Пути совершенствования лизинговых операций в сфере реализации машиностроительного оборудования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании литературных источников и законодательных актов изучить сущность и особенности лизинга на промышленном предприятии, его преимущества и недостатки.
В данной курсовой работе при изучении темы “лизинг” мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность лизинга, его формы и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;
- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими лизинговую деятельность в РБ;
- раскрыть содержание типового договора лизинга;
- определить роль банков на рынке лизинговых операций;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
…3
1. СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
…5
1.1. Лизинг: понятие и возможности применения
…5
1.2. Банковское и налоговое регулирование лизинговых отношений
…12
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

…18
2.1. Анализ состояния и тенденции развития лизинговых отношений в Республике Беларусь
…18
2.2. Особенности организации лизинговых отношений в сфере реализации машиностроительного оборудования

…24
3. РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РБ

…30
3.1. Проблемные вопросы лизинговых операций
…30
3.2. Пути совершенствования лизинговых операций в сфере реализации машиностроительного оборудования

…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Лизинг(курсовая).doc

— 267.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА  И НЕДОСТАТКИ

 

2.1. Анализ состояния и тенденции развития лизинговых отношений в Республике Беларусь

 

Большинство предприятий Беларуси нуждаются  в современном и высокопроизводительном оборудовании, так как физический и моральный износ основных производственных фондов составляет не менее 60% (в некоторых случаях — до 90%). Эта проблема решается медленно и неэффективно из-за отсутствия оборотных средств, невысокой покупательной способности потребителей продукции белорусских товаропроизводителей, большой внешней задолженности предприятий республики за энергоносители.

Из-за кризиса  неплатежей предприятиям редко удается  изыскать собственные финансовые ресурсы  для обновления производственной базы. Дотации же государства используются на погашение текущих долгов и увеличивают уровень инфляции. Что касается банковской сферы, то банки предпочитают вариант краткосрочного коммерческого кредитования, и под высокие проценты, которые трудно возместить прибылью от производственной деятельности. Ограничены и возможности привлечения иностранного капитала: международные организации не желают рисковать, инвестируя средства в страну, где рыночные реформы осуществляются столь медленными темпами. В результате складывается ситуация, при которой, с одной стороны, предприятия испытывают потребность в реконструкции и техническом перевооружении своего производства, а с другой — традиционные источники капитальных вложений не позволяют это сделать.

Опыт зарубежных государств показывает, что в период экономических кризисов эффективным средством обновления технической базы предприятий является лизинг. За рубежом доля капитальных вложений в развитие производства, обусловленная реализацией лизинговых проектов, достигает 20-30% (в США — 28%, в ЕС — 15-17%). В Беларуси эта величина составляет только 2%. В экономически развитых странах около 80% новых видов продукции производится на оборудовании, взятом в лизинг. Так, 8 из 10 американских компаний арендуют или все оборудование, или все оборудование, необходимое им для ведения бизнеса, или часть его.

Лизинг  в Беларуси начал внедряться 10 лет  назад, когда появились первые лизинговые компании. Заметный рост количества лизинговых компаний в РБ наблюдался с 1993 по 1996 год. К тому моменту, когда было введено лицензирование этого вида деятельности, в стране насчитывалось около 60 реально действующих лизинговых компаний. В настоящий момент на рынке работает не более 50 таких предприятий.

Работающие  сегодня на белорусском рынке  лизинговые компании представлены в  основном двумя группами: к первой относятся независимые операторы, работающие преимущественно в секторе  малого и среднего бизнеса. В последние 3-4 года занимаются лизингом белорусские банки. У многих кредитных учреждений страны объем таких операций достигает 30% от общего объема кредитования. Однако основной объем лизинговых операций приходится на компании, созданные при банках. В силу особенностей действующего законодательства реализация банком инвестиционного проекта через собственную лизинговую компанию экономически более эффективна, чем осуществление подобного проекта банком-лизингодателем или независимой лизинговой компанией. Это преимущество обусловлено особенностями налогообложения и учета в банках и лизинговых компаниях.

Лизинговыми операциями активно занимается АСБ  “Беларусбанк”, ОАО “Белпромстройбанк”, ОАО “Белгазпромбанк”. Среди лидеров  следует назвать такие банковские лизинговые компании, как “Белбизнеслизинг”, “Белинтерфинанс” и др.

К следующей  группе относятся компании, созданные  крупными товаропроизводителями (“Беларустракторолизинг”  и др.). Заметное место на рынке  занимают компании, принадлежащие физическим лицам (“Лотос”, “Лизинг-сервис”, “Лизинговые операции” и др.).

Основные  преимущества лизинга вытекают из принципа разделения юридического и экономического права собственности на арендуемые активы. Юридический владелец (арендодатель) может положиться главным образом на способность пользователя (арендатора) обеспечить достаточное количество средств для выплаты арендной платы. По этой причине лизинг может оказаться привлекательнее, чем традиционное банковское кредитование, особенно для быстроразвивающихся малых и средних компаний.

Причиной  широкого распространения лизинга  является ряд преимуществ этой формы  инвестиционного финансирования перед  традиционным кредитом.

1. Лизинг  предполагает 100-процентное кредитование  и, как правило, не требует  немедленного начала платежей.

2. Контракт  по лизингу заключить обычно  проще, чем получить кредит (особенно  финансовый, т.е. несвязанный). Особенно  это относится к мелким и  средним предприятиям.

3. Лизинговое  соглашение более гибко, чем  ссуда, которая предполагает жесткие сроки и иные условия погашения.

4. Риск  морального и физического износа  оборудования целиком ложится  на арендодателя.

5. Преимущества  арендуемого имущества. В ряде  стран взятое в аренду имущество  при лизинге может не отражаться  на балансе предприятия-пользователя, поскольку право собственности сохраняется за арендодателем. Лизинг, таким образом, не “утяжеляет” активы, арендная плата получателя оборудования относится на издержки производства (себестоимость) и соответственно снижает налогооблагаемую прибыль. Лизинг способствует увеличению общего объема операций арендатора по финансированию хозяйственного оборота и не препятствует привлечению традиционных источников средств. В этой связи современный лизинг часто классифицируется как “внебалансовое финансирование”.

6. В  случае лизинга арендатор может  единовременно задействовать гораздо  больше производственных мощностей,  чем при покупке, а временно  высвобожденные благодаря лизингу  финансовые ресурсы направить  на другие цели.

7. Так  как лизинг длительное время  служит средством реализации продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.

8. Международный  валютный фонд не учитывает  сумму лизинговых сделок в  подсчете национальной задолженности, т.е. существует возможность превысить фактические лимиты кредитной задолженности, установленные Фондом по отдельным странам.

В то же время лизингу могут быть присущи  следующие недостатки:

— Арендатор  проигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности, из-за инфляции).

— Если научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, при финансовом лизинге арендные платежи не прекращаются до окончания контракта.

— Лизинговые сделки, как правило, характеризуются  сложной организацией.

— Стоимость  лизинга выше, чем ссуды, поскольку  риски износа оборудования ложатся  на арендодателя.

— Соответственно последний закладывает это в  стоимость лизинга.

Лизинг  предоставляет арендодателю (обычно дочерней структуре) не меньше преимуществ  и выгод, чем арендатору. К ним относятся:

— Расширение круга банковских операций и рост числа клиентов.

— Снижение риска потерь от неплатежеспособности арендатора.

— Собственность  на лизинговое имущество сохраняется  за арендодателем, для погашения  обязательства он может отобрать имущество, отдать в аренду другому арендатору или продать.

— После  занесения переданного имущества  в актив баланса арендодатель начинает начислять амортизацию, которая  не облагается налогом и направляется на увеличение фонда новых закупок оборудования.

— В  отличие от простой банковской ссуды  лизинговые платежи рассчитаны на средний  и длительный сроки, и поэтому  на период договора лизинга платежи  арендодателю остаются стабильными.

— Начисление арендной платы, как правило, проще  начисления и учета процентов по ссудам и ведения платежных дел предприятий в процессе долгосрочного кредитования.

Лизинг  в Беларуси появился в конце 1991 года, причем параллельно развивался международный  и внутренний лизинг. Уже к 1993 году этот вид деятельности был настолько заметен, что появилась необходимость в разработке правил его ведения. В апреле 1994 года вступили в силу методические указания по учету лизинговых операций, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь. Среди стран СНГ это был первый документ по лизингу. При всей важности методических указаний они определяли правила только одной стороны лизинговой операции — бухгалтерского учета. Фактически лизинг существовал и даже развивался, но ни в Гражданском кодексе, ни в других законодательных актах он не был описан. Таким образом, получалось, что он находился вне закона. На практике возникало множество проблем, связанных с налогообложением, юридическими и другими вопросами, были даже судебные процессы.

29 февраля  1996 г. было разработано Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Министерством экономики. Это положение является основополагающим: лизинг признается как вид деятельности, даются его четкие признаки, указывается, что является предметом лизинга, рассматриваются основные правила построения договорных отношений и т.д.

В данном положении совершенно не изменилось отношение к международному лизингу. Для международных лизинговых сделок характерными являются сроки от 3 до 25 лет. Таможенным кодексом установлено, что в режиме временного ввоза по истечении срока 1 год необходимо подать прошение начальнику таможенной службы на продление режима. На практике это означает, что решение, скорее всего, будет отрицательным. Кроме того, это оборудование не может быть передано в пользование (лизинг, аренду) третьему лицу. Значит, профессиональные лизингодатели РБ лишены возможности сотрудничать с коллегами из-за рубежа и быть участниками процессов, происходящих в мировом лизинге.

Далее. Наше законодательство по-прежнему рассматривает получение в международный лизинг Президентом РБ оборудования как извлечение дохода иностранным лицом, и весь платеж должен быть подвергнут налогообложению у источника выплат по ставке 15%. Искушенные в международных сделках иностранцы либо просто не хотят иметь с нами дела, либо справедливо считают, что этот налог — дело внутреннее и их не касается: не выгодно — не бери. А ведь выгоды-то для нас в международном лизинге сверхочевидные. Потому что международный лизинг оборудования — это не что иное, как привлечение зарубежных инвестиций (но не в денежной форме, а в натурально-вещественной форме) в экономику РБ, да еще на условиях более льготных, чем отечественное долгосрочное кредитование из-за более низких процентных ставок, длительных сроков и экспорта налоговых льгот, предоставляемых правительствами развитых стран своим компаниям.

Из  вышесказанного следует, что одна из основных причин недостаточного развития лизинга в нашей стране — несовершенство действующего законодательства, в первую очередь, в области налогообложения, ценообразования, лицензирования, защиты прав собственника-инвестора.

Рынок лизинговых услуг в Беларуси имеет  свою специфику, обусловленную состоянием отечественной экономики. В структуре  нашего лизинга основную долю занимают транспортные средства. Далее следуют сельскохозяйственная техника, компьютеры, медицинское оборудование и т.п. Такая структура сложилась в силу того, что:

— большинство  отечественных лизинговых компаний не имеют средств на приобретение (для дальнейшей сдачи в финансовую аренду) дорогостоящих товаров (например, самолетов, электротурбин и т.п.);

— самая  динамичная часть производителей (транспортные предприятия) так или иначе вынуждена  брать оборудование в лизинг, чтобы  соответствовать международным  стандартам.

В республике преобладают среднесрочные договоры лизинга. Это объясняется нерасположенностью банков к долгосрочным вложениям. Кроме того, любая лизинговая сделка требует залогового обеспечения, а при совершении лизинговой операции с зарубежными контрагентами — поручительств и гарантий, которыми не всегда располагают потенциальные отечественные лизингополучатели. Перспективы белорусского рынка лизинговых услуг зависят от инвестиционного спроса, который сегодня значительно превышает предложение. Можно прогнозировать (с минимальным риском ошибиться), что дальнейшие изменения структуры этого рынка будут зависеть в первую очередь от развития городской инфраструктуры, диктующей необходимость приобретения достаточно дорогой дорожно-строительной техники. Переоснащение и модернизация предприятий аграрного сектора поначалу осуществлялись у нас на условиях долгосрочной аренды. Однако в конце 1997 года в республике были введены новые правила проведения лизинговых операций (в схеме закупки сельхозтехники стал задействоваться государственный кредит РФ, предоставленный правительству РБ). С этого момента постепенно начала производиться замена финансовых инструментов модернизации белорусского АПК. Сегодня в Беларуси внутригосударственный лизинг сельхозтехники, произведенной на отечественных предприятиях, организован за счет внебюджетного фонда поддержки сельского хозяйства. Однако из-за своих ограниченных возможностей фонд не может обеспечить поставку всего комплекса необходимой техники. В то же время не до конца задействованные мощности белорусских машиностроительных предприятий не позволяют развивать экспортный лизинг (в первую очередь — со странами СНГ).

Анализ  структуры потребительских сегментов  рынка лизинговых операций показывает, что наибольшее число договоров  приходится на сектор услуг (транспортные перевозки, торговля). В качестве основных лизингополучателей сегодня выступают также банки, совхозы и колхозы. Большинство из них ориентируются на зарубежную технику. Основная часть объектов лизинга попадает на территорию Беларуси в результате сделок, где третьей стороной выступает иностранный производитель. К сожалению, качество отечественного инвестиционного оборудования в большинстве случаев не может удовлетворить белорусских заказчиков.

Взаимосвязь экспортного и импортного лизинга  очевидна. Так, насыщение станочного парка республики высокотехнологичным прецизионным оборудованием напрямую способствовало бы повышению качества продукции, что, в свою очередь, позволило бы переориентировать спрос (привлечь внимание внутренних потребителей к отечественным товарам) и положительно повлиять на структуру белорусского экспорта, увеличив в нем долю конкурентоспособной готовой продукции.

Информация о работе Пути совершенствования лизинговых операций в сфере реализации машиностроительного оборудования