Разработка мероприятий, направленных на улучшение кризисных ситуаций финансового состояния АОЗТ "Полиграфист"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:26, дипломная работа

Краткое описание

В качестве объекта исследования выступает предприятие г. Рубцовска АОЗТ «Полиграфист».
Предметом исследования являются предкризисные процессы, происходящие АОЗТ «Полиграфист» его финансовое состояние предшествующее банкротству.
Логика изложенного материала имеет следующую структуру:
В первой главе изложены основные теоретические аспекты банкротства предприятий и государственное регулирование отношений несостоятельности предприятий в условиях рыночной экономики.
Вторая часть дипломной работы посвящена анализу, изучению и диагностике финансового состояния АОЗТ «Полиграфист». Проведён расчёт и анализ финансовых коэффициентов, характеризующих работу предприятия.

Файлы: 1 файл

Диплом АОЗТ Полиграфист.doc

— 287.00 Кб (Скачать)


Введение

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

На практике можно отметить наличие различных понятий и определений банкротства, которыми оперируют специалисты. Так, юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан арбитражным судом с соблюдением всех установленных правил и процедур; банкир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдельные признаки или факторы.

Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Разумеется, сегодняшние экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Однако, как свидетельствует мировая практика, банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Такое предназначение банкротства предопределено самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит и с риском потерь. Источниками этой неопределенности являются все стадии воспроизводства -от закупки и доставки сырья, материалов и комплектующих изделий до производства и продажи готовых изделий.

Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффективных методов его регулирования. В реальной экономике неопределенность становится источником либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых предприятий образуется за счет убытков менее удачливых. Из взаимообусловленности фактора риска и прибыли формируется важнейшее финансовое понятие механизма возникновения банкротства.

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, и включает формирование и поддержание на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, предметом исследования в данной работе выступает система банкротства, как система контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, включающую целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Важнейшим из этих элементов является правовое обеспечение процесса банкротства.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обусловлена рядом причин.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса практически всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

В этих условиях особую значимость приобретают мероприятия по предотвращению кризисных ситуаций, а также меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятий и стабилизацию их финансового состояния, т.е. антикризисный менеджмент.

Таким образом, эффективное функционирование механизма банкротства и профессиональное использование стратегических и тактических мероприятий антикризисного управления является одной из наиболее актуальных и важнейших задач на пути построения цивилизованного рынка в России и оздоровления экономики страны.

Основной целью работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. Особое внимание уделяется системному подходу к пониманию процесса банкротства, взаимосвязи составляющих его частей и элементов.

Для достижения цели работы рассматриваются следующие задачи:

                       изучение состава и структуры механизма банкротства;

                       изучение нормативно-правовой базы, регулирующей процедуры банкротства;

                       рассмотрение общих и специфических факторов и признаков возникновения кризисных ситуаций на предприятии;

                       исследование целей, задач и методов антикризисного менеджмента, а также их практического применения;

                       диагностика финансового состояния конкретного предприятия;

                       разработка мероприятий по выходу из кризиса.

В качестве объекта исследования выступает предприятие г. Рубцовска АОЗТ «Полиграфист».

Предметом исследования являются предкризисные процессы, происходящие АОЗТ «Полиграфист» его финансовое состояние предшествующее банкротству.

Логика изложенного материала имеет следующую структуру:

В первой главе изложены основные теоретические аспекты банкротства предприятий и государственное регулирование отношений несостоятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

Вторая часть дипломной работы посвящена анализу, изучению и диагностике финансового состояния АОЗТ «Полиграфист». Проведён расчёт и анализ финансовых коэффициентов, характеризующих работу предприятия.

Рассмотрены пути финансового оздоровления.

Третья глава посвящена разработке мероприятий, направленных на улучшение кризисных ситуаций финансового состояния АОЗТ «Полиграфист».

При проведении исследований предкризисной ситуации и диагностики предприятия были использованы и применены приемы и методы как горизонтального, так и вертикального анализа, анализ коэффициентов.

Информационной базой явилась финансовая отчётность АОЗТ «Полиграфист», в частности баланс и отчёт о прибылях и убытках.

При написании дипломной работы использованы исследования Г.В. Савицкой, Ю.И. Рыжкова, В.В. Ковалёва и других российских экономистов.


1. Система банкротства предприятий в условиях рыночной экономики

1.1. Банкротства предприятий РФ и государственное регулирование отношений несостоятельности предприятий.

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий, направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм, и в особенности вновь возникших, зафиксированы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.

Другим обстоятельством, также связанным с закономерностями рыночной экономики и характеризующим процессы возникновения кризисных ситуаций и банкротств, является определенный характер жизненного цикла предприятия, тенденции существования и развития которого в связи с практикой возникновения кризисных ситуаций и банкротств иллюстрирует Рис. 1.1

Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его.

Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, фаза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаза падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства (Рис. 1.2). Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).



 

 

Рис. 1.1. Жизненный цикл, кризисные ситуации и банкротство предприятия

 

 

 

Рис. 1.2. Система банкротства (несостоятельности) предприятий

 

 

 



Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.), Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением закона о банкротстве.

Система банкротства (Рис. 1.2) включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов (Рис. 1.3):

установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;

предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;

создании системы мер для возрождения бизнеса;

создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Функционирование системы банкротств в России сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить, или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

Информация о работе Разработка мероприятий, направленных на улучшение кризисных ситуаций финансового состояния АОЗТ "Полиграфист"