Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время уже многое сделано в области развития бизнеса в нашей стране. Но, этого недостаточно, даже для такой небольшой страны как Республика Беларусь. Находясь между развитым Евросоюзом и огромной Российской Федерацией, белорусы вынуждены строить свою экономику таким образом, чтобы темпы развития нашей страны не отставали от темпов развития наших соседей. А для этого собственных средств недостаточно – приходится прибегать к использованию иностранного капитала.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»……………………7
Регион: определение, виды, условия формирования…………………….7
Региональная экономика и региональная политика……………………10
Инвестиционный климат и региональные инвестиции РБ: состояние, положительные факторы, проблемы…………………………………….12
СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания……………………………………………………16

2 . Оценка экономического развития СЭЗ Республики Беларусь……………….21
2.1 СЭЗ «Брест»………………………………………………………..……...23
2.2 СЭЗ «Витебск»…………………………………………………………….26
2.3 СЭЗ «Гомель»……………………………………………………………..29
2.4 СЭЗ «Гродноинвест»……………………………………………………...32
2.5 СЭЗ «Минск»……………………………………………………………...34
2.6 СЭЗ «Могилев»………………………………………………….………...37
3. Предложения по улучшению инвестиционной среды в регионах
Республики Беларусь…………………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………….49
Приложения………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Региональная экономика и инвестиции .docx

— 557.71 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

Дисциплина: макроэкономика

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Региональная экономика и инвестиции

в Республике Беларусь на примере  СЭЗ

 

 

 

 

 

 

 

студента 4 курса         __________

ФБД,  гр.811122к     (подпись)   М.Н.Хомич

      

   

 

 

 

 

 

Руководитель          __________

канд. экон. наук                   (подпись)   Ю.В.Чеплянский

                   

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….5

1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»……………………7

    1. Регион: определение, виды, условия формирования…………………….7
    2. Региональная экономика и региональная политика……………………10
    3. Инвестиционный климат и региональные инвестиции РБ: состояние, положительные факторы, проблемы…………………………………….12
    4. СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания……………………………………………………16

 

2 . Оценка экономического развития СЭЗ Республики Беларусь……………….21

2.1 СЭЗ «Брест»………………………………………………………..……...23

2.2 СЭЗ «Витебск»…………………………………………………………….26

2.3 СЭЗ «Гомель»……………………………………………………………..29

2.4 СЭЗ «Гродноинвест»……………………………………………………...32

2.5 СЭЗ «Минск»……………………………………………………………...34

2.6 СЭЗ «Могилев»………………………………………………….………...37

3.  Предложения по улучшению инвестиционной среды в регионах

Республики Беларусь…………………………………………………………..40

Заключение…………………………………………………………………...47

Список использованных источников……………………………………….49

Приложения………………………………………………………………….51

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 48 страниц ,  5 таблиц, 12 графиков, 5 рисунков.

 

РЕГИОН, РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ИНВЕСТОР, БАРЬЕР, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КАПИТАЛ, РЕЙТИНГ, ЭКОНОМИКА, ЛЬГОТЫ, ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ.

 

Объектом исследования являются свободные экономические зоны, предметом  – инвестиционная среда в регионах республики.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы изучить экономическую обстановку в Республике Беларусь, найти «барьеры», существующие на пути у инвесторов, и попытаться выработать найкрайчайшие пути, чтобы их обойти. Главной задачей является комплексное изучение каждой СЭЗ, а также их анализе.

В ходе написания работы использованы методы сравнительного и  аналитического анализа, способ табличного отражения аналитических данных и др. Информационной базой исследования явились материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, данные государственных органов статистики Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, данные глобальной сети интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         подпись     

THE ABSTRACT

Course work: 48 pages, 5 tables, 12 graphics, 5 drawing.

 

REGION, THE REGIONAL POLICY, INVESTMENTS, THE INVESTMENT ENVIRONMENT, THE INVESTMENT POLICY, FREE ECONOMIC ZONES, REGIONAL ECONOMY, THE POLICY OF THE STATE, THE INVESTMENT CLIMATE, THE INVESTOR, THE BARRIER, THE INVESTMENT CAPITAL, THE RATING, ECONOMY, PRIVILEGES, THE FOREIGN CAPITAL.

 

Object of research are free economic zones, a subject - the investment environment in republic regions.

The purpose of the given work consists in studying economic conditions in Belarus, to find the "barriers" existing on a way at investors, and to try to develop short ways that them to bypass. The main task is complex studying of everyone IRT, and also their analysis.

During a work writing methods of the comparative and analytical analysis are used, a way of tabular reflexion of analytical data, etc. Information base of research materials of textbooks and manuals of the Belarus and foreign authors, data of the state bodies of statistics of Belarus, the regulatory legal acts of Belarus given to a global network the Internet were.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ____________________________

                                                                                                  (The signature of the student)     

Введение

Республика Беларусь является восточной границей Европейского союза  и может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане  освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных  путей сообщения между странами ЕС и СНГ, а единое таможенное пространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ к огромной ёмкости российской территории. Чтобы  всем этим воспользоваться, инвестору  необходим привлекательный инвестиционный климат. В 2003 году 90% иностранных инвесторов считали, что инвестиционный климат в стране требует улучшения, то сейчас об этом говорит только 35% опрошенных.  Это свидетельствует о том, что  ситуация в стране существенно улучшилась. Но, и не следует забывать о проблемах, так называемых «барьерах», которые  сдерживают инвестиционный прогресс в  стране. Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы изучить  экономическую обстановку в Республике Беларусь, найти те самые «барьеры», существующие на пути у инвесторов, и попытаться выработать найкрайчайшие  пути, чтобы их обойти. А для этого  необходимо Республику Беларусь рассмотреть  в региональном аспекте, т.е. исследовать  отдельно каждую область (свободную  экономическую зону (СЭЗ)). В результате мы получим не только более полную информацию об экономической ситуации в стране, но и сможем наметить возможные  пути её улучшения. Тем самым создать  предпосылки для привлечения  в нашу страну дополнительных источников иностранных инвестиций. Исследование в этой области имеет огромное значение, особенно для молодой Республики Беларусь, которая очень нуждается в зарубежном капитале.

Главная задача данной работы заключается в комплексном изучении каждой СЭЗ, а также в их полном анализе. В итоге это поможет  нам ответить на некоторые важнейшие  вопросы. В частности: «Куда вкладывать деньги?» и «Сколько вкладывать денег?»

В настоящее время уже  многое сделано в области развития бизнеса в нашей стране. Но, этого  недостаточно, даже для такой небольшой  страны как Республика Беларусь. Находясь между развитым Евросоюзом и огромной Российской Федерацией, белорусы вынуждены  строить свою экономику таким  образом, чтобы темпы развития нашей  страны не отставали от темпов развития наших соседей. А для этого  собственных средств недостаточно – приходится прибегать к использованию  иностранного капитала.

Именно поэтому изучение проблемы эффективного использования  ресурсов и создание благоприятных  условий для бизнеса имеет  свою актуальность и в нашей стране. Для решения данной проблемы одних  сил высших органов управления государством недостаточно, необходимо усилить роль плановых органов областей, регионов, городов, которые разрабатывают  планы-прогнозы с учетом региональных особенностей, что дает возможность  лучше использовать потенциал регионов и создать благоприятные условия  жизнедеятельности населения.

 

ГЛАВА 1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»

 

    1. Регион: определение, виды, условия формирования

 

Слово «регион» часто встречается  в научной литературе, в повседневном обиходе – как отдельно взятый термин, так и в различных сочетаниях с другими. Например, регион, экономика  региона, региональная политика, региональное развитие, регион с особыми условиями  проживания и т.д. И вместе с тем, до настоящего времени единого, общепризнанного, устоявшегося определения не принято. Это обусловлено широким спектром и большим разнообразием рассматриваемых  объектов и явлений в природе, естественных и гуманитарных науках, практике хозяйственной деятельности, при характеристике которых применяется  термин «регион», что затрудняет выработку  его общей трактовки.

По смыслу понятие «регион» предполагает выделение отдельного объекта или явления из некоего  целого, т.е. базового по принятым критериям  классификации. Такой перечень можно  классифицировать по следующим группам:

  • часть земной поверхности, отличающаяся от остальной рельефом местности (регион гор, регион равнинной местности и т.п.), месторасположением (Европейский регион, Северо-Американский и т.д.), климатическими условиями (регион низких температур, регион влажного климата и т.д.), составом обитающих растений или животных (регион субтропиков, регион лиственных пород леса и т.д.) и другими условиями;
  • площадь, место в пространстве;
  • обособленная часть мира или вселенной;
  • область искусства или науки;
  • любой из уровней, на которые разделяется атмосфера или океан;
  • административно-территориальная единица (район, округ, область и т.д.);
  • местность с особыми условиями проживания или жизнедеятельности (регион загрязнения территории вредными веществами, регион с отличительными нормами и правилами хозяйствования) и др.

По мнению ряда ученых регионалистов  России и других странах, регион – это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Причем регион не обязательно должен совпадать с границами субъектов государства – в ряде случаев он может входить в их состав или быть расположенным на территории нескольких.

В экономической литературе, нормативных документах по однородности отличительных признаков регионы  разделяют на группы.

  • Регионы мира. Они определяются по географическому, экономическому и другим принципам и подходам. Находясь, практически в центре Европы, Республика Беларусь тесно сотрудничает с государствами данного континента, внося свой вклад в общечеловеческое развитие. Вместе с тем, за последние десятилетия, и особенно после второй мировой войны, учитывая бурное развитие транспортных отраслей, других коммуникационных средств, наблюдается их интенсивное расширение и между отдельными континентами мира.
  • Часть поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам. Приведенное деление на регионы предполагает не столько непосредственный учет таких особенностей, сколько учет их влияния на жизнедеятельность людей, экономическое развитие соответствующей территории или страны в целом.
  • Административно-территориальные единицы страны (область, округ, графство, лен и др.). В Республике Беларусь это 6 областей и г.Минск. Могут выделяться регионы и внутри данных формирований, однако в этих случаях чаще прибегают к термину «район».
  • Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил и их структуры (с развитой промышленностью или другой областью народного хозяйства, с большим удельным весом государственной или частной собственности и т.д.). В нашей стране восточные области считаются регионом с более высоким уровнем развития машиностроения и химической промышленности, западные – агропромышленного сектора. Такая структура сложилась ранее, и сегодня, в условиях становления рыночных отношений, не является оптимальной.
  • Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с лучшей обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, с большим удельным весом пожилых людей и т.д. В настоящее время в Республике Беларусь ускоренно идет расслоение общества по уровню материального благосостояния, не в лучшую сторону меняется демографическая обстановка.
  • Регионы, выделяемые в связи с особыми, как правило, менее благоприятными, условиями проживания и производственно-хозяйственной деятельности. Причинами такой ситуации чаще всего выступают аномальные климатические изменения, а также техногенные воздействия и деятельность человека. Особенно острой для населения и экономики страны стала проблема ликвидации последствий радиоактивного загрязнения после катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  • Специальные административно-экономические формирования по обеспечению более эффективной деятельности народного хозяйства страны и отдельных территориальных образований в условиях рыночных отношений. Чаще всего в качестве таких образований выступают свободные экономические зоны (СЭЗ).

При определении критериев  членения территории на регионы, условий  их формирования обычно используют два  наиболее общих подхода: формальный и функциональный. Географы чаще всего применяют такой формальный признак, как однородность местных условий, геологической структуры, рельефа местности, климата, растительного, животного мира и др. Специалисты в области экономики в качестве формальных признаков выделяют:

  • уровень занятости;
  • доходы на душу населения;
  • объем производства, инвестиций и потребления;
  • другие показатели уровня социально-экономического развития, сравниваемые, как правило, со средним значением по стране либо иной крупной территориальной единицей.

Если рассматривать регионы  и государство в целом, то имеет  место как минимум двойственность в принадлежности территории (входят одновременно в состав страны и административно-территориальной  единицы), использовании материальный и других ресурсов (государственная  и частная собственность), условиях деятельности субъектов хозяйствования и др. В этой связи исключительно  важно обеспечить гармоничное, экономически обоснованное разграничение функций, прав и обязанностей между ними, с тем чтобы иметь наиболее эффективное развитие народного  хозяйства страны в целом и  каждого его регионов.[1]

 

1.2 Региональная экономика и региональная политика

 

Под экономикой региона понимается сложившаяся в нем целостная система хозяйствования, совокупность всех его экономических и социальных факторов, а также взаимосвязей между ними и аналогичными факторами других регионов, определяющая уровень развития производительных сил и социальных процессов в регионе. Исходя из объективно существующей асимметричности между регионами, возникает проблема управления их экономическим развитием с целью достижения и поддержания баланса общегосударственных и региональных интересов, сокращения региональных различий в условиях социально-экономического развития и условиях жизни населения и, как следствие, повышения национальной безопасности и сохранения целостности, единства и жизнестойкости государства в целом.

Таким образом, целенаправленное управление региональной экономикой является важнейшей составной частью региональной политики государства, под которой понимается сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Информация о работе Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ