Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:33, курсовая работа
Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие о роли государства в устойчивом развитии экономики на примере Российской Федерации.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия экономических функции государства;
- рассмотрение основных функций государства в экономике;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике…………………………………5
1.1. Экономические функции государства……………………………….5
1.2. Сущность государственного регулирования экономики…………16
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………..23
2. Экономическая политика государства на примере Российской Федерации
……………………………………………………………………………………29
2.1. Особенности и результаты процесса перехода России от административно-командной к рыночной экономике…………………29
2.2. Особенности современной экономической политики России……44
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы…………………………………………………………….57
Приложения…………………
Одной из центральных проблем
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарно-денежных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.
Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
На
разных этапах развития общества эта
функция может проявляться по-
Рисунок 1 – Схема содержания экономических функций государства
Примечание: Источник данных [15]
Рассмотрим сущность экономических функций государства. Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкуренции.
Монополия – рынок одного продавца, возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Это имеет негативные последствия, т. к. для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а качество их снизится. Таким образом, вмешательство монополии в рыночную среду ведет к перераспределению богатства в ее пользу. В таких условиях государство вынуждено взять на себя ответственность за обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы. С этой целью применяется антимонопольное законодательство, препятствующее объединениям крупных предприятий. Его классическим примером является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана 1890 г., который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Впоследствии американское правительство приняло еще несколько нормативных актов, совершенствующих антимонопольное законодательство и распространяющих его на различные сферы рынка. Антитрестовское законодательство США оказало большое влияние на развитие антимонопольных законов в других странах, включая и современную Россию.
Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Однако полностью обойтись без монополий нельзя, естественные монополии практически незаменимы. Это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Не менее сложным вопросом для государства является регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов.
Внешние эффекты – факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микроуровне внешние эффекты» могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Пример отрицательного внешнего эффекта: пробки на дорогах. При этом, автомобилисты сами создают отрицательный эффект и платят за это своим временем.
Негативные внешние эффекты
устраняются путем
Наиболее важным примером внешних затрат, которые несет общество, является загрязнение окружающей среды. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что, в конце концов, поставило на грань выживания человечество. Ухудшение экологической ситуации привело к необходимости осуществления жестких регламентирующих мер со стороны государства, т. к. только оно способно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
К числу недостатков рынка
Особое внимание современное государство вынуждено обращать на существование социальных проблем. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к дифференциации в уровне жизни населения, социальной незащищенности наиболее бедных слоев. Если рыночное распределение не устраивает большинства населения страны, то это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Перемещение части доходов от обеспеченных слоев к нуждающимся возможно двумя путями: через так называемые трансферты и установление фиксированных цен на социально значимые товары и услуги, а также минимального размера оплаты труда.
Трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам, безработным, стипендии и т. д.
Также для понижения дифференциации в уровне жизни населения и повышения социальной защищенности наиболее бедных слоев во многих странах вводится прогрессивная шкала налогообложения.
Прогрессивное налогообложение – система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются.
В финансовой практике существует два вида прогрессии: простая и сложная. При полной сложной прогрессии доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, то есть повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую. При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости имущества) для всей его суммы.
При прогрессивной системе налогообложения налогоплательщикам с наиболее низкими доходами снижается процентная ставка налога вплоть до 0% (Великобритания, Греция, Люксембург, Новая Зеландия и другие), а налогоплательщикам с наиболее высокими доходами соответственно повышается вплоть до 59% (Дания). Примечательно, что при такой дифференциации шкалы подоходного налога и отмене его для определенных категорий населения, государство не только снижает дифференциацию в уровне жизни населения и тем самым уменьшает социальную напряженность, но и повышает доходы в бюджет государства за счет наиболее обеспеченных граждан.
Хорошо видно преимущества прогрессивного подоходного налога из таблицы 1 (увеличивается сумма поступлений в бюджет государства, при этом для всех налогоплательщиков данный налог является «подъёмным»):
Таблица 1 – Пример использования разного вида налогов
Тип налога |
Ставка налога, % |
Размер дохода трех субъектов в год, руб. | |||||
10000 |
40000 |
90000 | |||||
Налог |
Чистый доход |
Налог |
Чистый доход |
Налог |
Чистый доход | ||
Подушный |
10 |
1000 |
9000 |
1000 |
39000 |
1000 |
89000 |
Пропорциональный |
10 |
1000 |
9000 |
4000 |
36000 |
9000 |
81000 |
Прогрессивный |
10 20 30 |
1000 |
9000 |
8000 |
32000 |
21000 |
69000 |
Борьба с бедностью в
Важнейшей функцией государства остается
удовлетворение тех общественных потребностей,
которые невозможно измерить в деньгах
и превратить в платежеспособный
спрос. В современном обществе круг
таких потребностей весьма широк, а
их игнорирование абсолютно
Общественные товары – товары, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны. Они оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Их главными признаками являются:
Общественные
товары имеют очень сложную структуру.
Часть из них (например, национальная
оборона) потребляется всем населением
страны поровну, другая (услуги милиции
данного региона) – лишь частью населения,
третья (коммунальные услуги, предоставляемые
муниципалитетом данного
Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.
Обязательный контроль за финансовой
деятельностью физических и юридических
лиц осуществляется на основе закона.
Это относится, например, к налоговым
проверкам, контролю за целевым использованием
бюджетных ресурсов, обязательному
аудиторскому подтверждению данных
финансово-бухгалтерской
Задачами финансового контроля являются:
Эффективный финансовый контроль в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и имущественных образований позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в эффективном развитии страны.
Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики