Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие современного общества неизменно связано с перманентной дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Сегодня в большинстве промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно оценивается по динамике занятости и безработи-цы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.

Оглавление

1.Понятие трудовых ресурсов и занятости населения.

2. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов.

2.1.Объекты, задачи и принципы прогнозирования рынка труда

2.2.Информационная база для построения прогнозов.

2.3.Mетоды, используемые для построения прогнозов

3. Сводный баланс трудовых ресурсов.

4.Основные тенденции перспективного развития состояния сферы занятости и рынка труда.

Заключение

Файлы: 1 файл

док 1.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
align="justify">  Практические  исследования показали, что наиболее значимыми факторами, определяющими уровень безработицы в регионе, являются:

  • удельный вес убыточных предприятий в общем числе предприятий региона,
  • доля занятых в малом бизнесе в общей численности трудовых ресурсов территории;
  • численность (абсолютная и относительная) экономически активного населения в регионе,
  • среднесписочная численность работников, масштабы их приема и увольнения;
  • заявленная предприятиями потребность в работниках;
  • численность, обратившихся в службу занятости;
  • наличие вакантных мест.

  На  начальных этапах разработки краткосрочных  прогнозов рынка труда оправдано применение методов экстраполяции в сочетании с экспертными оценками.

  Хорошо  зарекомендовал себя на практике при  построении прогнозов отдельных  характеристик рынка труда (например, уровня безработицы) метод экспоненциального сглаживания, осуществляемый по формуле:

          

  где число безработных в прогнозном периоде;

   параметр сглаживания;

    количество зарегистрированных  безработных за период, предшествующий прогнозному;

    число зарегистрированных  безработных, рассчитанное как  экспоненциально взвешенного среднее  (для периода, предшествующего прогнозному).

  Кроме того, методы экстраполяции используются при прогнозировании численности экономически активного населения региона. Данный прогноз состоит из двух частей:

  1) прогноз численности населения  региона по полу и возрасту;

  2) прогноз коэффициентов занятости  различных половозрастных групп населения. 

Коэффициент занятости определяется отдельно для каждой поло - возрастной группы на начальном этапе расчетов с помощью методов экстраполяции. Рассчитанный коэффициент корректируется с помощью

  экспертных  оценок. Например, в последние годы происходит резкое снижение занятости среди лиц пенсионного возраста. Причем падение тем сильнее, чем старше поло - возрастная группа. Подобные изменения последних лет нельзя полностью учесть с помощью методов экстраполяции, поэтому в данной ситуации экспертные оценки незаменимы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.Сводный баланс трудовых ресурсов. 

    Начиная с 2012 года, правительство намерено перейти на новые принципы регулирования рынка труда — через формирование общероссийского баланса трудовых ресурсов. Такое долгосрочное планирование, внедренное в 50-е годы Госпланом СССР и забытое в 1991 году с развалом СССР, должно заменить в 2012 году антикризисные программы снижения напряженности на рынке труда, через которые последние два года финансируются общественные и временные работы.

   Программы формировались в регионах и софинансировались из федерального бюджета — с 2009 по 2011 год из бюджета на эти цели было выделено более 100 млрд руб. В основном их деятельность продлится до конца 2011 года. Ранее, в июне 2010 года, Татьяна Голикова сообщала о том, что с 2012 года только две антикризисные программы по снижению напряженности на рынке труда будут работать на постоянной основе — это поддержка безработных в организации собственного дела и программа помощи при переезде в другой город с целью трудоустройства. То есть правительство, прежде всего, собирается отказаться от масштабного финансирования из бюджета общественных и временных работ. Как сообщила вчера Татьяна Голикова, исключение будет сделано "только для градообразующих предприятий и моногородов".

   Для остальной страны авральные антикризисные меры решено заменить долгосрочным планированием использования работников с внедрением практики составления "баланса трудовых ресурсов".

   Соответствующие законодательные изменения уже приняты и постановление правительства об уполномоченном органе и о самой схеме формирования баланса трудовых ресурсов подготовлено и находится в правительстве. Речь идет об изменении 22 июля 2010 года федерального закона "О занятости населения РФ", которым федеральные органы обязали "разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов". Также в ноябре 2010 года ведомство подготовило проект постановления правительства, которым предложено утвердить правила разработки такого баланса и назначить уполномоченным органом сам Минздрав. Всего же в этом процессе будут задействованы около 18 ведомств, которые формируют занятость в различных отраслях.

   В Российской Федерации опыт и методология составления прогнозного баланса трудовых ресурсов на государственном уровне забыты. Именно поэтому в рамках поставленных задач представляется интересным анализ опыта планирования баланса трудовых ресурсов в СССР, а также других подходов, появившихся в условиях рыночной экономики.

   В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов являлся одним из важнейших методов статистического анализа, он играл активную роль в формировании народнохозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям. При разработке баланса трудовых ресурсов и плана подготовки кадров предусматривалось обеспечение полной занятости населения.

       Главный принцип, лежавший в основе составления планового баланса трудовых ресурсов, был такой: «Население следует за производством».

   В то же время на всех этапах планирования народного хозяйства страны наибольшие отклонения фактических показателей от плановых наблюдались в области труда.

   Согласно «Методическим указаниям к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР», задачами составления планового баланса трудовых ресурсов были следующие:

   1. Определение степени соответствия между потребностью народного хозяйства в кадрах и ожидаемым их наличием на данной территории.

   2. Изыскание внутренних резервов рабочей силы, возможностей ее перераспределения как внутри территории между районами, видами деятельности, отраслями народного хозяйства, так и за их пределами.

Планирование  трудовых ресурсов в Советском Союзе  осуществлялось путем составления:

    1. сводного планового баланса трудовых ресурсов;
    2. балансовых расчетов:

           - дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения,

           - дополнительной потребности в квалифицированных рабочих и источников ее обеспечения,

           - вовлечения молодежи в работу и учебу.

    Сводный плановый баланс трудовых ресурсов характеризовал наличие и состав трудовых ресурсов, распределение трудовых ресурсов по видам занятости по отраслям народного хозяйства и общественным группам. В балансе показывалось:

- население, занятое в общественном хозяйстве (рабочие и служащие государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений и организаций, колхозники, принимающие участие в общественном производстве колхозов);

- прочее занятое население трудоспособного возраста (некооперированные кустари, единоличники и т. п.);

- учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства;

- трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве (т. е. не участвующее в общественном производстве и не учащееся).

   На основе рассмотрения общего подхода к планированию трудовых ресурсов в СССР следует отметить, что у данного процесса были свои достоинства и недостатки.

      К достоинствам относятся хорошо разработанная научно-методическая            основа; достаточный перечень показателей с глубокой детализацией;    планирование «снизу вверх», что позволяло учесть потребности каждого предприятия/организации; увязка потребностей народного хозяйства страны с развитием системы образования.

   К недостаткам относятся следующие моменты: сознательное завышение потребности предприятиями для обеспечения выполнения плановых показателей; «длинные» каналы прохождения информации, что приводило к ее искажению на последних этапах планирования; методы перспективных балансовых расчетов трудовых ресурсов в основном ориентировались на сложившийся уровень затрат труда с определенной их корректировкой в зависимости от намечаемого роста производительности труда; противоречия между потребностями общественного производства в трудовых ресурсах и потребностями трудовых ресурсов в рабочих местах.

   Кроме того, условиями планирования трудовых ресурсов в СССР были плановая экономика, использование методологии баланса народного хозяйства, обеспечение полной занятости.

  Таким образом, несмотря на достоинства планирования трудовых ресурсов в СССР, полное копирование созданной методологии в рыночной экономике невозможно в силу указанных недостатков и необходимых условий использования.

   После распада Советского Союза официально плановый баланс трудовых ресурсов не составлялся. Согласно поправкам в Федеральный закон «О занятости населения» прогноз баланса трудовых ресурсов России будет составляться для того, чтобы иметь возможность:

  - определения степени соответствия между потребностью экономики в трудовых ресурсах и ожидаемым их наличием на данной территории;

  -  планирования эффективного использования трудовых ресурсов;

  - повышения эффективности государственной политики содействия занятости населения.

   Разрабатываемый прогноз должен формироваться как количественный (определяющий численность занятых в экономике) и как качественный (определяющий профессию/специальность занятых).

   Исполнение вносимых поправок в ФЗ «О занятости населения» должно начинаться с разработки соответствующей методики формирования прогноза БТР.

   На сегодняшний день существуют несколько методик, описывающих возможные варианты прогнозирования численности трудовых ресурсов на уровне агрегированных показателей. В то же время не существует результатов прогнозных расчетов в детализации по субъектам РФ, видам экономической деятельности, укрупненным группам образовательных специальностей, профессиям рабочих/ должностям служащих.

   Анализ опыта прогнозирования за рубежом показал, что используемые при этом методы не позволяют учесть в должной мере качественные сдвиги в экономических процессах. Для преодоления этого недостатка в настоящее время наряду со сложными эконометрическими моделями стали использоваться методы экспертных оценок, нормативные методы и методы международных сопоставлений трудовых ресурсов.

   Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета разработал интересную методологию макроэкономического прогнозирования потребности экономики в трудовых ресурсах. Ее разработка осуществлялась более 10 лет путем создания концепции, алгоритмов, математических моделей, программного комплекса с базами данных и компьютерными программами, осуществлением соответствующих расчетов и проведением верификации.

   Концепция разработанной методологии базируется на необходимости учета в рамках функционирующей национальной экономики взаимодействия как ее непосредственных элементов, отражающих как экономическую деятельность, так и функционирование рынка труда, системы образования, бюджетной системы и миграции (рис. 1). Концепция исходит из того, что развитие экономики и обеспечение ее трудовыми ресурсами осуществляется с учетом основных положений институциональной теории при установлении соответствующих «правил игры», «норм», «побудительных мотивов», чтобы в итоге «выиграть игру» (то есть достичь цели) путем уменьшения информационной неопределенности и минимизации расходов всех участников.

   Из рис. 1 следует, что показатели социально-экономического развития (количественные и качественные), установленные в стратегических документах России, выступают факторами формирования совокупного спроса на рабочую силу. Характеристиками совокупного спроса в данной ситуации будут выступать количество, качество, структурное соответствие рабочей силы потребностям экономики.

Информация о работе Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения