Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время уже многое сделано в области развития бизнеса в нашей стране. Но, этого недостаточно, даже для такой небольшой страны как Республика Беларусь. Находясь между развитым Евросоюзом и огромной Российской Федерацией, белорусы вынуждены строить свою экономику таким образом, чтобы темпы развития нашей страны не отставали от темпов развития наших соседей. А для этого собственных средств недостаточно – приходится прибегать к использованию иностранного капитала.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»……………………7
Регион: определение, виды, условия формирования…………………….7
Региональная экономика и региональная политика……………………10
Инвестиционный климат и региональные инвестиции РБ: состояние, положительные факторы, проблемы…………………………………….12
СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания……………………………………………………16

2 . Оценка экономического развития СЭЗ Республики Беларусь……………….21
2.1 СЭЗ «Брест»………………………………………………………..……...23
2.2 СЭЗ «Витебск»…………………………………………………………….26
2.3 СЭЗ «Гомель»……………………………………………………………..29
2.4 СЭЗ «Гродноинвест»……………………………………………………...32
2.5 СЭЗ «Минск»……………………………………………………………...34
2.6 СЭЗ «Могилев»………………………………………………….………...37
3. Предложения по улучшению инвестиционной среды в регионах
Республики Беларусь…………………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………….49
Приложения………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Региональная экономика и инвестиции .docx

— 557.71 Кб (Скачать)

Гродно является крупным  промышленным, научным и культурным центром с населением более 320 тыс. человек. Здесь размещено 3 государственных  университета, 5 филиалов высших учебных  заведений, около 20 колледжей и училищ. Это позволяет быстро нанять квалифицированный  управленческий персонал и рабочие  кадры.

Пограничное расположение СЭЗ  способствует оперативному таможенному  оформлению и перемещению грузов.

Аэропорт позволяет принимать  практически все типы воздушных  судов. Функционируют два железнодорожных  транспортных коридора с выходом  в Польшу и Литву. Возможна перевозка  грузов в вагонах узкой (европейской) колеи.

Гродненский речной порт может  использоваться для перевозки грузов по реке Неман через Литву до Балтийского  моря. Ближайший пограничный переход  со странами Евросоюза находится  на расстоянии 15 километров от города.

Среди важных преимуществ  инвестирования – наличие 10 земельных  участков (начало 2006 г.) площадью от 0,5 до 3,5 га, предназначенных под застройку. Расположены они в самом Гродно и обеспечены всеми инженерными  коммуникациями и подъездными путями. Продолжается обустройство площадок инженерной инфраструктурой.

Потенциальным инвесторам оказывается  содействие в аренде или приобретении в частную собственность свободных  площадей и объектов, незавершенных  строительством на действующих предприятиях города.

К началу 2006 г. в СЭЗ зарегистрировано 29 предприятий и привлечено инвестиций более 24 млн. долл. США.

За непродолжительное  время благодаря резидентам создано  около        1 500 новых  рабочих мест, что составляет 40% от числа безработных в Гродно.

Основная часть производимой продукции (свыше 70%) поступает на экспорт, прежде всего в Россию.

Удельный вес импортозамещающей  продукции составляет 26% к общему объему продукции, поставляемой на внутренний рынок.

Ведущие предприятия  СЭЗ «Гродноинвест»:

  • УП «Конте Кальце» (Беларусь, Латвия, Великобритания).
  • СП ЗАО «Биган» (Беларусь, США).
  • СООО «Элефант и К» (Беларусь, Швеция).
  • СООО «Квинфуд» (Беларусь, Польша).

На фоне общего развития области выделяется промышленность строительных материалов, прирост которой  в 2007 г. составил 25,6 %, что на 10,3 % больше прироста предыдущего 2006 г. (см. график 2.7,  приложение Г-1). Скорее всего, это объясняется повышающимся спросом на строительные материалы не только в регионе, но и в республике в целом. Практически такими же темпами развивается и топливная промышленность: по итогам 2007 г. ее значение составило 124,4 %. Увеличивающаяся с каждым годом потребность в топливе обуславливается ростом количества автомобилей на дорогах республики. Также, на графике видно, что неплохими темпами развивается машиностроение и металлообработка: в 2007 г. прирост составил 22,8 % против 19,9 % значения 2006 г. Положительная тенденция наблюдается в пищевой промышленности региона.

На графике 2.8 (приложение Г-2) показаны основные показатели по инвестициям и строительству в период 2005 -2007 гг. Данные графика говорят о том, что за  2 года объем инвестиций в основной капитал существенно увеличился и в 2007 г. составил 3002,9 млрд. бел. руб., введено основных средств (фондов) на 986,3 млрд. бел. руб. больше, чем в 2006 г.

Все вышеприведенные данные лишь подтверждают тот факт, что  экономика области находится  на высоком уровне. Наличие предприятий  с иностранным капиталом свидетельствует  о хорошем инвестиционном климате  в регионе. СЭЗ «Гродноинвест» имеет  выгодное географическое положение: граничит с восточной частью Европейского союза, что дает ей возможность привлечения  дополнительного капитала со стороны  зарубежных инвесторов. Для этого  в регионе создана необходимая  инфраструктура: действует аэропорт, речной порт, имеется широкая сетка  ж/д. путей.

 

2.5 СЭЗ «Минск»

Свободная экономическая  зона «Минск» создана в 1998 г. В  СЭЗ действует 76 предприятий, в том  числе 55 с иностранным капиталом (Великобритания, США, Россия, Германия, Нидерланды, Латвия, Польша, Чехия, Финляндия, Кипр и др.).

Организации области осуществляют экспортно-импортные операции более  чем со 110 странами мира, в том  числе с 11 странами СНГ. Наиболее активно  развивается торговля с Польшей, Нидерландами, Китаем, Бразилией, Германией, Украиной и др. Наибольшая доля инвестиций пришлась на промышленность (34%), строительство  жилья (17%), сельское хозяйство (20%), транспорт  и связь (10%). В структуре инвестиций в основной капитал основная доля приходится на инвестиции, направляемые на объекты производственного назначения, что указывает на активизацию  технического перевооружения и модернизацию производственного потенциала в  области.

Территория СЭЗ включает несколько промышленных районов  Минска, а также инженерно-техническую  территорию крупнейшего в стране Национального аэропорта «Минск».

Минск является центром агломерации  с примерно 3-миллионным населением. За счет развития коммуникаций близлежащие  города Борисов, Заславль, Дзержинск, Жодино и ряд других населенных пунктов  превратились в города-спутники.

Через Минск проходят важные трансъевропейские коридоры: Мадрид–Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; Рига–Вильнюс–Минск–Львов. Автомобильный, железнодорожный и авиационный  транспорт обеспечивают удобную  и быструю связь со странами ЕС, Россией, Украиной, Азией. Транзитные преимущества страны наиболее удачно сконцентрированы в Минске. В городе или вблизи от него сосредоточены гиганты не только национального, но и мирового машиностроения: автомобильный, тракторный заводы, завод по производству большегрузных  автомобилей (БелАЗ).

Столица Беларуси является также крупнейшим научным, культурным центром с множеством высших учебных  и научно-исследовательских заведений, библиотек, выставочных залов, театров, музеев, художественных галерей, спортивных сооружений. Минск, по признанию зарубежных гостей, один из красивейших по архитектуре, хорошо организованных, ухоженных и  удобных для жизни городов  Европы. Это город с высоким  научно-техническим, интеллектуальным потенциалом, как в традиционных отраслях, так и в радиоэлектронике, информационных, био - и нанотехнологиях. Минская агломерация располагает высококвалифицированными трудовыми ресурсами практически для любой современной отрасли экономики.

В качестве основных направлений  развития СЭЗ «Минск» определены следующие сферы деятельности:

  • организация высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • внедрение новых технологий и выпуск современных строительных материалов;
  • выпуск энергоэффективного оборудования для различных отраслей экономики, в том числе машиностроения, медицины, перерабатывающей промышленности, строительной индустрии и т.д.;
  • развитие деловой, инженерно-транспортной инфраструктуры территории СЭЗ;
  • переработка и утилизация промышленных и бытовых отходов;
  • развитие сектора экспортных услуг;
  • реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития Минского региона.

Ведущие предприятия  СЭЗ «Минск»:

  • СП ООО «АЛЮТЕХ «ИНКОРПОРЕЙТЕД» (Латвия, Беларусь).
  • СП ООО «МЕБЕЛИНК» (США, Беларусь).
  • СП ЗАО «БЕЛТЕЛЕКАБЕЛЬ» (Беларусь, Россия).
  • ИП «БЕЛФЛЕКСОФАРБ» (Кипр).
  • ИП «ПРИНТТИМ-ПАК» (Англия).
  • СЗАО «ТОПИСОН» (Англия, Беларусь).

На графике 2.9 (приложение Д-1) представлены основные показатели по отраслям промышленности в период 2006-2007гг. Особо выделяется строительная промышленность: в 2007 г. ее прирост составил 18,8 %, что на 4,3 % больше значения предыдущего года. Рост строительной индустрии – хороший показатель не только для региона, но и для республики в целом. К тому же, неплохо развивается электроэнергетика: по итогам 2007 г. этот показатель равен 115,2 % , а в 2006-м он был на уровне 112,4 %. Такой положительный рост, скорее всего, связан с увеличением количества новых предприятий, нуждающихся в электроэнергии. Минск – огромный город. Периодически он расширяется за счет тех же новых предприятий, за счет введения новых жилых комплексов и т.д. Поэтому потребность в энергии будет расти по мере расширения самого города.

По данным графика 2.10 (приложение Д-2) инвестиции в основной капитал в 2007 г. составили 4208,8 млрд. бел. руб., а это на 680 млрд. бел. руб. (19,2 %) больше показателя 2006 г. и на 1536,3 млрд. бел. руб. (57,4 %) значения 2005 г. Это объясняется увеличением выделения средств на перевооружение производственных фондов, обновление технологической базы предприятий, модернизацию производства и т.д. Плюс ко всему наблюдается увеличение объемов вводимых в производство основных средств (фондов): в 2007 г. их  было введено на 423,8 млрд. бел. руб. больше, чем в 2006-м и на 1561,8 млрд. бел. руб. больше, чем в 2005 г.

По итогам проведенного исследования можно сказать, что Минская область, в частности г.Минск, имеет достаточно возможностей для привлечения дополнительного  капитала в виде иностранных инвестиций. И, как показывают данные, на этом развитие региона не заканчивается, а даже стремительно увеличивается. Основной упор делается на развитие тяжелой  промышленности: производство тракторов, большегрузных автомобилей. Большое  внимание уделяется строительной промышленности, развитию транспорта и связи, производству медицинских препаратов и т.д. 

 

2.6 СЭЗ «Могилев»

Свободная экономическая  зона «Могилев» создана в 2002 г. сроком на 30 лет. Предприятия-резиденты, действующие  в СЭЗ «Могилев», зарегистрированы с участием инвесторов из Великобритании, Германии, России, Австрии, Турции, Дании, Латвии. Свыше 75% инвестиций направлены в химическую отрасль, а также  машиностроение и металлообработку.

Могилевская область –  самый восточный регион Беларуси, пограничный с Российской Федерацией. В экономику области ежегодно вкладывают средства представители  более 20 государств. Традиционный интерес  к предприятиям региона проявляют  инвесторы из Австрии, Германии, Италии, России, Латвии, США и других стран

Территория СЭЗ расположена  в областном центре Могилев (около 370 тыс. жителей) и состоит из четырех  участков.

В Могилевской области  проживает 12% населения и производится 16% промышленной продукции Беларуси. В регионе сосредоточена широкая  сеть высших (11) и средних специальных (21) учебных заведений.

Могилев – один из крупнейших в стране промышленных центров.

Через город протекает  река Днепр – третья по величине в Европе. Здесь пересекаются важнейшие  транспортные магистрали в направлениях Польши, Прибалтики, России, Украины.

Железнодорожный транспорт  осуществляет прямые рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Мурманск, Херсон, Симферополь, Кишинев, Минск, Витебск, Гродно. Железнодорожный  узел обеспечивает возможность доставки грузов непосредственно на территорию предприятий СЭЗ.

Автотранспортные предприятия  осуществляют грузовые перевозки по территории Беларуси, стран СНГ, дальнего зарубежья (Германия, Италия, Франция, Нидерланды и др.).

Из аэропорта «Могилев»  можно быстро попасть в Минск, Москву, Калининград.

Ведущие предприятия  СЭЗ «Могилев»:

  • ОДО «ТехноТекс» (Беларусь).
  • СООО «Джокей Пластик Могилев» (Беларусь, Германия).
  • СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» (Беларусь, Россия).
  • УП «РеПлас-М» (Австрия).

О том, что в регионе  хорошо развивается химическая и  нефтехимическая промышленности, а  также машиностроение и металлообработка подтверждают данные графика 2.11 (приложение Е-1). Прирост в нефтехимической промышленности в 2007 г. составил 26,1 %, что на 4 % больше показателя 2006 г. Объем производства машиностроения и металлообработки по итогам 2007 г. увеличился по сравнению с предыдущим 2006-м годом и составил значение 126,9 %. Приведенные выше данные в очередной раз подтверждают тот факт, что Могилев – один из крупнейших промышленных центров нашей страны.

Также, на высоком уровне производства находятся пищевая  промышленность, черная металлургия  и строительная индустрия: в 2007 г. их прирост составил 19,2 %, 13,8 % и 25,5 % соответственно. Устойчивое развитие строительной промышленности объясняется большими запасами в  Могилевской области цементного сырья, строительных и силикатных песков. В восточной части области сконцентрированы огромные запасы минерального сырья – трепела, который характеризуется высокими технологическими свойствами.

Что касается инвестиций в  основной капитал, то в 2007 г. их объем  составил 2784,1 млрд. бел. руб., что на 786 млрд. бел. руб. больше показателя 2006 г. (приложение Е-2). В том же 2007-м году было введено в действие основных средств (фондов) на общую сумму 2669,7 млрд. бел. руб., что на 48 % больше значения предыдущего года. В период с 2005г. по 2007г. объем подрядных работ увеличился на сумму в 915,4 млрд. бел. руб. и составил 1540,5 млрд. бел. руб. Все это говорит о том, что в регионе ведется интенсивная работа по перевооружению, расширению  и модернизации производства.

Приведенные выше данные свидетельствуют  о том, что СЭЗ «Могилев» имеет  хорошую транспортную инфраструктуру, которая обеспечивает возможность  доставки грузов непосредственно на территорию предприятий СЭЗ. Непосредственная близость к границе с Российской Федерацией дает возможность региону  экспортировать свои товары, как на территорию РФ, так и в другие страны СНГ.

Информация о работе Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ