Проведение анкетирования работников с использованием раздаточных анкет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проведение анкетирования работников с использованием раздаточных анкет.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучить особенности анкетирования респондентов.
3) Выяснить степень удовлетворенности своей работой сотрудников УФРС по Липецкой области.
4) Разработать предложения по совершенствованию исследуемого процесса.

Оглавление

Введение 3
1. Анкетирование как метод сбора социологической информации
1.1 Сущность, особенности и сфера применения анкетирования 6
1.2 Виды анкет, их структура и требования к разработке 8
1.3 Виды и назначение вопросов анкеты 14
2. Проведение анкетирования работников организации
2.1 Характеристика обследуемой группы 17
2.2 Разработка анкеты и подготовка к проведению анкетирования 18
2.3 Обработка результатов анкетирования 21
3. Выводы и предложения
3.1 Общие выводы по результатам проведенного анкетирования 26
3.2 Предложения по совершенствованию исследуемых процессов 32
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Проведение анкетирования работников с использованием раздаточных анкет..doc

— 413.50 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение   3

1. Анкетирование  как метод сбора социологической  информации 

1.1 Сущность, особенности и сфера применения  анкетирования 6

1.2 Виды  анкет, их структура и требования  к разработке 8

1.3 Виды  и назначение вопросов анкеты 14

2. Проведение анкетирования работников организации 

2.1 Характеристика  обследуемой группы 17

2.2 Разработка  анкеты и подготовка к проведению  анкетирования 18

2.3 Обработка  результатов анкетирования 21

3. Выводы  и предложения

3.1 Общие  выводы по результатам проведенного анкетирования 26

3.2 Предложения  по совершенствованию исследуемых  процессов 32

Заключение 35

Список  литературы  37

Приложение 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

   Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии важным является овладение мастерством практической деятельности социолога.

   Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

   Пути  распространения анкет среди  лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать. Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.

   Для того чтобы в ходе анкетирования  можно было получить необходимую  информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своего имени [5, стр.119].

   Опытный руководитель старается всегда быть в курсе настроений своих подчиненных. Это не только помогает избежать внутренних кризисов, опасных для целостности  организации и работоспособности коллектива, но и укрепляет в сотрудниках мысль о том, что вклад каждого из них важен для общего дела. Надежным инструментом для определения настроений и мыслей персонала является принцип обратной связи.

   К наиболее популярным методам обратной связи традиционно относят анкетирование, интервью, общение "через голову", ящик для предложений, горячую линию и оценку персонала по методу "360 градусов" [3, стр. 114].

   Одним из результатов внутреннего контроля персонала организации является выявление неблагоприятных тенденций и устранение недостатков в текущей деятельности. Для достижения этой цели могут использоваться различные приемы и методы. В целях диагностики рабочей среды можно использовать представленный в настоящей статье простой и эффективный по результатам метод - анкетирование сотрудников.

   Цель  курсовой работы: проведение анкетирования работников с использованием раздаточных анкет.

   Задачи  курсовой работы:

   1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования;

   2) Изучить особенности анкетирования респондентов.

   3) Выяснить степень удовлетворенности своей работой сотрудников УФРС по Липецкой области.

   4) Разработать предложения по совершенствованию исследуемого процесса.

   Объектом  курсовой работы является Управление федеральной регистрационной службы по Липецкой области.

   Предмет курсовой работы: метод анкетирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Анкетирование как  метод сбора социологической  информации 

    1.1 Сущность, особенности  и сфера применения  анкетирования  

   Анкета  является одним из условий получения объективно значимых результатов различного рода опросов населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

   Анкета  заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все  комментарии должны быть предельно  ясны для респондента.

   Анкетирование - средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях.

   Метод анкетирования подразумевает опрос сотрудников с помощью специально подготовленного опросного листа (анкеты). Цель - максимально быстро, с минимумом затрат времени и средств получить объективное представление о мнении сотрудников по тому или иному актуальному вопросу.

   Анкета - опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса.

   Представляет  собой организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами исследования.

   Чтобы получить от анкетирования максимальный эффект (иначе говоря, чтобы как  можно больше сотрудников заполнили  и сдали анкеты), попросите респондентов ответить на вопросы незамедлительно и соберите заполненные формы через 20 - 30 минут. Если вы решили отдать анкеты сотрудникам на дом, имейте в виду, что есть риск получить назад не более 20% заполненных листов [1, стр. 281].

   Таким образом, преимущество анкетирования  состоит в том, что с его помощью можно в сжатые сроки собрать большой массив информации и выявить мнения сотрудников по той или иной насущной проблеме. К недостаткам можно отнести получение стандартизированной и нередко поверхностной информации (чтобы компенсировать это, опрос рекомендуется применять вместе с интервью) [2, стр. 29].

   Однако  анкетирование может проводиться  не только среди сотрудников учреждения, но и среди потребителей - в этом случае руководитель получает дополнительный инструмент контроля качества оказания той или иной услуги. Возьмем, к примеру, вуз. Усиление конкуренции между высшими учебными заведениями заставляет их уделять значительное внимание качеству предоставляемых образовательных и других услуг (например, довузовской подготовки, программ повышения квалификации). Анкетирование студентов и получателей других услуг поможет более точно оценить работу преподавателей.

   В частности, в Высшей школе экономики  система оценки преподавателей студентами существует с 2001 г. Информация собирается один раз в семестр: студентам предлагается анонимно оценить по пятибалльной шкале каждого преподавателя, который вел у них занятия в течение этого периода. Вопросы анкеты касаются систематичности и ясности изложения материала, контакта преподавателя с аудиторией, возможности внеаудиторного общения. Кроме того, студенты могут оставить в анкете замечания и высказывания, касающиеся работы преподавателей. По результатам анкетирования рассчитываются средние баллы, набранные каждым преподавателем по каждому из пунктов. Обработанная информация поступает руководству университета, деканам факультетов, а также заведующим кафедрами, которые в случае необходимости доводят ее до сведения преподавателей [14, стр. 15].

   В последнее время сфера использования  анкет расширилась: если раньше при их помощи изучалось потребительское поведение, то в настоящее время к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным вопросам. С каждым годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т.к. она быстро устаревает и теряет свою ценность для исследования.

   Один  из методов анкетирования сотрудников используется в разработке и записи новых идей.

     Метод анкетирования Кроуфорда.  Представляет собой письменный  вариант мозгового штурма, обеспечивающий анонимность участников. Он основан на применении специальных инструментов - карточек (циркулирующих среди участников) или стендов (установленных в доступном месте) для свободной записи идей [8, стр. 52].

   Область применения анкетирования: опрос является ведущим методом в изучении сферы  сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социально-психологических  явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.

   Используется анкетирование также и в юридической психологии при исследовании механизма образования преступного умысла, профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время применяется практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности [11, стр.116].  

   1. 2  Виды анкет, их структура и требования к разработке 

   Анкета  состоит:

   - из вводной части - обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, инструкции по заполнению анкеты, то есть описание, каким образом участники должны отвечать на предложенные вопросы;

   - основной части - вопросов, вытекающих  из целей и задач исследования, чуть позже мы остановимся на них;

   - "паспортички" или демографической  части, в которой указываются  объективные социально-демографические  и другие характеристики респондента.  Для упрощения статистической  обработки данные группируют определенным образом [13, стр. 6].

   Основные  принципы построения анкеты состоят  в следующем:

   Первый  принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой  построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем - для посещающих клуб, потом - для не посещающих его и снова - для всех респондентов.

   Учет  особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

   Второй  принцип - непременный учет специфики  культуры и практического опыта  опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Информация о работе Проведение анкетирования работников с использованием раздаточных анкет