Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие современного общества неизменно связано с перманентной дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Сегодня в большинстве промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно оценивается по динамике занятости и безработи-цы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.

Оглавление

1.Понятие трудовых ресурсов и занятости населения.

2. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов.

2.1.Объекты, задачи и принципы прогнозирования рынка труда

2.2.Информационная база для построения прогнозов.

2.3.Mетоды, используемые для построения прогнозов

3. Сводный баланс трудовых ресурсов.

4.Основные тенденции перспективного развития состояния сферы занятости и рынка труда.

Заключение

Файлы: 1 файл

док 1.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    В итоге можем констатировать, что со стороны государства формируются требования к качеству и профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, которые должна реализовывать система образования. Рынок труда выступает как источник совокупного спроса и предложения рабочей силы. В связи с этим цель развития рынка труда мы можем сформулировать более узко: достижение количественного и структурного соответствия спроса и предложения на рабочую силу. Характеристиками совокупного предложения в данном случае будут выступать: количество трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационный уровень, структурное соответствие.

   Именно такой учет взаимодействия указанных элементов экономики необходим для того, чтобы была возможность осуществлять государственное воздействие на формирование предложения на рынке труда путем заблаговременной подготовки трудовых ресурсов необходимого профессионально-квалификационного состава.

   Таким образом, предполагая воздействие не только на количественные характеристики, но и на качественные, рынок труда должен оказывать «давление» на систему образования с целью определения требований к уровню и структуре профессиональной подготовки выпускников, а требования рынка труда оказываются сформированными под государственным воздействием с позиций необходимости формирования инновационной экономики.

      В рамках создания концептуальной модели были описаны все составляющие потоков  рынка труда (входящих и выходящих), позволяющих в дальнейшем учесть все необходимое взаимодействие для составления прогнозного баланса трудовых ресурсов России (рис. 2).  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Факторы  формирования дополнительного спроса  
и дополнительного предложения на рынке труда
 

  Математическое описание составляющих притока и оттока трудовых ресурсов на рынке труда представляет собой систему линейных уравнений, позволяющих рассчитывать прогнозную численность работников на рынке труда:

 
 
 
 
 
 

где – дополнительный спрос;

 – численность работников  в периоде;

 – фактическая численность  работников на рынке труда;

 – поток выбытия трудовых  ресурсов с рынка труда за  период;

 – изменение численности  работников на рынке труда  за период;

 – дополнительное предложение  на рынке труда;

 – выпускники системы профессионального  образования;

 – переподготовленные и  переобученные безработные;

 – приехавшие трудовые мигранты;

 – естественно-возрастное  выбытие;

 – эмигранты;

 – индекс изменения численности  работников;

 – индекс изменения совокупных  затрат труда;

 – индекс изменения ВВП;

 – индекс изменения производительности  труда;

 – показатель баланса спроса  и предложения на рынке труда.

   На основе представленной системы уравнений возможно осуществление формирования прогнозного баланса трудовых ресурсов.

При этом ключевыми моментами разработки прогноза баланса трудовых ресурсов становятся следующие:

- наличие прогнозной динамики производства товаров и услуг и производительности труда по видам экономической деятельности в разрезе субъектов РФ (аналог формы 2п Минэкономразвития России) на среднесрочный период;

-  демографический прогноз;

-  фактические данные о состоянии трудовых ресурсов;

- расчет общей и дополнительной потребности в кадрах по видам экономической деятельности в профессионально-квалификационном разрезе;

- фактические данные о состоянии системы подготовки и переподготовки кадров с профессиональным образованием;

- определение прогнозной динамики подготовки/переподготовки кадров с профессиональным образованием в профессионально-квалификационном разрезе.

    Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала и источником информации о его использовании, а также служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда.

    Формирование прогнозного баланса трудовых ресурсов на федеральном и региональном уровнях имеет важное значение для инновационной экономики России. Помимо использования сведений о будущем состоянии трудовых ресурсов для управления сферой занятости населения, БТР также необходим для планирования своевременной подготовки востребованных специалистов. 
 
 
 
 
 

4.Основные  тенденции перспективного  развития состояния  сферы занятости  и рынка труда.  

   Ряд ключевых проблем согласования спроса на рабочую силу и ее предложения может рассматриваться и как определенный набор ограничений на пути полноценных формирования и реализации трудового потенциала страны и, следовательно, ограничений по темпам экономического роста.

   Среди них:

   - уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте;

   - изменение социально-демографических характеристик рабочей силы; постарение населения, ухудшение здоровья населения (особенно детей и молодежи, сокращение способности к длительному и интенсивному труду);

   - количественный дисбаланс спроса на рабочую силу и ее предложения в экономике России, ее регионах и отраслях (дефицит рабочей силы и безработица).

   - качественное (структурное) несоответствие параметров спроса на рабочую силу и ее предложения в региональном, по видам деятельности, профессионально-квалификационном, и других разрезах приводит к существованию структурной безработицы и неудовлетворенного спроса на труд, неэффективному использованию рабочей силы, поскольку часть людей

работают не по специальности и с потерей в уровне дохода;

    - усиление значения внутренней и внешней трудовой миграции для российского рынка труда. Имеет место концентрация предложения рабочей силы по территориям, отраслям, видам деятельности и занятий.

   Отмеченные и многие другие проблемы в сфере занятости и на рынке труда

определяют  характер сформировавшихся за истекший период тенденций. Их сохранение в перспективе представляет собой инерционный, пассивный вариант развития сферы занятости и рынка труда.

   На первом этапе для анализа сложившихся в сфере занятости и на рынке труда тенденций рассматривались два разных по продолжительности

базовых периода их формирования. Первый период — 1998-2009 гг. — более продолжительный и охватывает как то время, когда ситуация на рынке труда после августовского кризиса 1998 г. была достаточно напряженной, так и период экономического роста в первом десятилетии 21 века.

   Второй период (2002–2009 гг.) отражает этап формирования современных

тенденций, и прежде всего тенденций экономического роста. Как более длинный, так и более короткий временные периоды включают в себя 2008 и 2009 гг. Следовательно, тенденции рассматриваемых периодов в определенной степени учитывают последствия финансово-экономического кризиса (таблицы в Приложении).

    Анализ сложившихся на российском рынке труда тенденций позволяет

характеризовать ситуацию следующим образом. В соответствии с полученными оценками, численность занятого населения на прогнозном периоде заметно сокращается. Темпы сокращения различаются в зависимости от того, какие тенденции преобладают на прогнозном периоде.      При сохранении тенденций периода 1998–2009 гг. численность занятого населения сокращается к 2025 г. на 14,7%, при сохранении тенденций более

современного  периода — на 12,2%. Происходят следующие изменения в структуре занятого населения:

   1.Падает доля занятого населения в трудоспособном возрасте, т.е. численность занятого населения активных возрастов сокращается более интенсивными темпами, чем общая численность занятого населения. Так, при сохранении тенденций 1998–2009 гг., численность занятого населения в трудоспособном возрасте к 2025 г. сокращается существенно — на 21%. В соответствии с тенденциями 2002-2009 гг. рассматриваемая численность падает на 18,5%.

   2.Численность занятого населения старше трудоспособного возраста значительно возрастает. Интенсивность увеличения численности данной категории будет больше при сохранении тенденций более продолжительного временного периода. Общая численность работающих пенсионеров в

соответствии  с полученными оценками может  составить 5,9– 6,6 млн. человек в 2025 г.

   3. Ретроспективные тенденции не позволяют дать однозначной оценки о

перспективных изменениях численности занятого населения  в возрасте моложе трудоспособного (работающие дети и подростки). Вместе с тем, общая численность этой группы занятого населения такова, что даже значительные колебания этой величины не приведут к существенным изменениям в численности трудовых ресурсов страны.

   4.Сохранение сложившихся на базовом периоде тенденций приводит к увеличению численности иностранных трудовых мигрантов. Это, прежде всего, — следствие значительного роста численности иностранных трудовых мигрантов в период 2002–2008 гг. В этот период постоянно пересматривались в сторону увеличения размеры квот на выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Несмотря на значительное сокращение потребности в иностранной рабочей силе в период финансово-

экономического  кризиса 2008–2009 гг., инерция уже сложившихся  тенденций может быть оценена как высокая. Кроме того, рост численность занятых в экономике иностранных граждан в перспективе может быть связан с «выходом из тени» части нелегальных трудовых мигрантов, численность которых, по различным оценкам, составляет от 5 до 15 млн. человек. Соответственно, даже при условии реализации ограничительной внешней

миграционной  политики можно ожидать увеличения числа иностранных трудовых мигрантов. Сохранение сложившихся на ретроспективе тенденций к увеличению доли иностранных трудовых мигрантов до 7–8% от общей численности занятого населения, т.е. практически в два раза по сравнению с текущим уровнем до 3,5–4,4 млн. чел.

  5.Структура занятого населения по видам экономической деятельности претерпевает значительные изменения. Виды экономической деятельности можно условно разделить на две большие группы: в одних видах экономической деятельности численность занятого населения заметно падает, в других – интенсивно растет.

   6.В структуре занятости по видам занятий наблюдается сокращение удельного веса занятий, не требующих высокого уровня квалификации. Этот вывод справедлив как при  рассмотрении тенденций 1998–2009 гг., так и при учете более современных тенденций.

   Ключевыми задачами социально-экономической политики государства в сфере занятости и на рынке труда будут:

   • снижение напряженности на национальном и региональных рынках труда;

   • повышение эффективности использования рабочей силы: стимулирование роста производительности труда, создание новых (современных) и повышение качества существующих рабочих мест;

   • смягчение структурных проблем рынка труда: содействие работодателям в обеспечении производства рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; реализация мер по предупреждению и смягчению

Информация о работе Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения