Пути совершенствования лизинговых операций в сфере реализации машиностроительного оборудования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании литературных источников и законодательных актов изучить сущность и особенности лизинга на промышленном предприятии, его преимущества и недостатки.
В данной курсовой работе при изучении темы “лизинг” мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность лизинга, его формы и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;
- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими лизинговую деятельность в РБ;
- раскрыть содержание типового договора лизинга;
- определить роль банков на рынке лизинговых операций;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
…3
1. СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
…5
1.1. Лизинг: понятие и возможности применения
…5
1.2. Банковское и налоговое регулирование лизинговых отношений
…12
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

…18
2.1. Анализ состояния и тенденции развития лизинговых отношений в Республике Беларусь
…18
2.2. Особенности организации лизинговых отношений в сфере реализации машиностроительного оборудования

…24
3. РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РБ

…30
3.1. Проблемные вопросы лизинговых операций
…30
3.2. Пути совершенствования лизинговых операций в сфере реализации машиностроительного оборудования

…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Лизинг(курсовая).doc

— 267.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РБ

 

3.1. Проблемные  вопросы лизинговых операций

 

В целях  развития, регулирования и поддержки  лизинговой деятельности в Республике Беларусь в последнее пятилетие  были приняты Указ Президента Республики Беларусь № 587 (1997 год) "О лизинге", Положение "О лизинге на территории Республики Беларусь", утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 г. № 1769. Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь ратифицированы Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1998 г.) и Конвенция о межгосударственном лизинге (1999 г.). Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом и Национальным банком республики принят ряд соответствующих решений по бухгалтерскому учету, таможенному и валютному регулированию лизинговых операций.

Принимая  во внимание, что по своей природе  и действующему в Республике Беларусь законодательству лизинговая деятельность не может нанести ущерб государству, а финансовые и имущественные потоки при осуществлении лизинговых операций в силу простоты и прозрачности договора лизинга не только легко отслеживаются, но и находятся под постоянным контролем банков-кредиторов и страховых организаций, Правительство республики отказалось от лицензирования этого вида деятельности и ограничения размера уставного фонда.

За  последние 3 года нормативная база лизинга  не подвергалась существенным изменениям, что свидетельствует о достаточности  достигнутого баланса интересов  государства и коммерческих образований.  
В большинстве промышленно развитых стран мира получение в долгосрочное пользование по лизингу оборудования и других производственных активов является крупным источником финансирования капитальных вложений и составляет примерно 25-30 процентов их общего объема. В нашей стране этот показатель по итогам 1997 года достиг лишь 1 процента от общего объема капитальных вложений, в 1998 году - 2%, в 1999 году - 2,1%. Данные приведены по информации Белорусского союза лизингодателей. На рынке лизинговых услуг Беларуси работают около 60 лизинговых компаний.

В случае лизинга инвестором становится лизинговая компания, однако льготы для этой категории собственников с 1996 года отменены, хотя без надлежащего обоснования. Лизингополучатель может льготировать прибыль лишь после получения прав на объект, но уже не в размере собственных инвестиций в оборудование (каковыми являются лизинговые платежи), а лишь в размере остаточной стоимости объекта. Таким образом, при лизинге инвестиционная льгота попросту теряется.

В республике имеется положительный опыт использования  международного лизинга для обновления и увеличения основных средств. Белорусские  транспортники, не привлекая государственных  средств и правительственных  гарантий, полностью обновили по лизингу подвижной состав для международных перевозок. Это позволило дополнительно получить сотни миллионов долларов валютной выручки и иметь стране положительное сальдо внешнеторгового баланса по услугам.

Механизм  лизинга не предусматривает участия государства в субсидировании лизинговых услуг. Однако, в связи с отсутствием необходимых средств, в настоящее время государство участвует в закупке сельскохозяйственной техники с целью ее передачи в долгосрочную аренду и, в значительно меньшей степени, - в лизинг.  

В настоящее  время наиболее активно осуществляется международный лизинг с юридическими лицами Российской Федерации. Действующая  законодательная база Беларуси, России, Украины, Молдовы и других стран  СНГ не препятствует осуществлению  лизинговых договоров между юридическими лицами.

Учрежденная в 1997 году Лизинговая конфедерация (союз) Содружества независимых государств (СНГЛИЗИНГ) предусматривает открытие в ряде регионов государств-участников территориальных агентств СНГЛИЗИНГ  и организацию их деятельности по разработке и осуществлению межрегиональных лизинговых проектов и программ. Открытие такого агентства в Минске предусматривается в 1 полугодии 2002 года.

Вместе  с тем, несмотря на положительную  тенденцию развития лизинговой деятельности, рынок лизинговых услуг в Беларуси развит слабо.

Успешному развитию лизинга в республике препятствует ряд обстоятельств, основные из которых  сводятся к следующему:

  • недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала;
  • нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;
  • слабая диверсификация предоставляемых услуг;
  • неразвитость связей с другими страховыми компаниями (практическое отсутствие рынка перестраховочных услуг);
  • отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложениях лизинговых услуг, и, связанное с этим, недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств, как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных лизингополучателей.

Сотрудничество  стран СНГ в сфере лизинга  осложнено целым рядом причин. Непредсказуемость налоговых и  таможенных правил, иных регуляторов  хозяйственной деятельности делают любые долгосрочные операции в условиях СНГ рискованными. Поэтому требуется  тщательная разработка каждого проекта, предусматривающая возможные риски и определяющая необходимые гарантии.

В целях  расширения границ лизинговой деятельности необходимо:

  • инициировать создание пулов страховых организаций государств СНГ для страхования рисков участников лизинга через границу и, возможно, пулов банков с целью инвестирования конкретных проектов лизинговой деятельности и выдачи гарантий под лизинговые сделки;
  • укреплять связи между лизинговыми компаниями СНГ и связи между их объединениями и ассоциациями. Для данных структур целесообразно заключение соглашений о брокерстве (посредничестве), о взаимном представлении интересов в регионе.

В перспективе  лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов  инвестиций в республике и реально расширить выбор методов и способов хозяйствования для организаций материальной сферы.

За  счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить  продвижение производимой отечественной  промышленностью продукции на внутренний и международный рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной способности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути совершенствования  лизинговых операций в сфере  реализации машиностроительного оборудования

 

При  использовании  любой  из  схем  необходимо  учитывать  ряд  обстоятельств.  Для  предприятия,  купившего  оборудование  за  счет  полученного  кредита,  источником  возмещения  заемных  средств  кредитору  являются  амортизационные  отчисления  и  прибыль. При  начислении  амортизации   по  приобретенному  оборудованию  предприятие  может  использовать  механизм  ускоренной  амортизации.  Повышенные  амортизационные  отчисления  будут  источником  возврата  основного  долга  по  кредиту.  Рядом  нормативных  документов  предусматривается,  что  в  целях  создания  условий  для  развития  высокотехнологичных  отраслей  экономики  и  внедрения  эффективных  машин  и  оборудования  предприятиям  и  организациям  предоставляется  право  применять  механизм  ускоренной  амортизации  активной  части  производственных  фондов.

Перечень  высокотехнологичных  отраслей  и  эффективных  машин  и  оборудования,  по  которым  применяется  механизм  ускоренной  амортизации,  устанавливается  органами  исполнительной  власти.  При введении  ускоренной  амортизации действует равномерный (линейный)  метод её  исчисления,  при котором утверждённая  в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений  увеличивалась на  коэффициент  ускорения.

До  момента  зачисления  оборудования  на  баланс  предприятия  источником  возмещения  банку  заёмных  средств  по  основному  долгу  является  прибыль  предприятия,  оставшаяся  после  уплаты  налогов.

Также. При  перемещении  оборудования  через  таможенную  границу  Беларуси  уплачиваются  следующие  таможенные  платежи:

Таможенная  пошлина,  налог на  добавленную  стоимость,  акцизы,  сборы  за  выдачу  лицензий  таможенным  органам  РБ,  таможенные  сборы  за  таможенное  оформление,  за хранение  товаров,  за  таможенное  сопровождение товаров,  платы за  информирование  и консультирование,  за  принятие  предварительного  решения,  за  участие в таможенных  аукционах.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы необходимо сделать следующие  выводы:

  1. В самом общем виде лизинг представляет собой имущественные отношения, при которых одна организация по просьбе другой приобретает необходимое оборудование и передает его в пользование.
  2. Можно выделить следующие особенности лизинга.

Во-первых, в отличие от обычного договора аренды в данном случае в пользование  передается, как правило, технический  объект, специально приобретенный для передачи в лизинг определенному лицу по его просьбе.

Во-вторых, сумма платежей за пользование полученным в лизинг оборудованием включает его стоимость с учетом амортизации, стоимость услуг лизингодателя, а также проценты за пользование кредитом, полученным для приобретения соответствующего объекта (если имело место получение кредита).

В-третьих, распределение прав и обязанностей между сторонами договора лизинга  отличается своеобразием - основные обязанности закрепляются за лизингополучателем, кроме того, последний наделяется несвойственными арендатору правами -предъявлять претензии продавцу оборудования.

В-четвертых, лизингополучателю обычно предоставляется право выкупить объект лизинга по истечении срока действия договора. Однако следует отметить, что выкуп объекта лизинга не относится к числу обязательных признаков лизинга.

  1. Договор финансовой аренды (договор лизинга) определен ст. 636 ГК как сделка, по которой арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
  2. Вопросы налогообложения доходов иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство и получающих доходы от аренды, лизинга, найма, отчуждения недвижимого имущества, регулируются ст. 10 Закона от 22 декабря 1991 г. «О налогах на доходы и прибыль» (далее - Закон), которая предусматривает обложение таких доходов в качестве роялти и «других доходов» по ставке 15 процентов.
  3. Лизинг в Беларуси — сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.
  4. Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.
  5. Мне кажется, правительство, прежде всего, должно если не освободить, то хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.
  6. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь и являющимся объектами международного финансового лизинга.
  7. Существующие формы лизинговых компаний (банковская, производственная, комбинированная) не позволяют осуществлять лизинговые операции в достаточном объеме из-за ограниченных финансовых возможностей и зависимости от внешнего источника финансирования. На современном этапе наиболее эффективными формами организации лизинговых компаний в Беларуси могут быть не принявшиеся ранее лизинговые холдинги, отличающиеся способами формирования головной и зависимых компаний. Холдинги могут быть образованы в результате горизонтальной интеграции или в результате объединения пакетов акций, что позво<span c

Информация о работе Пути совершенствования лизинговых операций в сфере реализации машиностроительного оборудования