

2001

1023,5

89,5

2002

1378,5

100,0

2003

1637,0

102,0

2004

1914,5

106,3

2005

2364,0

97,8

2006

2726,1

99,8

2007

3115,5

101,6

2008

4198,6

115,2

2009

5191,1

128,9

2010 (Февраль)

7125,8

---

Примечание: Источник данных таблицы [24]


 

Хотя  положение пенсионеров в последнее  время улучшилось, они продолжают оставаться самым малообеспеченным классом населения.

В современной  России широко распространено мнение, что сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны. [30] Объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. [26] Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл. [7] Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток. [29]

Коррумпированность  в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е  место из 180. [11]

Многие  эксперты отмечают, что высокий уровень  коррупции обусловлен несовершенством  уголовного законодательства по отношению  к чиновникам.

Что касается экономического сотрудничества с другими  государствами, то большая роль в  настоящее время уделяется Таможенному союзу РФ, Белоруссии и Казахстана. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.

Предполагается, что Таможенный союз станет одним из этапов на пути к ЕЭП (Единое Экономическое Пространство) – проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции трёх государств СНГ – России, Казахстана и Белоруссии. С ЕЭП связывают идею построения нового международного финансового центра.

В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию. [12]

Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи  с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. [12]

Вступление  России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывается ещё  и из-за необходимости подготовиться  к ВТО, чтобы потери от присоединения  значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО  и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран  задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании  своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр  России Путин В.В. сделал официальное  заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что  в переговорах по вступлению в  ВТО с 1 января 2010 года Россия будет  участвовать в рамках (от лица) единого  Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В октябре 2009  года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях.

 


6 заключ.docx

— 16.99 Кб (Открыть, Скачать)

7 список лит-ры.docx

— 17.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 ПРИЛОЖЕНИЯ.docx

— 16.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики