Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
В настоящее время уже многое сделано в области развития бизнеса в нашей стране. Но, этого недостаточно, даже для такой небольшой страны как Республика Беларусь. Находясь между развитым Евросоюзом и огромной Российской Федерацией, белорусы вынуждены строить свою экономику таким образом, чтобы темпы развития нашей страны не отставали от темпов развития наших соседей. А для этого собственных средств недостаточно – приходится прибегать к использованию иностранного капитала.
Введение……………………………………………………………………….5
1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»……………………7
Регион: определение, виды, условия формирования…………………….7
Региональная экономика и региональная политика……………………10
Инвестиционный климат и региональные инвестиции РБ: состояние, положительные факторы, проблемы…………………………………….12
СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания……………………………………………………16
2 . Оценка экономического развития СЭЗ Республики Беларусь……………….21
2.1 СЭЗ «Брест»………………………………………………………..……...23
2.2 СЭЗ «Витебск»…………………………………………………………….26
2.3 СЭЗ «Гомель»……………………………………………………………..29
2.4 СЭЗ «Гродноинвест»……………………………………………………...32
2.5 СЭЗ «Минск»……………………………………………………………...34
2.6 СЭЗ «Могилев»………………………………………………….………...37
3. Предложения по улучшению инвестиционной среды в регионах
Республики Беларусь…………………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………….49
Приложения………………………………………………………………….51
Общими целями региональной политики являются:
Выделяют следующие принципы государственной региональной политики: децентрализация, приоритетность, субсидиарность, гибкость, партнерство, превентивность, перманентность, прозрачность.
Объектами региональной политики являются
различные территориальные единицы, как
закрепленные административно-
Субъектами региональной политики являются внешние органы власти государства, а в условиях глобализации и международной интеграции – специальные наднациональные органы управления (например, в ЕС – это Европейская комиссия и, в частности, ее структурное подразделение – Генеральный директорат региональной политики, ответственный за решение задач по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов). [2]
1.3 Инвестиционный климат и региональные инвестиции Республики Беларусь: состояние, положительные факторы, проблемы
Устойчивое развитие регионов, повышение их экономического и социального потенциала во многом предопределяются состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в регионах. При этом под инновационной деятельностью понимается деятельность, нацеленная на практическое внедрение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления управленческих, производственных, коммерческих, социальных и других процессов в регионе, в том числе связанных с созданием и реализацией инноваций.
Реализация региональной инновационной политики неизбежно связана с инвестированием, т.е. осуществлением инвестиций. По экономическому содержанию региональные инвестиции – это часть ресурсов регионов, которые сознательно изымаются из потребления и вкладываются в расширение или модернизацию производства (новые технологии, оборудование и т.п.) в расчете на получение прибыли в будущем.
Таким образом, в самом общем смысле региональная инвестиционная политика – это совокупность действий экономических агентов по обеспечению условий простого и расширенного воспроизводства капитальных ресурсов в регионе. Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.[2]
Непременным условием процветания
мировой и национальной экономики,
устойчивого развития регионов является
высокая инвестиционная активность.
Одной из ключевых задач в настоящий
момент является привлечение инвестиций,
как внутренних, так и внешних,
в объеме, необходимом для стабильного
подъема экономики и
Немаловажной проблемой,
влияющей на уровень инвестиций, является
чрезмерное государственное вмешательство
в развитие экономики. Но, не смотря
на это, объемы инвестирования ежегодно
возрастают. В 2005 году на развитие экономики
и социальной сферы использовано
14,8 трлн. рублей инвестиций в основной
капитал, что в сопоставимых ценах
в 2,5 раза больше, чем в 1995 году. В 2005
году по сравнению с 2004 годом инвестиции
увеличились на 23,2% при прогнозе
– на 15,5-17,5%. Однако данный объем
недостаточен. Из-за небольших возможностей
белорусского бюджета, незначительного
капитала банков, ограниченных собственных
средств предприятий одним из
важнейших направлений
В настоящее время действует Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, в которой предусмотрено довести уровень инвестиций до 20,9-21,8% от ВВП. В период 2006-2010 годы предусматривается ежегодное привлечение от 1 до 2 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций в экономику республики. Иностранный капитал в ходе успешного выполнения Национальной программы должен составить одну треть инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие экономики Республики Беларусь. В настоящее время достичь поставленных целей нашей стране будет весьма тяжело, т.к. экономическая стабильность в мире хорошо «пошатнулась» и поток инвестиций во всех странах значительно снизился.
Ко всему прочему, следует отметить и тот факт, что инвестиционный климат в нашей стране не в полной мере способствует развитию процесса инвестирования, даже, несмотря на то, что в стране существует ряд положительных факторов, а именно:
Можно также выделить и ряд негативных факторов, пугающих инвестора. Среди них:
Правительством определены приоритетные сферы, в которых государство заинтересовано использовать иностранные инвестиции. В реальном секторе экономики это машиностроение и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Существует заинтересованность в привлечении инвестиций для развития новых и высоких технологий, связи, а также сферы туризма.
В настоящее время в Республики Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
Наряду с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.
Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежание двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.
Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.
В целях создания благоприятной
среды для инвестиционной деятельности
и свободного движения капиталов
на территории государств-участников
ЕЭП в настоящее время
В рамках государств-участниц ЕврАзЭС подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества. Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику
1.4 СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ).
В настоящее время существует множество определений понятия «СЭЗ». Согласно Киотской конвенции «свободная экономическая зона» – это часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. В других источниках СЭЗ понимаются как географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических образований: «Свободные экономические зоны – ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».
Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования [3,стр.6].
Создание СЭЗ в том или ином регионе страны, с одной стороны, позволяет решить проблемы конкретного региона (ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п.), а с другой – обеспечивает решение общегосударственных задач (привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и т.д.).
Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические: более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства, привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства, использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции, увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
Социальные: комплексное развитие отсталых регионов, увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения, обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров, насыщение национального рынка высококачественными товарами.
Научно-технические: использование новейших зарубежных и отечественных технологий, приобщение к новым формам управленческого труда, привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров, повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной (политическая стабильность, хорошая законодательная база, наличие инфраструктуры и др.).
Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.
Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:
Информация о работе Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ