Продовольственная безопасность в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:43, реферат

Краткое описание

В общем виде продовольственная безопасность – это определенное
состояние экономики, при котором государство имеет продовольствие
в достаточном количестве, а население располагает возможностью
его приобрести. Проблема тесно связана с демографическими и
экологическими факторами, развитием производства, обеспечи-
ваемого ресурсным потенциалом, рациональное использование кото-
рого, как и других вложений в собственную экономику, позволяет по-
лучать более длительный эффект по сравнению даже с очень выгодны-
ми разовыми торговыми сделками.

Оглавление

Введение---------------------------------------------------------------------------2


Продовольственная безопасность в Республике Беларусь---3-21


Заключение-----------------------------------------------------------------------22


Список использованных источников------------------------------------23

Файлы: 1 файл

На печать.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

Для Беларуси продовольственная безопасность является условием поддержания благоприятной конъюнктуры рынка, способного обеспечить достаточный уровень высококачественного и сбалансированного питания населения, а также эффективного развития внешнеторговых связей. Это предусмотрено в Концепции национальной продовольственной безопасности [2], разработанной на основе теоретических и прикладных исследований с учетом анализа системы потребления и факторов, формирующих спрос. Модель национальной продовольственной безопасности, базируясь в основном на собственном производстве важнейших видов продукции, включает как экспорт, так и импорт. Важнейшими условиями достижения продовольственной безопасности являются:

• потенциальная физическая доступность продуктов питания населению;

• экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами путем повышения жизненного уровня и мер социальной защиты;

• потребление продуктов  высокого качества в количестве, достаточном по энергетической ценности для рационального питания, сбалансированного по важнейшим жизнеобеспечивающим элементам.

Различают семь уровней продовольственного обеспечения. Согласно этой классификации потребление в стране стабильно относится к третьему уровню, то есть продовольствия достаточно, но потребление не сбалансировано по питательным веществам.

Мониторинг продовольственной безопасности показывает, что уровень ее в нашей стране имеет положительную динамику. В энергетической оценке при фактическом среднесуточном потреблении в 3100 ккал уровень продовольственной безопасности обеспечен на 89 % (оптимальный уровень – 3500 ккал).

Экономическая доступность  продовольствия характеризуется значительной долей расходов на питание, динамика которых имеет тенденцию к снижению. При отмечающемся увеличении производства продукции сельского хозяйства и поставок на экспорт некоторый рост импорта продовольствия не представляет угрозы безопасности, но требует

структурной оптимизации.

В Беларуси сохранилась положительная тенденция сбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке сырья и продовольствия в основном за счет собственного производства (исключение – масло растительное и рыба). Достаточность объемов производства сырья и продовольствия, необходимых для продовольственной независимости, гарантируется реализацией мер, предусмотренных Государственной про-

граммой возрождения и развития села на 2005–2010 годы. В то же время интеграция страны в мировую экономику в условиях глобализации, непосредственная близость к рынкам ЕС вызывают необходимость

проведения дальнейших мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции. При обосновании емкости внутреннего рынка следует учитывать экономическую доступность продовольствия, определяющую спрос или покупательную способность населения, а также потенциал экспорта с учетом формирования необходимых запасов. Эти

показатели должны обеспечивать рост уровня потребления до нормативных параметров, конкурентоспособность продукции и повышение качества питания. Их целесообразно учитывать как при обосновании стратегии

продовольственной безопасности, так и при формировании продуктовых программ. Потребление в пределах рациональных норм при освоении экспортного потенциала предполагает принятие мер поддержки спроса.

Вторая составляющая продуктовых  рынков – предложение, формируется под воздействием тенденции развития производства и экономически целесообразного импорта.

Формирование продуктовых рынков, отвечающих концепции стабильного снабжения республики, должно соответствовать направлениям, обеспечивающим развитие собственного производства сырья и продовольствия, и охватывать все стороны деятельности АПК, что потребует дальнейшего проведения социально ориентированной политики, поддерживающей доходы производителей на уровне, достаточном для их мотивации.

Система мероприятий по развитию отраслей специализации, необходимых для сбалансированности рынков, предполагает снижение затрат, обновление ассортимента продукции, улучшение упаковки, развитие маркетинга, то есть всего того, что обеспечивает конкурентоспособность продукции. Несмотря на значительную поддержку со стороны государства, уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций недостаточен для расширенного воспроизводства. Обеспеченность основными фондами не превышает 60 % нормативного уровня. Низкая конкурентоспособность продукции, низкая эффективность функционирования организаций могут представлять угрозу продовольственной безопасности даже при достаточном уровне собственного производства продуктов. Суверенное государство должно решать проблему продовольственной безопасности исходя из собственных возможностей.

Потенциал аграрной сферы страны позволяет не только обеспечить продовольственную безопасность государства, но и иметь экспортную ориентацию. Учитывая возобновляемость продовольственных ресурсов и наличие условий для их производства, в перспективе, при неблагоприятной ценовой ситуации на энергоносители, решение продовольственной проблемы

может способствовать пополнению энергетических ресурсов на основе сырья сельскохозяйственного происхождения (производство биодизеля, этанола, биогаза). Это означает, что продовольственная безопасность, наряду с повышением качества жизни населения, самым тесным образом взаимодействует с энергетической, способствуя укреплению независимости государства.

Учитывая мировой опыт, достижения АПК республики в прошлые  годы, достаточную обеспеченность земельными, трудовыми ресурсами, кадрами специалистов и массовых профессий, курс национальной политики на самообеспечение продовольствием можно считать реальным и единственно верным.

Стратегия формирования продовольственного фонда хотя и базируется на принципах обеспечения республики продовольствием за счет собственного производства как важнейшего условия создания прочной экономической основы суверенитета и независимости государства, но не предполагает замкнутость республики (или самоизоляцию) в создании продовольственных ресурсов. Наоборот, речь идет о развитии сельскохозяйственного производства, ориентированного на экспорт, с учетом использования преимуществ международного разделения труда и благоприятной конъюнктуры рынка [3].

Решая задачу самообеспечения продовольствием, необходимо учитывать его относительный характер. Это касается, прежде всего, приоритетных (базовых) продуктов, определяющими признаками которых являются: значительная доля в потреблении населением; сравнительно высокая транспортабельность, позволяющая перераспределять ресурсы между регионами; пригодность к хранению как условие создания страховых

запасов.

Продовольственная безопасность страны гарантируется совокупностью экономических и социальных условий, обеспечивающих развитие не только сельского хозяйства и продовольственного комплекса, но и стабильность всей экономики. Исходя из этого положения, продовольственная безопасность предполагает реализацию комплекса таких мер, как:

• эффективная аграрная политика, создание экономических предпосылок, обеспечивающих стабильность условий хозяйствования;

• рациональная занятость населения, социальная политика, направленная на искоренение бедности и неравенства в доступности продовольствия;

• внедрение комплексных стратегий развития отраслей АПК с целью увеличения производства продовольствия и повышения его

эффективности; содействие использованию передовых технологий и программ в области производства и переработки сельскохозяйственного сырья;

• адекватность продовольственных поставок удовлетворению потребностей населения, гарантия безопасности продуктов;

• проведение активной внешнеэкономической деятельности, использование преимуществ международного разделения труда, оптимизация поставок по экспорту и импорту;

• совершенствование механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке. Решение продовольственной проблемы

предполагает определенную последовательность – этапы. Первый этап связан с достижением необходимого уровня производства.

В этот период определяется стратегия аграрной политики, проводится реформирование субъектов хозяйствования, принимаются

нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование предприятий различной формы собственности и хозяйствования. На решение задач этого этапа ориентирована Государственная программа возрождения и

развития села на 2005–2010 годы. Она обеспечивает формирование условий как для динамичного развития АПК, так и для устойчивости сельской территории. На втором этапе обеспечивается устойчивость и стабильность развития агропромышленного комплекса, необходимая для сбалансированности внутреннего рынка за счет собственного производства. Этот период связан с завершением реформирования отраслей и предприятий АПК, заменой административно-ведомственного управления экономическим, совершенствованием взаимоотношений аграрного сектора с другими

и созданием необходимых условий для дальнейшего развития социальной сферы села. Третий этап предполагает инновационное развитие АПК, обеспечивающее производство сельскохозяйственной продукции на основе

применения новейших, более  эффективных технологий, достаточное для продовольственного снабжения и достижения оптимального уровня внешнеэкономической деятельности. Это означает, что стратегия продовольственной безопасности полностью реализована и предстоит разработка новой стратегии «От продовольственной безопасности – к безопасному питанию», ориентированной на более высокий жизненный уровень, при котором питание не только отвечает требованиям нормальной жизнедеятельности человека, но и позволяет улучшать его здоровье и потенциал. Каждому из этапов реализации стратегии продовольственной безопасности присущи свои направления формирования ресурсов.

Общее заключается в том, что товаропроизводители реализуют продукцию, исходя из экономической выгоды; правительство и местные органы власти определяют квоты закупок для государственных нужд и гарантируют закупку продукции по ценам, обеспечивающим получение дохода продуцентам.

Рассматривая отечественный  внутренний продовольственный рынок в контексте мировых тенденций и дискуссий на саммитах по вопросам всемирной продовольственной безопасности, изменения климата и

развития биоэнергетики, необходимо отметить несколько ключевых моментов. Республика Беларусь в свое время проявила дальновидность, определив в качестве одного из приоритетов социально-экономического

развития продовольствие и обосновав направления достижения продовольственной безопасности на основе сохранения и развития собственного крупнотоварного сельскохозяйственного производства, что нашло отражение в соответствующей Концепции.

 Концепция национальной продовольственной безопасности включает основные понятия и определения, сущность, этапы и направления аграрной политики, модель и

методику оценки продовольственного обеспечения, параметры продовольственной безопасности и механизм ее достижения на

основе развития собственного производства с учетом условий глобализации экономики и либерализации торговли, что в полной мере соответствует направлениям формирования мировых продовольственных ресурсов.

Достижение продовольственной  безопасности гарантируется реализацией мер Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, ориентированных на обновление социальной и производственной сфер, обеспечивающих условия для устойчивого развития сельской территории, повышения доходов населения, престижности проживания на селе и улучшения демографической ситуации, обеспечения эффективного производства сырья и продовольствия в объемах, достаточных для сбалансированности внутреннего рынка и формирования экспорта. В современных условиях Беларусь является самодостаточной в продовольственном отношении страной.

Тенденции планетарного масштаба неблагоприятно воздействуют на все национальные системы продовольствия, способствуя формированию потенциальных угроз продовольственной безопасности. Дефицит, уси-ливаемый несбалансированностью спроса и предложения, сокращением экспорта, спекулятивными тенденциями и политизацией коммерческих сделок, оказывает депрессивное воздействие на мировой рынок продовольствия. Это означает, что в обеспечении продовольственной безопасности решающая роль принадлежит собственному производству, усиливается необходимость его дальнейшего динамичного инновационного развития, устойчивого развития сельской территории, а также искоренения бедности как социального явления. Беларусь – не только самодостаточная в продовольственном отношении страна, но и ориентированная на экспорт. Для сохранения имиджа в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер, упреждающих угрозы продовольственной безопасности. В первую

очередь это касается развития аграрной науки, формирующей фундаментальную основу для второго этапа «зеленой революции», обу-

словленного изменением климата, дефицитом водных ресурсов, природными аномалиями, необходимостью создания новых адаптивных систем хозяйствования, технологий и производств, диверсификации действующих,

Информация о работе Продовольственная безопасность в Республике Беларусь