Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие современного общества неизменно связано с перманентной дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Сегодня в большинстве промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно оценивается по динамике занятости и безработи-цы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.

Оглавление

1.Понятие трудовых ресурсов и занятости населения.

2. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов.

2.1.Объекты, задачи и принципы прогнозирования рынка труда

2.2.Информационная база для построения прогнозов.

2.3.Mетоды, используемые для построения прогнозов

3. Сводный баланс трудовых ресурсов.

4.Основные тенденции перспективного развития состояния сферы занятости и рынка труда.

Заключение

Файлы: 1 файл

док 1.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Введение 

1.Понятие трудовых ресурсов и занятости населения. 

2. Прогнозирование  и планирование трудовых ресурсов. 

    2.1.Объекты, задачи и принципы  прогнозирования рынка труда 

    2.2.Информационная  база для построения  прогнозов. 

    2.3.Mетоды, используемые для построения прогнозов 

  3. Сводный  баланс трудовых ресурсов. 

  4.Основные тенденции перспективного развития состояния сферы занятости и рынка труда.  

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Развитие современного общества неизменно связано с перманентной дискуссией относительно справедливости и эффективности социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы занятости и рынка труда, пути их решения занимают в этой полемике одно из центральных мест. Сегодня в большинстве промышленно-развитых стран успешность экономического развития уже традиционно оценивается по динамике занятости и безработи-цы. Соответственно формируются и целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы: от предвыборных обещаний политиков до стратегических документов, посвященных политике, проводимой на рынке труда и в области социальной защиты населения. В дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции действий на рынке труда и конкретные программы расширения и поддержания занятости, борьбы с безработицей в различных ее формах.

   Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.

   Прогнозирование состояния рынка трудовых ресурсов имеет особое значение в системе прогнозирования занятости населения. Это обусловлено ролью прогнозов состояния рынка труда для федеральных и региональных

органов власти как важнейшие предпосылки  формирования правильной политики социально-экономического развития, совершенствования рыночных отношений, разработки бюджетов, мер  по социальной защите граждан, эффективной демографической политики и т.д. 
 

  1. Понятие трудовых ресурсов и занятости населения.
 

  Трудовые  ресурсы – это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.

  Критериями  для выделения из общей численности  населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством. В России трудоспособный возраст у мужчин составляет от 16 до 60 лет, для женщин – от 16 до 55 лет.

  В состав трудовых ресурсов включаются:

  • трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
  • работающие подростки (до 16 лет);
  • население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

  К трудоспособному населению относятся  лица в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льготных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

  Трудовые  ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (по возрасту, полу, общественным группам и т.д.). Ко вторым – показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.п.

Однако  не все трудоспособное население  принимает участие в общественном производстве. Это связано с безработицей, учебой, семейными обстоятельствами и т.д. В настоящее время гражданам  принадлежит исключительное право  распоряжаться своими способностями к труду. Принуждение к труду, в какой - либо форме не допускается. А незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и другой ответственности.

   Та часть населения, которая участвует в общественном производстве или желает в нем участвовать называется экономически активным населением (рабочей силой).

   Таким образом, к экономически активному населению России статистика относит всех занятых в экономике и лиц, не имеющих занятия, но активно ищущих работу, то есть безработных.

   В любом обществе существуют объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость.

   Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).

    В Законодательстве РФ сформулированы основные принципы занятости.

    Первый принцип - обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде

     Второй принцип  - создание государством условий для обеспечения права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии с Конституцией РФ.

    Выделяют следующие принципы государственной политики в области содействия занятости:

   1) обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

   2) развитие трудовых ресурсов;

   3) предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

   4) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

   5) обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер в этом для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;

   6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

   7) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, и др.

   Все трудоспособное население, находящееся  в трудоспособном возрасте, в зависимости от того, занято оно общественно полезным трудом или нет, можно разделить на две категории: занятых и незанятых.

   Занятыми считаются граждане:

   - работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы

   - самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность (фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

   - избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

  - проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел;

   - трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению службы занятости;

   - выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);

   -временно отсутствующие на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т.п.).

   Трудоспособное население, как уже отмечалось, состоит из двух групп: экономически активного и экономически неактивного населения, на соотношение которых оказывают влияние социальные, экономические, демографические и политические условия. Доля экономически активного населения зависит от доли населения в трудоспособном возрасте, а также от степени занятости отдельных возрастных групп. 

Численность экономически активного населения  РФ, тыс. чел.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
72949,6 73431,7 74166,9 75159,0 75756,6 75657,7 75439,9
 

Численность занятых РФ, в среднем в год, тыс. чел.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
67274,7 68168,9 68854,9 70570,5 70965,1 69284,9 69803,6
 

Уровень экономической активности населения  РФ,

       в среднем за год, %

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
65,3 65,8 66,1 67,1 67,7 67,8 67,7
 

Уровень занятости населения, в среднем  за год, %

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
60,3 61,1 61,4 63,0 63,4 62,1 62,7
 

Уровень безработицы населения ,в среднем  за год,%

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
7,8 7,2 7,2 6,1 6,3 8,4 7,5
 
 
 
 

2. Прогнозирование  и планирование  трудовых ресурсов. 

     Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов является составной частью демографических прогнозов. Они служат для решения следующих задач:

     - определение перспективной численности населения страны и его половозрастной структуры;

    - оценке численности трудоспособного населения;

Информация о работе Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения