Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время уже многое сделано в области развития бизнеса в нашей стране. Но, этого недостаточно, даже для такой небольшой страны как Республика Беларусь. Находясь между развитым Евросоюзом и огромной Российской Федерацией, белорусы вынуждены строить свою экономику таким образом, чтобы темпы развития нашей страны не отставали от темпов развития наших соседей. А для этого собственных средств недостаточно – приходится прибегать к использованию иностранного капитала.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»……………………7
Регион: определение, виды, условия формирования…………………….7
Региональная экономика и региональная политика……………………10
Инвестиционный климат и региональные инвестиции РБ: состояние, положительные факторы, проблемы…………………………………….12
СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания……………………………………………………16

2 . Оценка экономического развития СЭЗ Республики Беларусь……………….21
2.1 СЭЗ «Брест»………………………………………………………..……...23
2.2 СЭЗ «Витебск»…………………………………………………………….26
2.3 СЭЗ «Гомель»……………………………………………………………..29
2.4 СЭЗ «Гродноинвест»……………………………………………………...32
2.5 СЭЗ «Минск»……………………………………………………………...34
2.6 СЭЗ «Могилев»………………………………………………….………...37
3. Предложения по улучшению инвестиционной среды в регионах
Республики Беларусь…………………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………….49
Приложения………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Региональная экономика и инвестиции .docx

— 557.71 Кб (Скачать)
  1. фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства;
  2. финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами;
  3. административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг;
  4. внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как  показала мировая практика, могут  применяться в самых различных  комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения  иностранного капитала [3,стр.12].

Одним из первых шагов на пути создания инвестиционной среды  Беларуси было образование свободных  экономических зон на базе уже  существующих  6 областей республики: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Витебск», СЭЗ  «Гомель», СЭЗ «Гродно», СЭЗ «Минск»  и СЭЗ «Могилёв». Их образование  должно было обеспечить наиболее активное привлечение инвестиций в Республику Беларусь. Экономика свободных экономических  зон Беларуси обуславливает высокую  степень открытости внешнему миру, значительно улучшает инвестиционный климат на внутреннем рынке, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим  положительно сказывается на привлечении  иностранных и национальных инвестиций.

Необходимость создания СЭЗ  на территории Республики Беларусь обусловлена  реструктуризацией экономики, требующей  привлечения зарубежных инвестиций. СЭЗ – это один из важных рычагов  привлечения внешних инвестиций в определенные секторы экономики, способствующий ускоренному развитию и отдельных регионов, и республики в целом.

Начиная с 2005 года в стране стали реализовываться новые  принципы правового регулирования  деятельности СЭЗ, направленные на развитие экспортоориентированных, импортозамещающих  и высокотехнологичных производств, сокращение поставок на внутренний рынок. К концу 2005 года объем иностранных  инвестиций, накопленных резидентами  СЭЗ, приблизился к 200 млн. долларов. Приоритетными отраслями для  инвесторов по-прежнему остаются машиностроение и металлообработка (27,2% от объема продукции  промышленности), пищевая (16,7%). Нужно  отметить, что экспорт по-прежнему практически полностью ориентирован на страны СНГ (главным образом на Россию), доля которых в общем  его объеме составила 92,9%. Незначительный удельный вес экспорта в страны дальнего зарубежья – качество производимой продукции и ее новизна еще не вполне отвечают требованиям европейского рынка.

Из 36 зарубежных инвесторов наиболее активными являются 10 стран (их доля в объеме накопленных иностранных  инвестиций – более 70%): Великобритания, Германия, Российская Федерация, Польша, США, Кипр, Лихтенштейн, Япония и Китай.

И в то же время СЭЗ  удалось в целом обеспечить динамику основных социально-экономических  показателей выше, чем в среднем  по республике и регионам. Успех  развития СЭЗ в Республике Беларусь зависит также от четкой и последовательной политики государства в отношении  СЭЗ, создание правовых и экономических  гарантий.

  Таким образом, за  период своего функционирования  СЭЗ Республики Беларусь доказали  целесообразность их создания  для социально-экономического развития  регионов и республики. За сет  привлечения иностранных инвестиций  задействованы ранее пустовавшие  и неэффективно использовавшиеся  производственные площадки, созданы  новые рабочие места, внедрены  современные технологии, растут  объемы производства и экспорта  товаров [4,стр.63].

На современном этапе  перед нашей страной стоят  такие проблемы в экономической  сфере, как модификация национальной техники и технологии, повышение  экспортного потенциала, пополнение валютных резервов, расширение притока  иностранных инвестиций, компенсация  дефицита собственных финансовых ресурсов, решаемые иностранными государствами, в том числе с помощью образования  СЭЗ. И для того, чтобы достичь  желаемого результата, необходимо проводить  многовариантные прогнозные расчеты  показателей деятельности СЭЗ и  на их основе выбирать альтернативу развития региона, наиболее адекватную потенциальным  возможностям территории [4,стр.108].

 

ГЛАВА 2. Оценка экономического развития свободных экономических зон Республики Беларусь

 

Перед тем, как приступить к исследованию свободных экономических  зон РБ, необходимо сначала охарактеризовать состояние экономики страны в  целом, при этом обратить особое внимание и на развитие других стран. Это позволит нам сравнить макроэкономические показатели Республики Беларусь с показателями стран со схожей экономикой, а точнее со странами СНГ.

По состоянию на август 2008 года темпы роста инвестиций в  основной капитал по прогнозам Статкомитета СНГ выглядят следующим образом:

Таблица 2.1 – Темпы роста инвестиций в основной капитал в 2008г. и прогноз на 2009г.

 

2008

2009

Азербайджан

130

115-120

Армения

115

112-115

Беларусь

123-125

123-125

Грузия

Казахстан

112

110

Кыргызстан

102-105

Молдова

112

110-112

Россия

117-119

115

Таджикистан

>150

Узбекистан

117-120

115

Украина

112

112

В среднем по СНГ

117-118

115


ПРИМЕЧАНИЕ: источник – данные Статкомитета СНГ

(в постоянных ценах;  в процентах к предыдущему  году)

 

Как видно из таблицы 2.1, Беларусь находится в тройке лидеров по данному показателю. К тому же, в 2009 году она не собирается останавливаться на достигнутом результате и постарается не только сохранить, но и увеличить его значение.

Что касается прироста промышленного  производства, то в январе-августе 2008 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года в среднем по странам Содружества составил 6%, в  то время как в январе-августе 2007 года – 8%. При этом в промышленности Азербайджана и Беларуси темпы роста  были выше, чем в других странах Содружества.

В августе 2008 года по сравнению  с августом 2007 года объем промышленного  производства увеличился в среднем  по странам СНГ на 4% (в августе 2007 года на 5%), для Республики Беларусь этот показатель составил 13,1% (в августе 2007 года – 7,1%), причем самый высокий  по сравнению с другими странами (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Индексы  объема промышленного производства в странах  
СНГ в январе-августе 2008 года

(в постоянных ценах)

 

Январь-август 2008 в % к   
январю-августу 2007

Август 2008  
в % к  
августу 2007

Справочно:

январь-август 2007   
в % к  
январю-августу 2006

август 2007  
в % к  
августу 2006

Азербайджан

109,6

79,5

132,7

120,8

Армения

102,2

106,5

101,7

104,7

Беларусь

113,1

113,1

107,7

107,1

Грузия

Казахстан

103,0

101,0

105,0

101,4

Кыргызстан

106,1

106,9

105,8

112,5

Молдова

102,8

98,1

100,4

108,6

Россия

105,3

104,7

107,0

103,8

Таджикистан

97,5

103,0

108,2

105,2

Туркменистан

Узбекистан1)

112,2

111,6

Украина

106,3

99,5

110,9

109,0

В среднем по странам Содружества

106

104

108

105


_________________ПРИМЕЧАНИЕ: источник – данные Статкомитета СНГ

1) I полугодие в % к I полугодию.

 

А вот индекс цен производителей промышленных товаров в январе-августе 2008 года в среднем  по странам  Содружества составил 130% (в январе-августе 2007 года - 111%).

В 2008 г. прирост цен производителей в среднем по странам Содружества  в августе по сравнению с июлем (0,6%) был заметно меньше, чем в  июле по сравнению с июнем (5%). В  Беларуси данный прирост составил  1,6 % (см. табл. 2.3).

В итоге мы с уверенностью можем сказать, что Республика Беларусь находится в неплохой позиции  среди стран СНГ по многим показателям  экономического развития. Однако, сейчас, во время мирового финансового кризиса, трудно сказать, на какой позиции  находится та или иная страна.

 

 

Таблица 2.3 – Индексы цен производителей промышленных товаров  
в странах СНГ в январе-августе 2008 года

 

Январь-август 2008  в % к   
январю-августу 2007

Август 2008  
в % к  
июлю 2008

Справочно:

январь-август 2007  в % к  
январю-августу 2006

август  2007  
в % к  
июлю   2007

Азербайджан

126,8

94,6

105,9

101,1

Армения

106,0

98,4

100,4

100,6

Беларусь

113,0

101,6

115,9

101,4

Грузия

109,7

103,5

Казахстан

150,7

100,0

107,0

106,1

Кыргызстан

129,2

99,4

107,9

102,8

Молдова

113,0

100,0

125,6

101,2

Россия

128,2

100,5

109,4

102,1

Таджикистан

121,8

95,6

118,7

100,4

Туркменистан

Узбекистан

Украина

137,1

101,8

118,9

101,4

В среднем по 
странам Содружества

130

100,6

111

102


ПРИМЕЧАНИЕ: источник – данные Статкомитета СНГ

Но, вопреки всему сказанному хотелось бы отметить, что политика нашей страны построена таким образом, что при переходе к рыночным отношениям мы выполняем основные макроэкономические показатели, и даже где-то их превышаем. Это заслуга не только белорусского народа. Большую роль сыграло руководство нашей страны, которое после развала СССР выбрала самый оптимальный для республики путь развития экономики. Сначала было тяжело: производство стояло, товаров не было, высокий уровень инфляции, отсутствие прежних связей с другими республиками. Ситуация требовала координальных решений. И одним из таких решений стало создание свободных экономических зон.

 

 

 

2.1 СЭЗ «Брест» 

 

Свободная экономическая  зона «Брест» создана в 1996 г. сроком на 50 лет. Через Брест проходит важнейший  трансъевропейский транспортный коридор  Мадрид–Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва, который создал новую ситуацию для  изменения инвестиционного климата, как в регионе, так и в Беларуси. Брестская область граничит на западе с Республикой Польша, на юге –  с Украиной.

Область является единственным производителем в республике газовых  плит, широко известных за пределами  республики под торговой маркой «Гефест», и электроламп. Здесь выпускается до 90% республиканского объема кузнечнопрессового оборудования, до 60% хлопчатобумажных тканей, около половины древесностружечных плит, треть чулочно-носочных изделий, плитки облицовочной, сыров жирных, четвертая часть трикотажных и швейных изделий, сахара и ряд других товаров, которые по своим свойствам не уступают мировым аналогам. Многие виды продукции находят своего потребителя далеко за пределами республики, в том числе на европейских рынках.

Областной центр, благодаря  густой сети качественных трасс, связал в одну агломерацию с населением 500 тыс. человек многие небольшие  города, населенные пункты с белорусской  стороны и около 100 тыс. жителей  – с польской.

Брест как центр транзитных сообщений располагает также  системой перевода железнодорожных  составов на стандарт европейской колеи. В регионе, на территории СЭЗ, расположены  международный всепогодный аэропорт первой категории, грузовой пограничный  переход, а также водная транспортная артерия, связывающая Брестский  речной порт через Днепровско-Бугский  канал с Черным морем.

Анализ работы предприятий  СЭЗ «Брест» показывает, что объем  производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, численность  работающих, экспорт ежегодно возрастают в 1,3-1,5 раза.

Информация о работе Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ