Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие о роли государства в устойчивом развитии экономики на примере Российской Федерации.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия экономических функции государства;
- рассмотрение основных функций государства в экономике;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике…………………………………5
1.1. Экономические функции государства……………………………….5
1.2. Сущность государственного регулирования экономики…………16
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………..23
2. Экономическая политика государства на примере Российской Федерации
……………………………………………………………………………………29
2.1. Особенности и результаты процесса перехода России от административно-командной к рыночной экономике…………………29
2.2. Особенности современной экономической политики России……44
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы…………………………………………………………….57
Приложения…………………

Файлы: 8 файлов

1 титульник.docx

— 11.67 Кб (Открыть, Скачать)

2 Содержание.docx

— 13.59 Кб (Открыть, Скачать)

3 введение.docx

— 14.69 Кб (Открыть, Скачать)

4 компил.docx

— 54.35 Кб (Скачать)

1. Роль государства в современной экономике

1.1. Экономические функции государства

Одной из центральных проблем макроэкономики является достижение непрерывного и  устойчивого экономического роста. Чтобы понять, как осуществляется эта цель, важно выявить внутренний механизм увеличения производства экономических  благ в масштабе страны. Такой механизм можно обнаружить в самой структуре  национального хозяйства, которая  способна обеспечить сбалансированное расширенное воспроизводство.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарно-денежных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

На  разных этапах развития общества эта  функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса  о пределах вмешательства государства  в экономическую сферу, о методах  государственного управления экономическими отношениями. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. Таким образом, провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства, что наглядно отображает рисунок 1.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема содержания экономических  функций государства

Примечание: Источник данных [15]

 

Рассмотрим сущность экономических  функций государства. Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкуренции.

Монополия – рынок одного продавца, возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.   Это имеет негативные последствия, т. к. для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а качество их снизится. Таким образом, вмешательство монополии в рыночную среду ведет к перераспределению богатства в ее пользу. В таких условиях государство вынуждено взять на себя ответственность за обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы.  С этой целью применяется антимонопольное законодательство, препятствующее объединениям крупных предприятий.  Его классическим примером  является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана 1890 г., который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности.  Впоследствии американское правительство приняло еще несколько нормативных актов, совершенствующих антимонопольное законодательство и распространяющих его на различные сферы рынка. Антитрестовское законодательство США оказало большое влияние на развитие антимонопольных законов в других странах, включая и современную Россию.

Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Однако полностью обойтись без монополий нельзя, естественные монополии практически незаменимы. Это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Не менее сложным  вопросом для  государства является регулирование  так называемых «внешних» или  побочных эффектов.


Внешние эффекты – факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микроуровне внешние эффекты» могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Пример отрицательного внешнего эффекта: пробки на дорогах. При этом, автомобилисты сами создают отрицательный эффект и платят за это своим временем.

Негативные внешние эффекты  устраняются путем вмешательства  государства в экономику. Государство  может установить различные виды налогов, пошлины для «вредителей». При увеличении налогов фирмы сокращают предложение своего товара, при этом, повышая на него цену. В случае с пробками некоторые правительства устанавливают пошлины на проезд по трассе, ставя перед водителями выбор: платить деньгами, либо временем.

Наиболее важным примером внешних  затрат, которые несет общество, является загрязнение окружающей среды. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших  природных ресурсов в хозяйственный  оборот, что, в конце концов, поставило на грань выживания человечество. Ухудшение экологической ситуации привело к необходимости осуществления жестких регламентирующих мер со стороны государства, т. к. только оно способно  оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

К числу недостатков рынка относится  проблема, связанная с контролем  денежной массы в обращении. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег  для развития производства, поэтому  имеет место нехватка или, наоборот, изобилие  денег. Решение этих вопросов государство осуществляет в лице Центрального банка. В отличие от других финансовых институтов, руководствующихся соображениями коммерческой выгоды, Центробанк страны призван защищать интересы общественные. Его основными задачами являются эмиссия национальной валюты (выпуск в обращение денежных знаков), финансирование правительства, осуществление расчетных операций с коммерческими банками, контроль над деятельностью коммерческих банков, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы (если государство использует колеблющийся валютный курс, т.е. абсолютно не фиксирующийся государством) и другое.

Особое внимание современное государство  вынуждено обращать на  существование  социальных проблем. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к дифференциации в уровне жизни населения, социальной незащищенности наиболее бедных слоев. Если рыночное распределение не устраивает большинства  населения страны, то это чревато  серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое  обеспечивает рынок, должно государство. Перемещение части доходов от обеспеченных слоев к нуждающимся  возможно двумя путями: через так  называемые трансферты и установление фиксированных цен  на социально  значимые товары и услуги, а также  минимального размера оплаты труда.

Трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам, безработным, стипендии и т. д.


Также для понижения дифференциации в уровне жизни населения и  повышения социальной защищенности наиболее бедных слоев во многих странах вводится прогрессивная шкала налогообложения.

Прогрессивное налогообложение – система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются.

В финансовой практике существует два  вида прогрессии: простая и сложная. При полной сложной прогрессии доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, то есть повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую. При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости имущества) для всей его суммы.

При прогрессивной системе налогообложения налогоплательщикам с наиболее низкими доходами снижается процентная ставка налога вплоть до 0% (Великобритания, Греция, Люксембург, Новая Зеландия и другие), а налогоплательщикам с наиболее высокими доходами соответственно повышается вплоть до 59% (Дания). Примечательно, что при такой дифференциации шкалы подоходного налога и отмене его для определенных категорий населения, государство не только снижает дифференциацию в уровне жизни населения и тем самым уменьшает социальную напряженность, но и повышает доходы в бюджет государства за счет наиболее обеспеченных граждан.

Хорошо видно преимущества прогрессивного подоходного налога из таблицы 1 (увеличивается сумма поступлений в бюджет государства, при этом для всех налогоплательщиков данный налог является «подъёмным»):

 

Таблица 1 – Пример использования  разного вида налогов


Тип налога

Ставка налога, %

Размер дохода трех субъектов  в год, руб.

10000

40000

90000

Налог

Чистый доход

Налог

Чистый доход

Налог

Чистый доход

Подушный

10

1000

9000

1000

39000

1000

89000

Пропорциональный

10

1000

9000

4000

36000

9000

81000

Прогрессивный

10

20

30

1000

9000

 

8000

 

32000

 

 

21000

 

 

69000


 

Борьба с бедностью в современном  обществе часто связана с решением проблем безработицы. Роль государства  в этой сфере отношений совсем не сводится к тому, чтобы любой  ценой обеспечить полную занятость, хотя низкий процент безработицы является знаком того, что экономика государства находится в «здоровом» состоянии. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т. д.

Важнейшей функцией государства остается удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах  и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а  их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми пользуются поровну все граждане страны, они получили название «общественных товаров».

Общественные товары – товары, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны. Они оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Их главными признаками являются:

  • нераздельность в производстве
  • неисключаемость из потребления
  • неконкурентоспособность на рынке

Общественные  товары имеют очень сложную структуру. Часть из них (например, национальная оборона) потребляется всем населением страны поровну, другая (услуги милиции  данного региона) – лишь частью населения, третья (коммунальные услуги, предоставляемые  муниципалитетом данного населенного  пункта) – лишь малым коллективом.  При этом общественные блага могут  иметь отдельные свойства частных  экономических благ. Так, высшее образование  имеет черты общественного товара – студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно  же имеет и черты частного товара, поскольку студентом становится не каждый желающий, а значит, высшее образование не отвечает принципу неисключаемости  из потребления. Поэтому система  высшего образования может развиваться  на сочетании рыночной и государственной  основы.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических  лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым  проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному  аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и  т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. Существует также инициативный (внутренний) контроль, он не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Задачами финансового контроля являются:


  • обеспечить экономическую безопасность государства
  • обеспечить контроль за формированием государственных доходов
  • проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц
  • проверка целевого использования бюджета
  • улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в государства

Эффективный финансовый контроль в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и имущественных образований позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в эффективном развитии страны.

5 практич.docx

— 103.20 Кб (Открыть, Скачать)

6 заключ.docx

— 16.99 Кб (Открыть, Скачать)

7 список лит-ры.docx

— 17.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 ПРИЛОЖЕНИЯ.docx

— 16.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики