Разработка базы данных для ведения учета успеваемости студентов в электронном виде

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:24, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время осуществляется очередной этап развития человечества - формирование информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию, формы проведения досуга, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов. Современный человек просто не может представить свое существование без компьютера. Возникают все новые и новые потребности в обработке, хранении и передаче информации.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
1. Анализ предметной области 5
1.1. Структура ВУЗа и общие положения образовательного процесса 5
1.2. Документы, используемые при учете успеваемости студентов 30
1.3. Недостатки существующей системы учета 30
2. Проектирование модели 32
2.1. Результаты анализа 32
2.2. Логическое проектирование 33
2.3. Разработка схемы данных 37
3. Разработка приложения 40
3.1. Проектирование пользовательского интерфейса 40
Заключение 74
Список использованной литературы 75

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
“Ленинградский государственный университет им.А.С.Пушкина”

(Бокситогорский  филиал)

Кафедра информатики и вычислительной математики 
 
 
 

Дипломная работа

        на тему: “Разработка базы данных для ведения учета успеваемости студентов в электронном виде”

              Специальность: 351400 — Прикладная информатика 
              в экономике

          Выполнил: 
          студент V курса Е.Н. Бойцев

          Научный руководитель: 
          Ю. И. Смирнов

              Допущен к защите «____»___________2007 г.

              Зав. кафедрой ИВМ _________________ Т.А.Бороненко 
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2007 

Оглавление 

 

Введение

    В настоящее время осуществляется очередной этап развития человечества -  формирование информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию, формы проведения досуга, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов. Современный человек просто не может представить свое существование без компьютера. Возникают все новые и новые потребности в обработке, хранении и передаче информации.

    Особое  внимание хотелось бы уделить созданию и ведению базы данных «Успеваемость  студентов», т.к. такого реально используемого  в нашем университете приложения,  к сожалению нет. Таким образом, становится возможным оперативно контролировать через базу данных успеваемость студентов: учет итоговой и промежуточной успеваемости студентов (зачеты и экзамены); учет результатов курсовых проектов и работ и т.д..

    В данной работе была поставлена задача изучить уровень использования подобных приложений на основе баз данных факультетов,  проанализировать функциональные требования к приложению, и, на основе анализа, разработать, реализовать и провести тестирование, с точки зрения удобства использования базы данных “Успеваемости студентов”.

    Проблема  автоматизации работы университета - хорошо известная всем задача, стоящая перед каждым вузом. Практически все существующие на рынке системы подобного типа являются коммерческими, причем достаточно дорогими, что делает практически невозможным их использование для большинства вузов России. Кроме того, закрытость исходных текстов подобных систем значительно затрудняет их эксплуатацию даже при наличии высококвалифицированных специалистов.

    Очевидно, что управление таким механизмом, как университет, требует колоссальных ресурсов даже в пределах одного факультета. В основном это определяется сложностью структуры вуза, т.е. количеством входящих в нее подразделений, а также несовершенством механизмов создания трудоемких отчетов и передачи информации руководству.

    Предпосылки для использования автоматизированной информационной системы учета успеваемости студентов вуза диктуются высокими требованиями к учебному процессу, необходимостью быстрого и эффективного сбора данных об успеваемости студентов  в любой отрезок учебного процесса, уменьшения нагрузки на деканаты и достижения большей эффективности в работе всей инфраструктуры университета.

    Дешевых, и тем более свободно распространяемых, автоматизированных систем учета и  контроля успеваемости студентов на российском рынке еще не существует. Кроме того, в большинстве случаев требуется дополнительная настройка как базы данных так и приложения доступа к данным к особенностям ВУЗа.

    В данной работе была поставлена задача изучить уровень использования  подобных приложений на основе баз данных факультетов,  проанализировать функциональные требования к приложению, и, на основе анализа, разработать, реализовать и провести тестирование, с точки зрения удобства использования базы данных “Успеваемости студентов”.

 

    

1. Анализ предметной области

    1.1. Структура ВУЗа и общие положения образовательного процесса

     Информационная  система учета успеваемости студентов должна полностью описывать динамику учебного процесса. Ее база данных должна содержать сведения о студентах, обучающихся в университете, их распределении по факультетам, специальностям и группам. Она даст возможность автоматизировать часть работ, выполняемых сотрудниками института.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  

1.1. Институт  очной формы обучения Ленинградского  государственного университета им. А.С.Пушкина(далее Университет) является учебным подразделением, осуществляющим подготовку студентов по соответствующим учебным планам, ведущим с ними учебную, научную, методическую и воспитательную работу.

1.2. Институт  является самостоятельным структурным подразделением Университета, осуществляющим свою работу под руководством ректора. Управление институтом осуществляет деканат в составе директора, его заместителей, методистов и учебно-вспомогательного персонала.

1.3. В  своей деятельности институт руководствуется Уставом Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, настоящим положением, приказами ректора и распоряжениями проректоров, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агенства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.  

II.   ЗАДАЧИ  И  ФУНКЦИИ  ИНСТИТУТА

2.1. Основными   задачами  института являются:

· организация, координация и контроль учебной  и воспитательной работы со студентами института;

·  совершенствование  организационно-методического обеспечения  учебного процесса и контроль за организационно-методической работой кафедр института;

· организация  культурно-массовой, спортивной  работы и  быта студентов, их стипендиальное обеспечение;

· координация  связей кафедр института с предприятиями  и организациями по вопросам организации  всех видов практик и совершенствования  подготовки специалистов.

2.2. Функции   института: 

по организации  и координации работы кафедр

·организация  и контроль разработки учебных планов, рабочих программ по подготовке специалистов;

·руководство  и контроль за ходом и качеством  учебно-воспитательного процесса в  институте; контроль за выполнением  учебных планов и программ подготовки специалистов;

·составление  семестровых графиков учебного процесса, обеспечение ритмичной загрузки студентов в течение семестра по всем дисциплинам. Контроль  исполнения графика кафедрами и отдельными преподавателями;

·своевременное  доведение до кафедр сводных итогов текущего контроля успеваемости (результатов контрольных недель) и сводных итогов успеваемости по результатам сессии;

·руководство  по подготовке и изданию организационно-методических материалов, обеспечивающих работу деканата по управлению  учебным процессом  и воспитательной работой в институте;

·участие  в формировании штатов научного и  учебно-воспитательного персонала, подбор работников для деканата и  структурных подразделений института;

по организации  студентов и ведению учебного процесса

· координация  работы кафедр института по профориентации и отбору абитуриентов, разработка предложений по контрольным цифрам приема (включая предложения по целевым местам)  в разрезе специальностей;

·формирование контингента студентов института, коллективов учебных групп, назначение старост; ведение информации  по движению контингента;

·оформление, выдача и ведение текущей документации (студенческие билеты, зачетные книжки, карточки студента), оформление и выдача итоговых документов государственного образца (академические справки, дипломы  о неполном образовании, дипломы о высшем образовании и приложения к ним);

·участие  в составлении учебного расписания, расписания экзаменов и зачетов, контроль их качества и хода  выполнения;

·организация  учета успеваемости, посещаемости студентов  и анализ результатов;

·контроль за соблюдением студентами нормативных  документов (правил внутреннего распорядка, положений о контрольных неделях, сессиях и др.);

·стипендиальное обеспечение студентов; изучение их материального положения и оказание материальной помощи в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ и Университета;

·подготовка необходимых материалов для представления  студентов на именные и специальные  стипендии;

·подготовка проектов приказа ректора о переводе студентов с курса на курс, о переводе в другой вуз, об отчислении, о восстановлении, о переводе на другую форму обучения, о предоставлении академического отпуска, о выпуске специалистов;

·участие  в формировании  состава государственных  аттестационных комиссий (ГАК) и организации их работы;

·общее  руководство и контроль за проведением  всех видов практики студентов;

·организация  и проведение внутренних и внешних  общественных работ;

·организация  работы по оказанию помощи выпускникам  института в трудоустройстве; ведение информации по местам работы выпускников, подготовка аналитических материалов по этому вопросу;

III. СТРУКТУРА  ИНСТИТУТА

5.1.Структура  института определяется контингентом  студентов, характером и объемом  учебной, научной, методической  и воспитательной работы.

5.2.В  состав института входят деканат,  кафедры института, студенческие  группы, различные советы и комиссии. В состав института входит  совет института и могут входить  другие органы.

5.3. В  своей структуре деканат имеет:

·директора  института, обеспечивающего руководство институтом, осуществляющего перспективное и текущее планирование работ по организации работы института и деканата;

·заместителей директора, обеспечивающих выполнение работ по отдельным направлениям деятельности института и деканата. Закрепляемые за заместителями направления  работ определяет директор института по согласованию с проректором по учебной работе. Конкретные обязанности заместителей директора  определяются должностной инструкцией, разрабатываемой директором института;

·организаторов внеучебной работы (штатных или совместителей) обеспечивающих весь комплекс работ по внеаудиторной воспитательной работе;

·методистов, обеспечивающих выполнение организационно-информационных функций и осуществляющих содержательное и техническое ведение  базы данных по студенческому составу, обеспечивающих ведение всей системы документооборота по организации учебного процесса и выполнению других функций на уровне деканата.

 

IV. ПРАВА  ИНСТИТУТА

4.1. Права  института реализуются через   директора института, имеющего право:

·вносить  предложение ректору и ученому  совету Университета по совершенствованию  учебных планов и программ, учебно-воспитательного  и научно-исследовательского процессов;

·назначать  студентов на стипендию, оказывать  им материальную помощь;

Информация о работе Разработка базы данных для ведения учета успеваемости студентов в электронном виде