Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
В настоящее время уже многое сделано в области развития бизнеса в нашей стране. Но, этого недостаточно, даже для такой небольшой страны как Республика Беларусь. Находясь между развитым Евросоюзом и огромной Российской Федерацией, белорусы вынуждены строить свою экономику таким образом, чтобы темпы развития нашей страны не отставали от темпов развития наших соседей. А для этого собственных средств недостаточно – приходится прибегать к использованию иностранного капитала.
Введение……………………………………………………………………….5
1. Взаимосвязь понятий «регион» и «инвестиционная среда»……………………7
Регион: определение, виды, условия формирования…………………….7
Региональная экономика и региональная политика……………………10
Инвестиционный климат и региональные инвестиции РБ: состояние, положительные факторы, проблемы…………………………………….12
СЭЗ как экономические категории: сущность, цели, задачи, предпосылки создания……………………………………………………16
2 . Оценка экономического развития СЭЗ Республики Беларусь……………….21
2.1 СЭЗ «Брест»………………………………………………………..……...23
2.2 СЭЗ «Витебск»…………………………………………………………….26
2.3 СЭЗ «Гомель»……………………………………………………………..29
2.4 СЭЗ «Гродноинвест»……………………………………………………...32
2.5 СЭЗ «Минск»……………………………………………………………...34
2.6 СЭЗ «Могилев»………………………………………………….………...37
3. Предложения по улучшению инвестиционной среды в регионах
Республики Беларусь…………………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников……………………………………….49
Приложения………………………………………………………………….51
Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала [3,стр.12].
Одним из первых шагов на
пути создания инвестиционной среды
Беларуси было образование свободных
экономических зон на базе уже
существующих 6 областей республики:
СЭЗ «Брест», СЭЗ «Витебск», СЭЗ
«Гомель», СЭЗ «Гродно», СЭЗ «Минск»
и СЭЗ «Могилёв». Их образование
должно было обеспечить наиболее активное
привлечение инвестиций в Республику
Беларусь. Экономика свободных
Необходимость создания СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлена реструктуризацией экономики, требующей привлечения зарубежных инвестиций. СЭЗ – это один из важных рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные секторы экономики, способствующий ускоренному развитию и отдельных регионов, и республики в целом.
Начиная с 2005 года в стране
стали реализовываться новые
принципы правового регулирования
деятельности СЭЗ, направленные на развитие
экспортоориентированных, импортозамещающих
и высокотехнологичных
Из 36 зарубежных инвесторов наиболее активными являются 10 стран (их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций – более 70%): Великобритания, Германия, Российская Федерация, Польша, США, Кипр, Лихтенштейн, Япония и Китай.
И в то же время СЭЗ удалось в целом обеспечить динамику основных социально-экономических показателей выше, чем в среднем по республике и регионам. Успех развития СЭЗ в Республике Беларусь зависит также от четкой и последовательной политики государства в отношении СЭЗ, создание правовых и экономических гарантий.
Таким образом, за
период своего
На современном этапе
перед нашей страной стоят
такие проблемы в экономической
сфере, как модификация национальной
техники и технологии, повышение
экспортного потенциала, пополнение
валютных резервов, расширение притока
иностранных инвестиций, компенсация
дефицита собственных финансовых ресурсов,
решаемые иностранными государствами,
в том числе с помощью
ГЛАВА 2. Оценка экономического развития свободных экономических зон Республики Беларусь
Перед тем, как приступить к исследованию свободных экономических зон РБ, необходимо сначала охарактеризовать состояние экономики страны в целом, при этом обратить особое внимание и на развитие других стран. Это позволит нам сравнить макроэкономические показатели Республики Беларусь с показателями стран со схожей экономикой, а точнее со странами СНГ.
По состоянию на август 2008 года темпы роста инвестиций в основной капитал по прогнозам Статкомитета СНГ выглядят следующим образом:
Таблица 2.1 – Темпы роста инвестиций в основной капитал в 2008г. и прогноз на 2009г.
2008 |
2009 | |
Азербайджан |
130 |
115-120 |
Армения |
115 |
112-115 |
Беларусь |
123-125 |
123-125 |
Грузия |
… |
… |
Казахстан |
112 |
110 |
Кыргызстан |
102-105 |
… |
Молдова |
112 |
110-112 |
Россия |
117-119 |
115 |
Таджикистан |
>150 |
… |
Узбекистан |
117-120 |
115 |
Украина |
112 |
112 |
В среднем по СНГ |
117-118 |
115 |
ПРИМЕЧАНИЕ: источник – данные Статкомитета СНГ
(в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году)
Как видно из таблицы 2.1, Беларусь находится в тройке лидеров по данному показателю. К тому же, в 2009 году она не собирается останавливаться на достигнутом результате и постарается не только сохранить, но и увеличить его значение.
Что касается прироста промышленного производства, то в январе-августе 2008 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года в среднем по странам Содружества составил 6%, в то время как в январе-августе 2007 года – 8%. При этом в промышленности Азербайджана и Беларуси темпы роста были выше, чем в других странах Содружества.
В августе 2008 года по сравнению с августом 2007 года объем промышленного производства увеличился в среднем по странам СНГ на 4% (в августе 2007 года на 5%), для Республики Беларусь этот показатель составил 13,1% (в августе 2007 года – 7,1%), причем самый высокий по сравнению с другими странами (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Индексы объема промышленного
производства в странах
СНГ в январе-августе 2008 года
(в постоянных ценах)
Январь-август 2008
в % к |
Август 2008 |
Справочно: | ||
январь-август 2007 |
август 2007 | |||
Азербайджан |
109,6 |
79,5 |
132,7 |
120,8 |
Армения |
102,2 |
106,5 |
101,7 |
104,7 |
Беларусь |
113,1 |
113,1 |
107,7 |
107,1 |
Грузия |
… |
… |
… |
… |
Казахстан |
103,0 |
101,0 |
105,0 |
101,4 |
Кыргызстан |
106,1 |
106,9 |
105,8 |
112,5 |
Молдова |
102,8 |
98,1 |
100,4 |
108,6 |
Россия |
105,3 |
104,7 |
107,0 |
103,8 |
Таджикистан |
97,5 |
103,0 |
108,2 |
105,2 |
Туркменистан |
… |
… |
… |
… |
Узбекистан1) |
112,2 |
… |
111,6 |
… |
Украина |
106,3 |
99,5 |
110,9 |
109,0 |
В среднем по странам Содружества |
106 |
104 |
108 |
105 |
_________________ПРИМЕЧАНИЕ: источник – данные Статкомитета СНГ
1) I полугодие в % к I полугодию.
А вот индекс цен производителей промышленных товаров в январе-августе 2008 года в среднем по странам Содружества составил 130% (в январе-августе 2007 года - 111%).
В 2008 г. прирост цен производителей в среднем по странам Содружества в августе по сравнению с июлем (0,6%) был заметно меньше, чем в июле по сравнению с июнем (5%). В Беларуси данный прирост составил 1,6 % (см. табл. 2.3).
В итоге мы с уверенностью можем сказать, что Республика Беларусь находится в неплохой позиции среди стран СНГ по многим показателям экономического развития. Однако, сейчас, во время мирового финансового кризиса, трудно сказать, на какой позиции находится та или иная страна.
Таблица 2.3 – Индексы цен производителей
промышленных товаров
в странах СНГ в январе-августе 2008 года
Январь-август 2008
в % к |
Август 2008 |
Справочно: | ||
январь-август 2007
в % к |
август 2007 | |||
Азербайджан |
126,8 |
94,6 |
105,9 |
101,1 |
Армения |
106,0 |
98,4 |
100,4 |
100,6 |
Беларусь |
113,0 |
101,6 |
115,9 |
101,4 |
Грузия |
… |
… |
109,7 |
103,5 |
Казахстан |
150,7 |
100,0 |
107,0 |
106,1 |
Кыргызстан |
129,2 |
99,4 |
107,9 |
102,8 |
Молдова |
113,0 |
100,0 |
125,6 |
101,2 |
Россия |
128,2 |
100,5 |
109,4 |
102,1 |
Таджикистан |
121,8 |
95,6 |
118,7 |
100,4 |
Туркменистан |
… |
… |
… |
… |
Узбекистан |
… |
… |
… |
… |
Украина |
137,1 |
101,8 |
118,9 |
101,4 |
В среднем по |
130 |
100,6 |
111 |
102 |
ПРИМЕЧАНИЕ: источник – данные Статкомитета СНГ
Но, вопреки всему сказанному хотелось бы отметить, что политика нашей страны построена таким образом, что при переходе к рыночным отношениям мы выполняем основные макроэкономические показатели, и даже где-то их превышаем. Это заслуга не только белорусского народа. Большую роль сыграло руководство нашей страны, которое после развала СССР выбрала самый оптимальный для республики путь развития экономики. Сначала было тяжело: производство стояло, товаров не было, высокий уровень инфляции, отсутствие прежних связей с другими республиками. Ситуация требовала координальных решений. И одним из таких решений стало создание свободных экономических зон.
2.1 СЭЗ «Брест»
Свободная экономическая
зона «Брест» создана в 1996 г. сроком
на 50 лет. Через Брест проходит важнейший
трансъевропейский транспортный коридор
Мадрид–Париж–Берлин–Варшава–
Область является единственным производителем в республике газовых плит, широко известных за пределами республики под торговой маркой «Гефест», и электроламп. Здесь выпускается до 90% республиканского объема кузнечнопрессового оборудования, до 60% хлопчатобумажных тканей, около половины древесностружечных плит, треть чулочно-носочных изделий, плитки облицовочной, сыров жирных, четвертая часть трикотажных и швейных изделий, сахара и ряд других товаров, которые по своим свойствам не уступают мировым аналогам. Многие виды продукции находят своего потребителя далеко за пределами республики, в том числе на европейских рынках.
Областной центр, благодаря густой сети качественных трасс, связал в одну агломерацию с населением 500 тыс. человек многие небольшие города, населенные пункты с белорусской стороны и около 100 тыс. жителей – с польской.
Брест как центр транзитных
сообщений располагает также
системой перевода железнодорожных
составов на стандарт европейской колеи.
В регионе, на территории СЭЗ, расположены
международный всепогодный
Анализ работы предприятий СЭЗ «Брест» показывает, что объем производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, численность работающих, экспорт ежегодно возрастают в 1,3-1,5 раза.
Информация о работе Региональная экономика и инвестиции в Республике Беларусь на примере СЭЗ