Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время уже многое сделано в области развития бизнеса в нашей стране. Но, этого недостаточно, даже для такой небольшой страны как Республика Беларусь. Находясь между развитым Евросоюзом и огромной Российской Федерацией, белорусы вынуждены строить свою экономику таким образом, чтобы темпы развития нашей страны не отставали от темпов развития наших соседей. А для этого собственных средств недостаточно – приходится прибегать к использованию иностранного капитала.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»……………………7
Регион: определение, виды, условия формирования…………………….7
Региональная экономика и региональная политика……………………10
Инвестиционный климат и региональные инвестиции РБ: состояние, положительные факторы, проблемы…………………………………….12
СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания……………………………………………………16

2 . Оценка экономического развития СЭЗ Республики Беларусь……………….21
2.1 СЭЗ «Брест»………………………………………………………..……...23
2.2 СЭЗ «Витебск»…………………………………………………………….26
2.3 СЭЗ «Гомель»……………………………………………………………..29
2.4 СЭЗ «Гродноинвест»……………………………………………………...32
2.5 СЭЗ «Минск»……………………………………………………………...34
2.6 СЭЗ «Могилев»………………………………………………….………...37
3. Предложения по улучшению инвестиционной среды в регионах
Республики Беларусь…………………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………….49
Приложения………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Региональная экономика и инвестиции .docx

— 557.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Предложения по улучшению инвестиционной среды  в регионах Республики Беларусь

 

Полученная во второй главе  информация не дает нам четкого представления  о развитии регионов Республики Беларусь и, в частности, о СЭЗ. Но, ее вполне достаточно, чтобы сделать общую  оценку состояния каждой области  и ответить на главные вопросы  данной работы: «Куда вкладывать деньги?»  и «Сколько вкладывать денег?»

 С помощью данных, содержащихся  в предыдущих главах, можно построить  своеобразный рейтинг областей (приложение Ж). В качестве оценочных критериев выбраны те, которые в большей степени характеризуют экономическую обстановку в регионе (СЭЗ). Кроме количественных показателей в таблице учтены такие важные для регионов – как мне кажется – характеристики как: наличие транспортной инфраструктуры и близость к основным странам-импортерам белорусской продукции. В первую очередь рейтинг покажет, какой регион республики лучше развивается. Тем самым мы частично ответим на один из наших вопросов «куда лучше вкладывать?». Как показано в таблице, лучше всех развиваются Минская и Гомельская области, занявшие соответственно 2 и 1 места в рейтинге А. Также следует отметить, что если учитывать только числовые показатели (рейтинг Б), то места останутся практически теми же, только Минская и Гомельская поменяются своими местами.

На мой взгляд, более  достоверным будет рейтинг Б. Потому как, Минская область, не имея границ ни с одним соседним государством – в отличие от всех других областей, способна нормально функционировать  как отдельный регион республики, и даже в рейтинге занять одну из лидирующих позиций. Поэтому, наверное, лучше всего направлять свои деньги в Минскую, Гомельскую и Витебскую области Республики Беларусь, разделившие в рейтинге между собой 1, 2 и 3 места. Но, это не говорит о том, что оставшиеся регионы непривлекательны для отечественных и иностранных инвесторов. Каждая свободная экономическая зона по-своему уникальна.

Например, западные инвесторы  в основном предпочитают инвестировать свой капитал поближе, т.е. для Республики Беларусь это будут Витебская, Гродненская и Брестская области. Наши восточные соседи чаще вкладывают свои деньги в Витебскую, Могилевскую и Гомельскую области. В Минском регионе сконцентрирован капитал как восточных, так и западных инвесторов. Такая неравномерность объясняется желанием некоторых инвесторов «держать свой капитал возле себя»; как они сами говорят «так спокойнее».    

Области, соответственно и  СЭЗ, расположены близко одна к одной. Общая цель свободных экономических  зон заключается в том, чтобы  создать определенные благоприятные  условия для привлечения инвестиций: льготное налогообложение, индивидуальная помощь со стороны местного управления, упрощенная система регистрации  хозяйствующих субъектов, льготное кредитование и т.д. На сегодняшний  момент можно с уверенностью сказать, что СЭЗ себя оправдали: объем  инвестиций с каждым годом увеличивается, количество новых предприятий растет, ассортимент продукции постоянно  меняется, появляются совершенно новые  для белорусского рынка товары.

В целом оценка реального  положения в производственной, финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности СЭЗ показала, что вклад  СЭЗ в отдельные макроэкономические показатели в целом по республики последовательно увеличивается. По итогам за январь-март 2008 г. в свободных  экономических зонах: было занято 1,3% среднесписочной численности работников по республике; произведено промышленной продукции и экспортировано товаров  по 3,5% соответственно от общереспубликанских  объемов.[5, стр. 81]

Благодаря СЭЗ увеличилось  количество новых рабочих мест, улучшилось финансовое состояние населения, снизилась  безработица и т.д. Многие зарубежные эксперты соглашаются во мнении, что Республика Беларусь – это одна из ведущих динамично развивающихся стран на постсоветском пространстве. Они поставили Беларусь на 47-е место из 150 стран по уровню привлечения прямых иностранных инвестиций и отметили, что наша страна имеет высокие показатели экономического и социального благополучия населения и большие объемы внешней торговли. Но, на ряду с положительными факторами существуют и отрицательные.

В Беларуси, как и в  большинстве других стран, инвесторы, стремящиеся получить большой процент  дохода на инвестиции, осуществляют вложения в ценные бумаги предприятий, банков, финансовых компаний и иных субъектов  хозяйствования, по которым гарантии возврата средств тем меньше, чем  выше обещаемые доходы. На белорусском  рынке капитала присутствуют в большей  степени прямые инвестиции, а не портфельные, которые менее подвержены риску потери дохода. Также, проблема иностранных инвесторов состоит  в том, что, глядя на нашу страну, они не могут до конца определиться, куда вложить свои деньги, в какую  отрасль. Помочь ответить на этот вопрос смогут данные, приведенные во 2-й  главе. Каждый регион Республики Беларусь, как отмечалось ранее, имеет свои особенности: как территориальные, так и экономические. Эти особенности  можно представить в виде таблицы (приложение И).

Перед тем как подвести итоги, хотелось бы выделить основные направления, которые могут выбрать  как настоящие, так и будущие  инвесторы для развития бизнеса  в нашей стране:

    1. лесная промышленность

Как мы видим, области отличаются друг от друга. Однако на фоне общих черт и различий выделяется единый элемент, присущий каждому региону, – лес. Это главное богатство нашей республики. Человечество давно поняло значимость данного природного ресурса. Даже в настоящее время, когда наука не стоит на месте и придумывает различные материалы, которые по многим параметрам превосходят древесину, люди, почему то, предпочитают использовать предметы, сделанные из дерева. Их не пугает высокая цена – им важно качество. Об этом знают и в Беларуси.

Добыча, переработка и  использование леса в качестве топлива  для Беларуси на много дешевле, чем  покупать другие альтернативные материалы. Отходы, которые остаются от переработки  древесины, мы используем в качестве сырья для наших тепловырабатывающих  станций, другими словами – для  обогрева квартир, домов, школ и других социальнозначимых объектов. К тому же, следует отметить, что лес  – возобновляемое сырье, в отличие  от нефти и газа.

Поэтому очевидно, что лесная промышленность – весьма привлекательное  направление для инвестирования средств. И кто знает, возможно, именно за производством древесины стоит  будущее мировой энергетики.

    1. научная деятельность

Мы живем в мире машин, техники, искусственных материалов. Каждый день наука преподносит нам новые  вещи, которых не было раньше, которые  мы используем в различных сферах нашей жизнедеятельности. Одним  словом, наука помогает нам жить.

Беларусь заинтересована в наращивании своего научного потенциала. Для этого на территории страны действуют  как высшие, так и средне специальные  учебные заведения по подготовке квалифицированных специалистов различного направления. Продукты интеллектуального  труда белорусских ученых находят  свое применение не только в нашей  стране, но и за рубежом. Также, следует  отметить, что в настоящее время  налажено сотрудничество наших ученых с учеными других стран. В частности, совместно с россиянами белорусские  ученные смогли построить свой собственный  первый спутник.

    1. туризм

Существует множество способов заработать деньги. И одним из них является туризм. Республика Беларусь по размерам небольшая страна. Казалось бы, какой  может быть туризм в Беларуси? И  здесь можно поспорить.

Беларусь очень красивая страна. Многие зарубежные гости приезжают  сюда, чтобы познакомиться с историей нашей страны, посетить известные  историко-культурные места, да и просто отдохнуть. У нас замечательная  природа: большое количество рек, озер и т.д. Проблема лишь в том, как  правильно всем этим богатством воспользоваться, чтобы получить и экономическую  выгоду, и сохранить его в первоначальном виде. Один из вариантов это организация  так называемого «экотуризма». Для этого необходимо развивать сеть туристических услуг, проводить рекламные акции, строить гостиницы вблизи популярных среди иностранцев мест отдыха, проводить различные развлекательные мероприятия, связанные с местными традициями белорусского народа. Одним словом, завлекать туристов в нашу страну.

    1. переработка отходов

В начале 20-го века мало кто задумывался  о том, что, организуя производство, мы производим не только продукты, товары, услуги. Вместе с тем мы «производим» отходы. Отходы – это те же продукты производства, только мы их не используем, а выбрасываем.

Сейчас, в эпоху процветания  науки и техники, у нас есть возможность использовать тот же мусор в качестве сырья. Дифференцированные контейнеры для различного типа мусора (для пластика, для бумаги, для  стекла и т.д.) существуют уже давно. Такие контейнеры можно увидеть  и в Беларуси. Но, пока широкого распространения у нас они не получили. Именно поэтому такой «молодой» для нашей страны вид бизнеса, как сбор и переработка вторсырья, имеет все шансы на дальнейшее развитие.

    1. сфера услуг

Чтобы зарабатывать деньги, необязательно что-то производить, а потом продавать. Можно стать  посредником между продавцом  товара и его покупателем. Таким  образом, мы станем очередным звеном в сложной цепочке товарооборота, тем самым оказывая определенные виды услуг.

Основным доходом, который получает наша страна, действуя на мировом рынке, является доход в сфере оказания различных услуг: перевозка грузов, страхование, кредитование и др. Многие аналитики говорят, что в Беларуси сфера услуг находится на среднем  уровне. Она есть, но ее недостаточно, особенно для страны, которая стремится  создать для себя более привлекательный  инвестиционный климат.

Приведенные выше направления  могут быть использованы в качестве вариантов инвестирования средств. Перед тем, как сделать свой выбор, инвестор должен учесть все особенности  того или иного региона, в который  он желает направить свой капитал.

Теперь мы окончательно ответили на интересующий нас вопрос «Куда  вкладывать деньги?» Но, остался  еще один вопрос: «сколько вкладывать денег?» Однозначного ответа на него, скорее всего, нет. Каждый инвестор сам  выбирает сумму, которую он желает вложить  в будущий бизнес. При этом главным  образом учитываются предпочтения самого инвестора: его цели, вкусы, намерения  и т.д. Поэтому трудно сказать, какая  сумма будет самой оптимальной.

В самом начале работы были рассмотрены основные проблемы и  факторы, которые мешают иностранным  инвесторам развивать бизнес на территории Республики Беларусь. И нужно согласиться  с тем, что быстро такие проблемы не решаются. На это необходимо время  и средства, причем большие средства. Но, начинать всегда с чего-то надо. Многое сделано и делается уже сейчас. Созданные СЭЗ в большей степени сгладили данную негативную ситуацию и теперь продолжают выполнять функцию основных направлений государственной поддержки бизнеса. Чтобы как-то улучшить ситуацию в инвестиционной среде Беларуси, нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

  • несовершенство нормативной базы, касающейся инвестиций. Зачастую иностранные инвесторы не в полной мере осознают свои права, которые содержатся в законах и других нормативно-правовых документах, действующих на территории нашего государства.
  • большая налоговая нагрузка для субъектов хозяйствования. Для страны, которая привлекает иностранный капитал, наличие такой проблемы, негативно сказывается на ее имидже со стороны иностранных инвесторов. Решением данного вопроса может стать либо снижение налоговой ставки, либо предоставление льгот иностранным инвесторам.
  • жесткие требования со стороны государства. Чтобы как-то выйти из данной ситуации, необходимо предоставить определенные гарантии инвесторам со стороны государства. Нужно дать им понять, что мы доброжелательно относимся к иностранным инвесторам, помогаем им, что мы гарантируем сохранность их бизнеса на всей территории республики.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной работы, хотелось бы отметить, что проведенный  анализ свободных экономических  зон и инвестиционного климата  Республики Беларусь показал, что Беларусь располагает относительно развитым  инвестиционным законодательством, направленным на стимулирование инвестиционной деятельности, на ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. Однако в данной сфере существует ряд недостатков, требующих совершения определенных действий со стороны государства. Такими действиями могут быть:

  • усовершенствование законодательной базы в отношении инвестиций;
  • упрощение процедуры налогообложения иностранных субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь;
  • предоставление льгот и поощрений зарубежным инвесторам, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь;
  • предоставление гарантий и защиту прав инвесторам, намеривающимся открыть свой бизнес на территории Республики Беларусь;
  • проведение международных форумов, посвященных развитию бизнеса и инвестиций в Республике Беларусь.

Все вышеприведенные мероприятия  направлены на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь. Выполнив большую часть  из них, Беларусь сможет привлечь в  экономику больше средств, необходимых  для решения не только государственных  задач, но и для поддержания социальной стабильности в экономике.

Информация о работе Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ