Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Развитие современного общества неизменно связано с перманентной дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Сегодня в большинстве промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно оценивается по динамике занятости и безработи-цы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.
1.Понятие трудовых ресурсов и занятости населения.
2. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов.
2.1.Объекты, задачи и принципы прогнозирования рынка труда
2.2.Информационная база для построения прогнозов.
2.3.Mетоды, используемые для построения прогнозов
3. Сводный баланс трудовых ресурсов.
4.Основные тенденции перспективного развития состояния сферы занятости и рынка труда.
Заключение
Введение
1.Понятие трудовых
ресурсов и занятости населения.
2. Прогнозирование
и планирование трудовых
2.1.Объекты, задачи
и принципы прогнозирования рынка
труда
2.2.Информационная
база для построения прогнозов.
2.3.Mетоды, используемые
для построения прогнозов
3. Сводный
баланс трудовых ресурсов.
4.Основные тенденции
перспективного развития состояния сферы
занятости и рынка труда.
Заключение
Введение
Развитие современного общества неизменно связано с перманентной дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Сегодня в большинстве промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно оценивается по динамике занятости и безработи-цы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.
Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.
Прогнозирование состояния рынка трудовых ресурсов имеет особое значение в системе прогнозирования занятости населения. Это обусловлено ролью прогнозов состояния рынка труда для федеральных и региональных
органов
власти как важнейшие предпосылки
формирования правильной политики социально-экономического
развития, совершенствования рыночных
отношений, разработки бюджетов, мер
по социальной защите граждан, эффективной
демографической политики и т.д.
Трудовые ресурсы – это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.
Критериями
для выделения из общей численности
населения трудовых ресурсов являются
границы трудоспособного
В состав трудовых ресурсов включаются:
К
трудоспособному населению
Трудовые
ресурсы имеют количественные и качественные
характеристики. К первым относятся показатели
численности и состава (по возрасту, полу,
общественным группам и т.д.). Ко вторым
– показатели образовательного уровня,
профессионально-
Однако
не все трудоспособное население
принимает участие в
Та часть населения, которая участвует в общественном производстве или желает в нем участвовать называется экономически активным населением (рабочей силой).
Таким образом, к экономически активному населению России статистика относит всех занятых в экономике и лиц, не имеющих занятия, но активно ищущих работу, то есть безработных.
В любом обществе существуют объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость.
Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).
В Законодательстве РФ
Первый принцип - обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде
Второй принцип - создание государством условий для обеспечения права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
Выделяют следующие принципы государственной политики в области содействия занятости:
1) обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
2) развитие трудовых ресурсов;
3) предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
4) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
5) обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер в этом для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;
6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
7) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, и др.
Все трудоспособное население, находящееся в трудоспособном возрасте, в зависимости от того, занято оно общественно полезным трудом или нет, можно разделить на две категории: занятых и незанятых.
Занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность (фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел;
- трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению службы занятости;
- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);
-временно отсутствующие на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т.п.).
Трудоспособное население, как уже отмечалось,
состоит из двух групп: экономически активного
и экономически неактивного населения,
на соотношение которых оказывают влияние
социальные, экономические, демографические
и политические условия. Доля экономически
активного населения зависит от доли населения
в трудоспособном возрасте, а также от
степени занятости отдельных возрастных
групп.
Численность экономически активного населения РФ, тыс. чел.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
72949,6 | 73431,7 | 74166,9 | 75159,0 | 75756,6 | 75657,7 | 75439,9 |
Численность занятых РФ, в среднем в год, тыс. чел.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
67274,7 | 68168,9 | 68854,9 | 70570,5 | 70965,1 | 69284,9 | 69803,6 |
Уровень экономической активности населения РФ,
в среднем за год, %
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
65,3 | 65,8 | 66,1 | 67,1 | 67,7 | 67,8 | 67,7 |
Уровень занятости населения, в среднем за год, %
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
60,3 | 61,1 | 61,4 | 63,0 | 63,4 | 62,1 | 62,7 |
Уровень безработицы населения ,в среднем за год,%
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
7,8 | 7,2 | 7,2 | 6,1 | 6,3 | 8,4 | 7,5 |
2.
Прогнозирование
и планирование
трудовых ресурсов.
Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов является составной частью демографических прогнозов. Они служат для решения следующих задач:
- определение перспективной численности населения страны и его половозрастной структуры;
- оценке численности трудоспособного населения;
Информация о работе Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения