Ревизия и контроль расчетных и кредитных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 07:47, реферат

Краткое описание

В данной работе были рассмотрены вопросы контроля и ревизии расчетных и кредитных операций. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия, среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. Четкая организация расчетов оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных и кредитных операций организации.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.Общие положения по ревизии расчетных и кредитных операций ……..
1.1.Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки, и задачи ревизора ………………………………………………… 4
1.2. Процедуры проверки расчетных операций …………………………….. 7
1.3. Процедуры проверки кредитных операций …………………………… 14
1.4. Типичные ошибки в учете расчетных и кредитных операций ………. 19
2. Акт ревизии расчетных операций ………………………………………. 22
Заключение ………………………………………………………………….. 26
Список литературы …………………………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Особое внимание уделяется  операциям с использованием векселей, отражение которых в учете нередко производится с ошибками. Выданные векселя отражаются у предприятия на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», процент по векселю относится на себестоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, НДС подлежит возмещению из бюджета только после оплаты векселя. Полученные в оплату векселя учитываются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Сумма вексельного процента по полученным векселям относится на счет 91, обязательство по уплате в бюджет НДС возникает при поступлении денежных средств (товаров) или зачете встречного требования по векселю.

Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами включает анализ достоверности и правильности отражения в учете таких операций, как оплата услуг организаций связи, коммунального хозяйства, тепло- и водоснабжения и пр. Устанавливаются по данным первичных документов и учетных регистров причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимались для погашения и взыскания задолженности. Проверяется правильность составления корреспонденции счетов, организация аналитического учета, обоснованность начисления и зачета НДС по этим операциям.

Путем изучения первичных документов и учетных регистров по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчету 2 выясняется, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, невозмещенных организации в установленном порядке, и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание. Следует установить, проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к предприятию, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.

Целью контроля расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами является проверка правильности расчетов, полноты и своевременности перечислений в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Источниками информации являются: положение  об учетной политике, расчеты (декларации) по отдельным налогам и платежам, бухгалтерская отчетность, главная книга, учетные регистры по счетам 19, 68, 69, 76, 90, 91, 99 и другим, книга покупок, книга продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры и др.

Необходимо выяснить, по каким налогам  и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, ознакомиться с результатами налоговых и других проверок, что позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены, и наметить объекты для углубленного изучения.

По каждому уплачиваемому предприятием налогу, сбору и платежу следует  проверить:

  1. правильность определения налогооблагаемой базы;
  2. правильность применения налоговых ставок;
  3. правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;
  4. правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей (изучаются записи в учетных регистрах по счетам 68 и 69, аналитический учет по которым организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах).

Особое внимание уделяется  установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли, чистой прибыли, заработной платы персонала.

Применяются такие приемы контроля как прослеживание, проверка платежных  документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета, правильность составления налоговой отчетности (проверяется наличие в ней всех установленных форм, полнота заполнения, производится пересчет отдельных показателей, взаимная сверка показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности) и др.

Выявленные нарушения регистрируются в рабочей документации. Типичными нарушениями могут быть: неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам, неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии или неправильном его указании в расчетно-платежных документах, ненадлежащее ведение учета, неправильное определение налоговых льгот, несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности, нарушение сроков платежей по налогам.

Большого внимания требует также анализ расчетов с депонентами. Прежде всего, необходимо установить, своевременно ли относят к депонентским суммам неполученные в установленные сроки заработную плату и стипендии, а также суммы удержанные из заработной платы по исполнительным листам и другим документам. Тщательно следует проверить выплату депонированных сумм рабочим и служащим. Проверяя расчеты с подотчетными лицами, аудитор должен провести сплошную проверку авансовых отчетов и приложенных к ним документов, сличая записи в накопительных ведомостях с данными авансовых отчетов, утвержденных распорядителями кредитов. Прежде всего аудитор выясняет, кому выданы авансы; аудитор обязан тщательно проверить достоверность приложенных к авансовым отчетам документов и законность оплаты по ним. При необходимости проводятся встречные проверки.

При проверке операций по подотчетным суммам следует также  выяснить:

1. Определен ли директором  предприятия круг лиц, которым  предоставлено право получать  деньги под отчет;

2. Не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров;

3. Не получают ли  деньги под отчет лица, не отчитавшиеся  по ранее полученным суммам;

4. Не допускается ли  оплата через подотчетных лиц  расходов, которые могли быть  оплачены непосредственно из  кассы предприятия;

5. Имеется ли на  авансовых отчетах отметка директора  предприятия о целесообразности  произведенных расходов;

6. Своевременно ли  отражаются в учете расходы  из подотчетных сумм.

 

1.3. Процедуры проверки кредитных операций

При проверке расчетов по кредитам и займам используются следующие источники информации: положение об учетной политике; бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); учетные регистры по счетам 66 и 67; главная книга; кредитные договоры с банком; договоры займа; выписки банка по расчетному и ссудному счетам с приложенными документами; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов; документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа.

В соответствии с п. 32 ПБУ 15/08 в составе информации об учетной политике организации необходимо наличие как минимум следующих данных:

- о переводе  долгосрочной задолженности в краткосрочную;

- составе и порядке  списания дополнительных затрат  по займам;

- выборе способов  начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

- порядке учета доходов  от временного вложения заемных  средств.

Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы: как унифицированные, так и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.

При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных  документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют: выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета, платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк; выписки банка по ссудному счету; кредитные договоры; договоры займа; договоры залога; договоры страхования невозврата кредитов; дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.

Согласно п. 14 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации: договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован:

- по видам  кредитов и займов (рублевый, валютный);

- банкам и  прочим организациям и физическим  лицам, у которых он был получен;

- целевому  назначению кредитов;

- срокам (просроченные  кредиты; кредиты, срок погашения  которых еще не наступил).

При аудите кредитов и  займов аудитор часто встречается  с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому сначала аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).

В ходе аудиторской проверки аудитору следует определить круг счетов (расчетных, валютных, ссудных, бюджетных, текущих и др.), открытых предприятием в банках. По каждому счету проверяется наличие договора, факт уведомления налоговой службы (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации уведомлению подлежат расчетные счета). Параметры каждого счета сверяются со сведениями о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации. Перечень номеров счетов вручается всем, участвующим в проверке. При обнаружении перечисления средств на счета или со счетов, не указанных в перечне, проверяющий должен сообщить об этом ведущему аудитору.

Для проверки правильности и полноты отражения  в учете и отчетности оборотов и сальдо по счетам предприятия в банках применяются следующие аудиторские процедуры:

      • проверка полноты банковских выписок по расчетному счету (счетам) и документов к ним;
      • проверка соответствия сумм по выпискам банка по расчетному счету (счетам) суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
      • проверка полноты банковских выписок по валютному счету (счетам) и документов к ним;
      • проверка соответствия сумм по выпискам банка по валютному счету (счетам) тем суммам, что указаны в приложенных к ним первичных документах;
      • проверка правильности определения курсовых разниц по валютному счету;
      • проверка правильности отражения в учете операций по покупке валюты.

В процессе контроля используются следующие приемы: проверка документов, прослеживание операций, пересчет, аналитические процедуры.

Проверке  подвергаются договоры с банком, документы  по открытию кредитных линий, договоры и соглашения о кредитах и займах. Задолженность по кредитам и займам, отраженная в регистрах бухгалтерского учета, должна соответствовать задолженности, размер которой согласован с кредиторами. Для этого используются выписки банка, расчеты платежей, данные аналитических ведомостей, таблиц. Задолженность по кредитам и займам должна быть правильно квалифицирована по видам и способам расчетов на основании анализа договоров.

Для проверки своевременности возврата кредитов банков по данным кредитных  договоров и выписок с расчетного счета составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения кредитов, а также возникшие отклонения.

На каждую отчетную дату суммы задолженности по кредитам по балансу должны подтверждаться данными аналитического учета. Задолженность по кредитам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату. Проверяется также наличие фактов нарушения сроков возврата кредитов и причины этого.

Для проверки целевого использования  кредитных средств необходимо сравнить объект кредитования, зафиксированный  в кредитном договоре, и фактические  направления средств, подтверждаемые договором поставки, счетами-фактурами, накладными, платежными поручениями и т. д. Номенклатура товарно-материальных ценностей, сроки поставки и оплаты, цены, объем выполненных работ должны совпадать.

Информация о работе Ревизия и контроль расчетных и кредитных операций