Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Развитие современного общества неизменно связано с перманентной дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Сегодня в большинстве промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно оценивается по динамике занятости и безработи-цы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.
1.Понятие трудовых ресурсов и занятости населения.
2. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов.
2.1.Объекты, задачи и принципы прогнозирования рынка труда
2.2.Информационная база для построения прогнозов.
2.3.Mетоды, используемые для построения прогнозов
3. Сводный баланс трудовых ресурсов.
4.Основные тенденции перспективного развития состояния сферы занятости и рынка труда.
Заключение
В итоге можем констатировать, что со стороны
государства формируются требования к
качеству и профессионально-
Именно такой учет взаимодействия указанных
элементов экономики необходим для того,
чтобы была возможность осуществлять
государственное воздействие на формирование
предложения на рынке труда путем заблаговременной
подготовки трудовых ресурсов необходимого
профессионально-
Таким образом, предполагая воздействие не только на количественные характеристики, но и на качественные, рынок труда должен оказывать «давление» на систему образования с целью определения требований к уровню и структуре профессиональной подготовки выпускников, а требования рынка труда оказываются сформированными под государственным воздействием с позиций необходимости формирования инновационной экономики.
В
рамках создания концептуальной модели
были описаны все составляющие потоков
рынка труда (входящих и выходящих),
позволяющих в дальнейшем учесть все необходимое
взаимодействие для составления прогнозного
баланса трудовых ресурсов России (рис.
2).
Рис. 2. Факторы
формирования дополнительного спроса
и дополнительного предложения на рынке
труда
Математическое описание составляющих притока и оттока трудовых ресурсов на рынке труда представляет собой систему линейных уравнений, позволяющих рассчитывать прогнозную численность работников на рынке труда:
где – дополнительный спрос;
– численность работников в периоде;
– фактическая численность работников на рынке труда;
– поток выбытия трудовых ресурсов с рынка труда за период;
– изменение численности работников на рынке труда за период;
– дополнительное предложение на рынке труда;
– выпускники системы
– переподготовленные и переобученные безработные;
– приехавшие трудовые мигранты;
– естественно-возрастное выбытие;
– эмигранты;
– индекс изменения
– индекс изменения
– индекс изменения ВВП;
– индекс изменения
– показатель баланса спроса и предложения на рынке труда.
На основе представленной системы уравнений возможно осуществление формирования прогнозного баланса трудовых ресурсов.
При этом ключевыми моментами разработки прогноза баланса трудовых ресурсов становятся следующие:
- наличие прогнозной динамики производства товаров и услуг и производительности труда по видам экономической деятельности в разрезе субъектов РФ (аналог формы 2п Минэкономразвития России) на среднесрочный период;
- демографический прогноз;
- фактические данные о состоянии трудовых ресурсов;
- расчет
общей и дополнительной потребности в
кадрах по видам экономической деятельности
в профессионально-
- фактические данные о состоянии системы подготовки и переподготовки кадров с профессиональным образованием;
- определение
прогнозной динамики подготовки/переподготовки
кадров с профессиональным образованием
в профессионально-
Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала и источником информации о его использовании, а также служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда.
Формирование прогнозного баланса трудовых
ресурсов на федеральном и региональном
уровнях имеет важное значение для инновационной
экономики России. Помимо использования
сведений о будущем состоянии трудовых
ресурсов для управления сферой занятости
населения, БТР также необходим для планирования
своевременной подготовки востребованных
специалистов.
4.Основные
тенденции перспективного
развития состояния
сферы занятости
и рынка труда.
Ряд ключевых проблем согласования спроса на рабочую силу и ее предложения может рассматриваться и как определенный набор ограничений на пути полноценных формирования и реализации трудового потенциала страны и, следовательно, ограничений по темпам экономического роста.
Среди них:
- уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте;
- изменение социально-демографических характеристик рабочей силы; постарение населения, ухудшение здоровья населения (особенно детей и молодежи, сокращение способности к длительному и интенсивному труду);
- количественный дисбаланс спроса на рабочую силу и ее предложения в экономике России, ее регионах и отраслях (дефицит рабочей силы и безработица).
- качественное (структурное) несоответствие
параметров спроса на рабочую силу и ее
предложения в региональном, по видам
деятельности, профессионально-
работают не по специальности и с потерей в уровне дохода;
- усиление значения внутренней и внешней трудовой миграции для российского рынка труда. Имеет место концентрация предложения рабочей силы по территориям, отраслям, видам деятельности и занятий.
Отмеченные и многие другие проблемы в сфере занятости и на рынке труда
определяют характер сформировавшихся за истекший период тенденций. Их сохранение в перспективе представляет собой инерционный, пассивный вариант развития сферы занятости и рынка труда.
На первом этапе для анализа сложившихся в сфере занятости и на рынке труда тенденций рассматривались два разных по продолжительности
базовых периода их формирования. Первый период — 1998-2009 гг. — более продолжительный и охватывает как то время, когда ситуация на рынке труда после августовского кризиса 1998 г. была достаточно напряженной, так и период экономического роста в первом десятилетии 21 века.
Второй период (2002–2009 гг.) отражает этап формирования современных
тенденций, и прежде всего тенденций экономического роста. Как более длинный, так и более короткий временные периоды включают в себя 2008 и 2009 гг. Следовательно, тенденции рассматриваемых периодов в определенной степени учитывают последствия финансово-экономического кризиса (таблицы в Приложении).
Анализ сложившихся на российском рынке труда тенденций позволяет
характеризовать ситуацию следующим образом. В соответствии с полученными оценками, численность занятого населения на прогнозном периоде заметно сокращается. Темпы сокращения различаются в зависимости от того, какие тенденции преобладают на прогнозном периоде. При сохранении тенденций периода 1998–2009 гг. численность занятого населения сокращается к 2025 г. на 14,7%, при сохранении тенденций более
современного периода — на 12,2%. Происходят следующие изменения в структуре занятого населения:
1.Падает доля занятого населения в трудоспособном возрасте, т.е. численность занятого населения активных возрастов сокращается более интенсивными темпами, чем общая численность занятого населения. Так, при сохранении тенденций 1998–2009 гг., численность занятого населения в трудоспособном возрасте к 2025 г. сокращается существенно — на 21%. В соответствии с тенденциями 2002-2009 гг. рассматриваемая численность падает на 18,5%.
2.Численность занятого населения старше трудоспособного возраста значительно возрастает. Интенсивность увеличения численности данной категории будет больше при сохранении тенденций более продолжительного временного периода. Общая численность работающих пенсионеров в
соответствии с полученными оценками может составить 5,9– 6,6 млн. человек в 2025 г.
3. Ретроспективные тенденции не позволяют дать однозначной оценки о
перспективных изменениях численности занятого населения в возрасте моложе трудоспособного (работающие дети и подростки). Вместе с тем, общая численность этой группы занятого населения такова, что даже значительные колебания этой величины не приведут к существенным изменениям в численности трудовых ресурсов страны.
4.Сохранение сложившихся на базовом периоде тенденций приводит к увеличению численности иностранных трудовых мигрантов. Это, прежде всего, — следствие значительного роста численности иностранных трудовых мигрантов в период 2002–2008 гг. В этот период постоянно пересматривались в сторону увеличения размеры квот на выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Несмотря на значительное сокращение потребности в иностранной рабочей силе в период финансово-
экономического кризиса 2008–2009 гг., инерция уже сложившихся тенденций может быть оценена как высокая. Кроме того, рост численность занятых в экономике иностранных граждан в перспективе может быть связан с «выходом из тени» части нелегальных трудовых мигрантов, численность которых, по различным оценкам, составляет от 5 до 15 млн. человек. Соответственно, даже при условии реализации ограничительной внешней
миграционной политики можно ожидать увеличения числа иностранных трудовых мигрантов. Сохранение сложившихся на ретроспективе тенденций к увеличению доли иностранных трудовых мигрантов до 7–8% от общей численности занятого населения, т.е. практически в два раза по сравнению с текущим уровнем до 3,5–4,4 млн. чел.
5.Структура занятого населения по видам экономической деятельности претерпевает значительные изменения. Виды экономической деятельности можно условно разделить на две большие группы: в одних видах экономической деятельности численность занятого населения заметно падает, в других – интенсивно растет.
6.В структуре занятости по видам занятий наблюдается сокращение удельного веса занятий, не требующих высокого уровня квалификации. Этот вывод справедлив как при рассмотрении тенденций 1998–2009 гг., так и при учете более современных тенденций.
Ключевыми задачами социально-экономической политики государства в сфере занятости и на рынке труда будут:
• снижение напряженности на национальном и региональных рынках труда;
• повышение эффективности использования рабочей силы: стимулирование роста производительности труда, создание новых (современных) и повышение качества существующих рабочих мест;
• смягчение структурных проблем рынка труда: содействие работодателям в обеспечении производства рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; реализация мер по предупреждению и смягчению
Информация о работе Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения