Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие о роли государства в устойчивом развитии экономики на примере Российской Федерации.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия экономических функции государства;
- рассмотрение основных функций государства в экономике;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике…………………………………5
1.1. Экономические функции государства……………………………….5
1.2. Сущность государственного регулирования экономики…………16
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………..23
2. Экономическая политика государства на примере Российской Федерации
……………………………………………………………………………………29
2.1. Особенности и результаты процесса перехода России от административно-командной к рыночной экономике…………………29
2.2. Особенности современной экономической политики России……44
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы…………………………………………………………….57
Приложения…………………

Файлы: 8 файлов

1 титульник.docx

— 11.67 Кб (Открыть, Скачать)

2 Содержание.docx

— 13.59 Кб (Открыть, Скачать)

3 введение.docx

— 14.69 Кб (Открыть, Скачать)

4 компил.docx

— 54.35 Кб (Скачать)

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке.  При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Государство как хозяйствующий субъект

Помимо  участия государства в экономике  в качестве регулирующей силы, оно  действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так  называемый государственный сектор.

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно  сгруппировать в три большие  группы:

  1. несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
  2. самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
  3. юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную  роль в современной экономике  играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство – инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).  

Низкая  эффективность функционирования государственных  предприятий и большие расходы  государства на их содержание часто  ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация - преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

В современной экономике в зависимости  от изменения формы и субъекта собственности выделяют   несколько  видов приватизации:

  • большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;
  • малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;
  • спонтанная приватизация - приватизация по " закону джунглей", при которой государство отказывается от регулирующей роли;
  • частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый  из названных видов приватизации имеет собственные достоинства  и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная  имущественная приватизация не требуют  огромных затрат и с этой точки  зрения являются более эффективными, однако в условиях  российского  монополизма  их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация  к тому же ведет к наделению  правами собственности представителей номенклатуры. 

Приватизация  является одной из сторон разгосударствления.

Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства.  Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование –  лишь там, где необходимо».

Роль  и значение государственного сектора  в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое  время сокращение общественного  сектора доходит до определенного  рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т.д. условий. Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей, показанных в таблице 2.

 

Таблица 2 –  Модели государственного сектора

Характеристики модели

Степень огосударствления 
производства и внешнеторговых ограничений

Высокая

Низкая

Объем производства общественных благ и трансфертов

Высокий

Социалистическая

Скандинавская

Низкий

Латиноамериканская

Либеральная


 

По  горизонтальной «оси» расположена  «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий  в национальном производстве и степень  протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается  степень развития государства всеобщего  благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ.  На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства:

1) социалистическая, характеризующаяся  высокой долей государственной  собственности и существенными объемами перераспределения

2) скандинавская

3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте

4) либеральная, которая встречается  крайне редко и в чистом  виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре

Каждая  модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется  в виде комплекса мер экономической  политики и соответствующих государственных  институтов, разрабатывающих и реализующих  эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение  центра тяжести с одного направления  на другое, смена приоритетов –  именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к  сближению моделей различных  типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться  как движение от социалистической модели к либеральной.

Проблемы  и противоречия в обществе, возникающие  при таком переходе можно проиллюстрировать  двумя особенностями переходной экономики.  Первая из них состоит  в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования  роль государства  в экономике уменьшается. Приватизация государственной собственности  существенно расширяет границы  частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого  уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают  такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности  и др. Разработка и реализация антикризисных  стратегий и программ во многом ложатся  на плечи государства, что требует  усиления его роли в экономике. К  тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому  на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования.  Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования,  которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.

Приватизационные процессы в конце XX века приобрели особые масштабы в  странах, которые по классификации  ООН относились к государствам с  централизованно — планируемой экономикой, и развивающихся странах. Изменения отношений собственности являются не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего XX века.

В общем случае приватизация не связана  напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет  два значения. С юридической точки  зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в  экономическом смысле понятие собственности  включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства  на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его  интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях, как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Приватизация не обязательно является и процессом, направленным против обобществления производства в широком смысле. В  общем виде она касается только форм такого обобществления и механизма его осуществления, который просто принимает непрямые формы.

 


5 практич.docx

— 103.20 Кб (Открыть, Скачать)

6 заключ.docx

— 16.99 Кб (Открыть, Скачать)

7 список лит-ры.docx

— 17.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 ПРИЛОЖЕНИЯ.docx

— 16.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики