Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие о роли государства в устойчивом развитии экономики на примере Российской Федерации.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия экономических функции государства;
- рассмотрение основных функций государства в экономике;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике…………………………………5
1.1. Экономические функции государства……………………………….5
1.2. Сущность государственного регулирования экономики…………16
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………..23
2. Экономическая политика государства на примере Российской Федерации
……………………………………………………………………………………29
2.1. Особенности и результаты процесса перехода России от административно-командной к рыночной экономике…………………29
2.2. Особенности современной экономической политики России……44
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы…………………………………………………………….57
Приложения…………………

Файлы: 8 файлов

1 титульник.docx

— 11.67 Кб (Открыть, Скачать)

2 Содержание.docx

— 13.59 Кб (Открыть, Скачать)

3 введение.docx

— 14.69 Кб (Открыть, Скачать)

4 компил.docx

— 54.35 Кб (Скачать)

Важным  фактором  государственного  регулирования  экономики  является научно-технический  прогресс (НТП).  Реализация многих  достижений НТП  требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь  государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

Внутренние функции государства в экономике тесно связаны с внешними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.


Взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.[9]

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское  сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.


Борьба  с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, пиратство, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений, которые наносят ущерб экономике абсолютно всех государств мира. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

 Все рассмотренные функции  государства в экономике должны  соответствовать трем важнейшим  принципам экономической деятельности: эффективности, справедливости и  стабильности. Эффективность обозначает, что государство призвано создавать  условия, обеспечивающие эффективное  функционирование производства. Справедливость  предполагает перераспределение  доходов граждан и хозяйственных  организаций для сглаживания  имущественного неравенства, рождаемого  рынком. Стабильность требует проведения  специальных мер, направленных  на стабилизацию социально-экономической  ситуации в стране.


Анализ  экономических функций позволяет  полнее представить модель функционирования рыночной экономики.  Кругооборот  денежных и товарных потоков в  макроэкономике показан  в приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность государственного регулирования экономики

Государство выполняет свои функции, применяя различные  методы государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современной экономике государственное  регулирование осуществляется через  систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов.

Административно-правовое регулирование проявляется, прежде всего, в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов.

Например, для борьбы с безработицей государство в лице определенных органов может  требовать от руководителей своих учреждений и предприятий воздерживаться от увольнений, принимать меры по созданию  дополнительных  рабочих мест  и  т.п. Государственные  комитеты  по  ценам могут устанавливать на товары, производимые в государственном секторе, уровень цен, выгодный для частных компаний как потребителей данных товаров, например, на электроэнергию, топливо, транспортные услуги. Для осуществления данных мер государство создает целую систему органов: службы занятости, комитеты по ценам, комиссии по социальным вопросам, специальные инспекции и т.д.

К данному виду методов относится  и законодательство, которое в  отличие от административных  мер  распространяется  на  всю  экономику,  включая  частный сектор. Так, действуют антимонопольные законы, законы о рабочем дне, о минимальной  заработной плате,  законы о  занятости и т.д., которые ставят поведение хозяйствующих субъектов и всю систему рыночных отношений в определенные законодательные рамки.

В  рамках  действующего  законодательства  государство  устанавливает  различные нормативы, требуя их соблюдения: нормативы качества продукции, нормативы  затрат некоторых материалов, нормативы техники безопасности, нормативы выбросов загрязняющих веществ в природную среду и т.д.

К административно-правовым рычагам  относится и директивное планирование, но в рыночной  экономике оно может распространяться лишь на  государственный сектор.

В  целом  административно-правовые  рычаги,  ставя хозяйствующих субъектов в определенные нормативно-правовые рамки, направляют их к определенной цели.

Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования в условиях рыночной экономики, а поэтому требуют детального рассмотрения. Схема экономического регулирования показана на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 

 

Рисунок 2 – Схема экономического регулирования

Примечание: Источник данных [15]

 

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят  целевое финансирование и государственные  закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования  в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом  целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания государственных резервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством  мер бюджетно-налоговой  и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

Налогово-бюджетные  рычаги воздействуют на соотношение расходов и доходов как потребителей (домохозяйств), так и производителей (фирм). Это означает, что они влияют и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Так, подоходные налоги, означая вычет  из доходов, ведут к уменьшению доли располагаемых доходов, превращаемых в расходы и обеспечивающих ту часть совокупного  спроса,  которая  представлена  потребительскими  расходами.  Через совокупный спрос налоги влияют и на объем производства. Увеличение налогов оказывает  сдерживающее  воздействие на производство,  а понижение, наоборот, способствует его росту.

Подоходный  налог тем самым предстает  как форма принудительного сбережения, соответствующим образом влияя на совокупный спрос.

Аналогичным  образом  действуют  и  косвенные  налоги. Они  включаются  в цену товаров и тем самым уменьшают совокупный спрос. Поскольку эти налоги по сравнению с прямыми  более регрессивны, то они способны оказывать на совокупный спрос еще большее влияние.

Налоговая  политика  в  отношении  фирм  оказывает  влияние  и  на  совокупное предложение, так как налоги на прибыль или капитал включаются предприятиями в издержки, оказывая соответствующее влияние на предложение с их стороны.

Достоинством  косвенных налогов является их оперативность. В отличие от прямых  налогов,  которые  изменяют  редко,  так  как  их  состав  и  величина  тесно связаны с формированием  государственного бюджета, косвенные налоги можно менять в течение года.

Вот почему косвенные налоги считаются  средством проведения дискретной политики, а прямые налоги – недискретной.

Дискретная  налоговая  политика  предполагает  сознательное  изменение  ставок налогов в  зависимости от экономической конъюнктуры. Кризисная ситуация в  экономике предполагает снижение ставок налогов. Когда экономика на подъеме и есть опасность ее «перегрева», чреватого резким вхождением в кризис, ставки налогов могут повышаться, сдерживая тем самым совокупный спрос и экономический рост.

Недискретная  налоговая политика обусловлена тем, что ставки налогов в течение длительного времени не пересматриваются и эффект ее мер оказывается в зависимости от экономической конъюнктуры. Если происходит экономический рост, то это  предполагает  рост  доходов  субъектов  экономики.  Соответственно  происходит рост налогов на личные доходы, прибыль, добавленную стоимость и т.д., что оказывает сдерживающее влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение и тормозит экономический рост, предотвращая «перегрев» экономики. В условиях неблагоприятной  экономической  конъюнктуры доходы  снижаются,  соответственно, снижается объем налогов, что сдерживает сокращение совокупного спроса и совокупного предложения, падение темпов экономического роста. Таким образом как бы автоматически действуют своего рода «встроенные стабилизаторы».

С налогами тесно связана бюджетная  политика, поскольку налоги – основной источник доходов государства. В отличие от налогов бюджетные расходы в большей степени влияют на совокупный спрос, а не на совокупное предложение.

Бюджетная политика государства также может быть дискретной и недискретной.

Дискретный  характер обусловлен возможностью пересмотра государством нормативов своих расходов в  зависимости от экономической конъюнктуры. Например, во время кризисного спада государство пересматривает нормативы своих расходов в сторону увеличения, благодаря чему возрастает абсолютная величина его расходов.

Недискретный  характер обеспечивается постановкой  государственных расходов в непосредственную зависимость от состояния экономики. Во время экономического подъема,  когда  на  сравнительно  высоком  уровне  находятся  доходы  значительной части населения, при  существующих нормативах расходов происходит  автоматическое снижение их абсолютной величины, так как часть населения по уровню своего благосостояния уже не подпадает под эти нормативы. Кризисная ситуация в экономике приводит к тому, что резко возрастает число нуждающихся в государственной поддержке и государству приходится увеличивать расходы на эту поддержку.

В целом налоговые рычаги применяются  в единстве с бюджетными расходами, так что можно говорить о единой налогово-бюджетной политике государства. Так, при первых  признаках  вхождения  экономики  в  экономический  кризис  государство  стремится  уменьшить  налоговое  бремя  на  население  и  предприятия  и  увеличивать  свои бюджетные расходы. Во время экономического подъема действия государства меняются на противоположные: оно увеличивает налоги и сокращает бюджетные расходы.

Денежно-кредитные  рычаги  государственного регулирования  связаны  с мерами  центрального  банка  по  воздействию  на  денежную  массу,  способную  превратиться в банковские ссуды. Подобная способность обусловлена соотношением денежного спроса и предложения и соответствующей нормой ссудного процента.

Центральный  банк может  влиять  на  предложение  денег  и  тем  самым  на  норму процента, проводя политику «дешевых денег» во время кризисных спадов и, наоборот, политику «дорогих денег» во время экономических подъемов.

К  рычагам  денежно-кредитной  политики  относятся:  регулирование  нормы обязательного  банковского  резерва,  операции  центрального  банка  на  открытом рынке ценных бумаг и изменение учетной ставки процента центрального банка. Все данные рычаги используются центральным банком во взаимодействии с частными банками.

Обычно  государство применяет налогово-бюджетные  и денежно-кредитные методы  одновременно,  что  позволяет  ему  достаточно  эффективно  регулировать экономику.

5 практич.docx

— 103.20 Кб (Открыть, Скачать)

6 заключ.docx

— 16.99 Кб (Открыть, Скачать)

7 список лит-ры.docx

— 17.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 ПРИЛОЖЕНИЯ.docx

— 16.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики