Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:33, курсовая работа
Цель данной работы – наиболее полно раскрыть понятие о роли государства в устойчивом развитии экономики на примере Российской Федерации.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия экономических функции государства;
- рассмотрение основных функций государства в экономике;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике…………………………………5
1.1. Экономические функции государства……………………………….5
1.2. Сущность государственного регулирования экономики…………16
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………..23
2. Экономическая политика государства на примере Российской Федерации
……………………………………………………………………………………29
2.1. Особенности и результаты процесса перехода России от административно-командной к рыночной экономике…………………29
2.2. Особенности современной экономической политики России……44
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы…………………………………………………………….57
Приложения…………………
2. Экономическая политика государства на примере Российской Федерации
2.1. Особенности и результаты
процесса перехода России от
административно-командной к
Для того
чтобы более детально показать на
практике роль государства в обеспечении
устойчивого развития экономики, необходимо
рассмотреть влияние
Поскольку мировой опыт показывает, что рыночная модель экономики в современных условиях является наиболее эффективной, после распада СССР было решено «перевести» экономику России от административно-командной модели к рыночной. Процесс оказался достаточно трудным и длительным. Так как рыночная экономика подразумевает свободный рынок и наличие различных форм собственности, было необходимо провести разгосударствление.
Правительство посчитало наиболее эффективным вариантом разгосударствления – приватизацию. В целом приватизация оказала огромное влияние на экономику России и на её современное состояние.
Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы 3:
Таблица
3 – Сравнение целей приватизации
стран рыночной экономики и
Цели приватизации | |
Страны рыночной экономики
|
Россия
|
В развитых
странах среди множества
Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.
Главной
экономической задачей
Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992). [3]
До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ — Верховному Совету РФ.
В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов ГКИ издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других законов, например, «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25/12/1990.
С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ №341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ №66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года.
Нормативная
база приватизации, принятая в краткие
сроки часто без
Ваучерная
приватизация проводилась в 1992—1994
гг. Ей предшествовали законодательные
акты Верховного Совета РСФСР, принятые
летом 1991 года, которые предусматривали
выкуп государственных
Летом 1992
г. были введены ваучеры (приватизационные
чеки), которые небесплатно
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.
После ваучерной приватизации в 1995 году для пополнения государственной казны было решено провести залоговые аукционы. На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако выкуплены обратно они не были [4]. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий.
В итоге такой экономической политики доходные отрасли продавались гораздо ниже их стоимости. П. Хлебников составил такую таблицу:
Таблица 4 – Различие цен на крупные компании на ваучерном и фондовом рынках
Компания |
Цена на ваучерном аукционе |
Цена на российском фондовом рынке |
Газпром |
250 |
40 483 |
РАО "ЕЭС" |
957 |
17 977 |
Лукойл |
704 |
15 839 |
Ростелеком |
464 |
4 172 |
Юганскнефтегаз |
80 |
1 656 |
Сургутнефтегаз |
79 |
6 607 |
Примечание: Источник данных таблицы [25]. |
Джордж Сорос – известный американский финансист, занимавшийся в это время в РФ научной деятельностью, поучаствовал и в приватизации: «Я не мог бороться с искушением... Банки и брокеры страдали от острой нехватки капитала – они охотно платили 10 % и больше в месяц по долларовым депозитам... Пришли иностранные портфельные инвестиции, и они действовали в качестве катализатора для возникновения грабительского капитализма... Предприятия, акции которых выросли в десятки раз летом 1994 года, не получили ни цента – всю прибыль получили те, кто купил акции, а затем перепродал... Ситуация напоминала грабительский капитализм, существовавший в США в XIX веке, но российский капитализм намного хуже, поскольку юридическая инфраструктура была намного слабее»[21].
На залоговых "аукционах" госбюджет потерял миллиарды долларов реального дохода. Например, мировой монополист по ряду драгоценных металлов и поставщик 40 % платины РАО "Норильский никель" с рентабельностью производства более 70 % и обеспеченностью рудами на 100 лет, приносивший государству ежегодный доход в 1,5 млрд. долларов, был передан ОНЭКСИМ-банку за 180 млн. долларов, причем другие участники сделки отсекались требованием заранее внести 500 млн. долларов в тот же самый ОНЭКСИМ-банк.[25].
В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).
Всего за 1992–1999 годы в РФ было приватизировано 133,2 тысяч различных предприятий и объектов недвижимости, от продажи которых государство получило сумму, соответствующую 9,25 млрд. долларов (причем 10,4 % от этой суммы досталось органам, осуществлявшим приватизацию). Для сравнения: в маленькой Венгрии, где госсобственность была намного меньше российской, приватизация дала доход в 12,67 млрд. долларов – в 1,6 раз больший[19].
Уже в 1993 году Дж. Росс, экономический советник лейбористов в Британском парламенте, так оценил приватизацию: «Это самый глубокий крах промышленной экономики в мирное время, когда-либо случавшийся в мире»[20]. И это учитывая то, что основная часть приватизации была еще впереди. В итоге за четыре года "шоковой терапии" и приватизации производство в РФ сократилось вдвое. Исходя из данных Росстата [24] получаем динамику ВВП, показанную на рисунке 3.
Рисунок 3 – График годового изменения реального ВВП России 1991—2009 годов
В 2004 году Счетная палата России публикует доклад «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы». В докладе рассматривается ход приватизации в России и анализируются её итоги.
В докладе говорится, что, несмотря на серьёзные изменения структуры собственности, основные цели Государственной программы приватизации не были достигнуты. Так, массовая распродажа государственных активов замедлила процесс формирования эффективных собственников, не став средством содействия реструктуризации экономики. По мнению авторов доклада, в России наблюдается самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности, сложилась ситуация, препятствующая достижению конкурентоспособности экономики, не состоялось формирование широкого слоя мелких и средних собственников. Отдельно рассматриваются итоги приватизации в важнейших отраслях экономики.
Как отмечается в докладе, совпадение ускоренной приватизации с экономическим кризисом негативно отразилось на материальном положении работников приватизированных предприятий, «реальные денежные доходы граждан до сих пор не превысили уровня 1990 года и только в 2003 г. превысили уровень 1994 года», при этом доля граждан, живущих за чертой бедности, составляет около 1/5 населения. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН от 1996 года, 71 % россиян владели лишь 3,3 % всех денежных сбережений, тогда как 5 % богатых и очень богатых владели 72,5 % сбережений (из них 2 % «очень богатых» владели 52,9 % всех сбережений населения). При этом не учитывались суммы средств, переведенные за рубеж и значительно превышающие суммы сбережений в российских банках. Ухудшилось правовое положение работников, зафиксированы многочисленные нарушения трудового законодательства, как говорится в докладе, «управление безопасностью на производстве практически утрачено». Широко распространилось отчуждение работников от управления предприятием. [24]
Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики