Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:52, контрольная работа
Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Подобно другим общественным явлениям, социальная политика не поддается сколько-нибудь жесткому, точному определению. Поэтому любое определение выглядит в большей степени условным.
Введение. ………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность социальной политики. …………………………..4
Глава 2. Основные направления социальной политики в России…. 9
Глава 3. Адресность социальной политики: причины и факторы ее осуществления ………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………. ...16
Список литературы:………………………………………………… ..17
Одним из жизненно важных внешнеполитических интересов современной России является ее стремление стать полноправным членом Европейского Сообщества и «проживать в общем европейском доме». Но его реализация всецело зависит от того, как будут восприняты и адаптированы в российских условиях европейские ценности и стандарты. В первую очередь, это относится к правам человека, в том числе и социальным.
Одной из главных задач является поддержка тех социальных институтов, которые используют наиболее дефицитные и необходимые для будущего «человеческие ресурсы», выявление уникальных и трудно воспроизводимых ресурсов, поиск технологий их сохранения. Имеется в виду, прежде всего образование и наука. Успешная социальная политика призвана создать условия для будущего развития страны.
Выводы по второй главе: одной из причин низкой эффективности социальной политики является то, что правительство не сформировало необходимых государственных и социальных институтов, обеспечивающих поддержание соответствия между задачами реформирования российского общества, с одной стороны, и мотивационными ориентациями, реальной социально-экономической деятельностью населения - с другой. Государство не сконцентрировало у себя функции координатора многосубъектной социальной политики, не обеспечило ее законодательной основы, не взяло на себя контрольные функции арбитража, неэффективно поддерживает наиболее уязвимые группы населения.
Для России, учитывая традиции, особенно важна координирующая роль государства как главного субъекта социальной политики. Без прямого участия государства в финансировании и организации социальной политики невозможно обеспечить эффективное функционирование социальной сферы, расширенное воспроизводство населения.
Глава 3. Адресность социальной
политики: причины и факторы ее осуществления
Важной целью оказания
государственной социальной помощи
является адресное и рациональное использование
бюджетных средств. Государство
не в состоянии оказывать
Социальная помощь выплачивается только малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, т.е. людей действительно в ней нуждающихся
Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена. Кроме того, нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь, и чувствуют себя «брошенными» на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам.
Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.
· Во-первых оценкой материального положения отдельных лиц или семей.
· Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
· Третий путь — создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры.
Используя опыт большинства
европейских стран давно
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации. В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе «О государственной социальной помощи». Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).
Особую роль в новой социальной политике должен сыграть заявительный принцип, когда гражданин, оценивая свое материальное положение, обращается к государству за определенными услугами на льготной или бесплатной основе в соответствии с внутренней оценкой своего благосостояния, которую он должен формально подтвердить, с тем чтобы, попадая под определённую категорию, получать эти виды услуг. Сфера применения такого порядка должна быть ограничена.
Выводы по третьей главе: судя по широкой рекламе, которую ведут те, кто занят подготовкой соответствующих решений, именно адресная помощь признана основным методом социальной поддержки населения и должна заменить действующую систему социальных льгот. В таком варианте государственная адресная помощь скорее направлена на чтобы «сохранить лицо», нежели действительно помочь бедным в стране.
Введение адресности социальной помощи потребует больших административных расходов для создания специального аппарата чиновников, определяющего как степень нуждаемости получателей пособий так и величину этих пособий. Не исключено, что наиболее нуждающиеся маргинальные слои населения не смогут использовать предназначенную для них помощь (затруднения со сбором нужных справок, недостаток знаний, инициативы и т.д.). В странах с рыночной экономикой эти проблемы помогает решать институт социальных работников и специально созданные для этого организации и учреждения. Нужно учесть сложность определения критериев для получения адресной помощи. Адресный подход - это не разовое мероприятие, жизненные обстоятельства могут меняться, что повлечет за собой изменение прав в пользовании льготами и услугами, постоянного обновления уже имеющейся информационной базы.
Заключение
Как и всякая другая, социальная политика в конечном итоге сводится к трем моментам:
· определение замыслов, концепции, целевых установок, содержания
· формирование программы конкретных действий в соответствии с состоянием как самого регулируемого объекта социальных проблем, так и общественных потребностей в целом
· исполнение замыслов, практическое осуществление концепции.
По первым двум понятно – определены замыслы, концепции, сформирована программа, но вот с последней пока не совсем гладко у нас в стране. Социальная политика представляет собой ведущее направление общественного благосостояния. На протяжении веков правители стран всегда или почти всегда старались что-то делать для народа. Другое дело, что это не всегда удается.
Являясь, по сути, простым наблюдателем, автор очень критичен. Сидя на стуле удобно осуждать, предполагать. Сломать систему очень сложно, это понятно. Просмотрев большое количество литературы по прогнозированию, становится понятным, что в России всегда что-то пытались сделать для улучшения жизни людей. Только на наш взгляд, меры чуть-чуть отстают от жизни. Может быть, вырастет такое поколение правителей, которым будут близки все тяготы жизни простых людей и будут издаваться указы до того, как что-то произойдет. Если это, конечно, не будет «Утопией» Т. Мора или идеальны государством Платона.
Список литературы:
1. О стратегии российского развития: Аналитический доклад / Под ред. В.И. Толстых. – М.: Русский путь, 2003. – 392 с. (106-108)
2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2 – е, перераб, и доп. / Кушлин В.И. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 834 с. (569-587)
3. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова; под общей ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2005. – 476 с.
4. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 192 с.
5. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов н / Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
6. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд.., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит. – соц. академии: Флинта, 2003.- 240с.
Отчет № 206221 от 22
июня 2010