Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

Оглавление

Введение
1 Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности 3
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 5
1.2 Методы управления муниципальной собственностью……………………10
1.3 Проблемы управления государственной и муниципальной собствен-ностью 12
2 Анализ управления муниципальной собственностью муниципального обра-зования городской округ город Калининград Калининградской области......18
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………..18
2.2 Муниципальное управление города Калининграда……………………….21
3 Совершенствование управления муниципальной собственностью муници-пального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………………………………………………27
3.1 Генеральный план муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………….27
3.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственно-стью…………………………………………………………………………….....31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Проблемы управления государственной и муниципальной собствен.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Проект Генерального плана г. Калининграда выполнен на следующие  проектные периоды:

  • I этап (первая очередь строительства) – 5 – 7 лет
  • II этап (расчетный срок Генерального плана) - 2015 г.
  • III этап - прогноз на 20-25 лет, перспектива. Этап графически отражает территории, резервируемые для перспективного градостроительного развития города за пределами расчетного срока Генерального плана.

Генеральный план Калининграда согласован с областными и городскими организациями, получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

 В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый городской округ должен иметь утвержденные генеральный план, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории. Эти документы определяют стратегию оптимального развития муниципальных образований. После утверждения документы приобретают юридическую силу, становятся обязательными для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности, а для органов местного самоуправления – основными рычагами регулирования градостроительной деятельности на территории муниципальных образований.

Мероприятия первой очереди  носят комплексный характер и  решают несколько основных  задач. Среди них: увеличение объемов ремонта и реконструкции жилищного фонда, а также нового жилищного строительства; реконструкция и новое строительство транспортных магистралей, мостовых переходов, автостоянок; вывод транзитного и грузового движения за пределы центра и жилых зон; реконструкция зоны городского центра; улучшение экологической обстановки, развитие системы зеленых насаждений, реабилитация природного комплекса городских водоемов. Эти работы должны сопровождаться исследовательскими и реставрационными мероприятиями на объектах культурного наследия, сохранением архитектурно-ландшафтного характера исторических районов.

К числу первоочередных задач относится также обеспечение  населения нормативным комплексом социальных объектов – здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта. Сюда же надо отнести завершение строительства комплекса очистных сооружений, реконструкцию основных объектов инженерного обеспечения и инженерную подготовку районов нового строительства.

В ходе реализации первой очереди генплана должна улучшиться система очистки дождевых стоков и дождевой канализации, появятся защитные сооружения на набережных. В целом жилищное строительство на период первой очереди запланировано в объеме 1 млн. кв. метров общей площади. Среднегодовой объем жилищного строительства составит около 140 - 150 тыс. кв. метров в год.  Начаты работы по реконструкции и регенерации городского центра и его исторического ядра - Центральной площади, острова Канта, площади Победы, зоны Центрального рынка  площади Калинина. 
Запланировано создание объектов международного, федерального, регионального и городского значения. Таких, как международная выставка-ярмарка, авиаспортивный комплекс на базе аэродрома Девау, водно-спортивные комплексы Голубых озер, парка им. 40-летия ВЛКСМ, парка “Юность”.

Новые рабочие места  и дополнительные бюджетные поступления  должно обеспечить появление транспортных терминалов на ст. Дзержинская - Новая, в Морском порту, пос. Прегольский.

В перечень первоочередных учреждений социальной сферы включены: городская инфекционная больница за пределами города, областной онкологический диспансер, родильный дом, больница скорой медицинской помощи, Дом сестринского ухода, Дом ребенка, Хоспис, интернат для престарелых, Центр социально-трудовой реабилитации для бомжей и ночлежный дом для них.

По линии учреждений культуры и искусства планируется  построить: 2-3 дома детского и юношеского творчества, реконструировать городской  Дворец детского и юношеского творчества, Музей Мирового океана. 
Значительно обновится физкультурно-спортивная база за счет реконструкции стадионов “Пионер”, “Красная звезда”, “Локомотив”, “Труд”, “Трудовые резервы”, “Спартак”, ”Шторм”. Появится водно-спортивный центр, комплекс для мотоспорта, плавательный бассейн.

В пос. А. Космодемьянского намечен срочный ремонт открытой части главного канализационного коллектора и поэтапная рекультивация свалки. 
Строительство промышленно-коммунальных объектов, в том числе гаражей, в лесных массивах и лесопарковых зонах будет запрещено.  
Оптимизация транспортных связей в направлении «север - юг» и «запад - восток» позволит разгрузить центр города от транзитного транспорта и увеличить пропускную способность ряда магистральных улиц.

Целью разработки Генерального плана города Калининграда является обоснование и формирование важнейших базовых параметров и положений общегородской градостроительной стратегии на период до 2015 года, направленной на создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города в новых социально-экономических условиях.

Условия, в которых разрабатывался новый Генеральный план города Калининграда, принципиально отличаются от тех, в которых создавался предыдущий Генеральный план города. Как следует из «Концепции социально-экономического и градостроительного развития города Калининграда до 2015 года», город подошел к границе возможностей экстенсивного использования ресурсов, в том числе, территориальных, перед ним возникла альтернатива пессимистического и оптимистического вариантов дальнейшего развития.

В числе основных задач  повышения качества городской среды и устойчивого градостроительного развития, Генеральный план города Калининграда предусматривает определение главных направлений развития города на основе имеющихся ресурсов.

3.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью

 

Одной из важнейших  задач управления муниципальной  собственностью является также повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа, который должен присутствовать в соответствующих управленческих организациях.

Доходы областного бюджета  от приватизации областного имущества  в 2012 году могут составить около 120 млн руб. Принимая во внимание рыночную стоимость приватизируемого имущества Калининградской области, в случае его продажи на аукционах, в областной бюджет может поступить не менее 255 млн руб.: в 2011 году - не менее 30 млн руб., в 2012 - не менее 120 млн руб., в 2013 году - не менее 105 млн руб.

Если аукционы не состоятся, имущество будет реализовано  посредством публичного предложения, предусматривающего снижение первоначальной цены до 50%. В этом случае доходы областного бюджета от реализации областного имущества за три года планируются на уровне 125 млн руб., не менее 15 млн руб. в 2011 году, не менее 60 млн руб. - в 2012 году и не менее 55 млн руб. в 2013 году.

В 2011 году из плана приватизации была исключена сельхозтехника, которую региональное правительство безуспешно пыталось реализовать на протяжении нескольких лет, и имущественный комплекс бывшей обувной фабрики, расположенный в Калининграде по адресу ул Гайдара, 6, на базе которого было решено создать бизнес-инкубатор.

В конце 2010 года объем  поступлений в областной бюджет от продажи областного имущества в 2011 году прогнозировался на уровне 391 млн руб. Однако реально за 9 месяцев 2011 года от реализации имущества в областной бюджет потупило лишь 8,8 млн руб.

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности за 9 месяцев 2011 года, составили 214,7 млн. руб. или 112,6% от годовых назначений.

Платежи при пользовании  природными ресурсами за 9 месяцев составили 46,2 млн. руб. или 72,7% от годовых бюджетных назначений.

На 56,0% оказались исполненными бюджетные назначения по доходам  от продажи материальных и нематериальных активов – 35,3 млн. руб. Снижение по сравнению с 9 месяцами 2010 года – в 2,9 раза.

 Мэрией города Калининграда совместно с городским Советом депутатов в принятой 25 сентября 2008 года Концепции управления имуществом муниципального образования город Калининград в связи со сложившейся ситуацией в сфере управления муниципальным имуществом, переданным во владение предприятиям, предлагается механизм управления ими, который предусматривает следующие меры

  • для оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий необходимо, чтобы создание организаций в форме муниципального предприятия осуществлялось исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
  • установление обязательных требований представления руководителями предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий и учреждений;
  • ужесточение контроля за деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений;
  • установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели города, невыполнении программы (плана, бизнес-плана). «В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программ могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации муниципального имущества» и так далее.

С данными мерами можно не только согласиться как с обеспечивающими верный подход к исправлению сложившейся ситуации, но и в дополнение к ним следовало бы принять на местном уровне нормативный правовой акт, в соответствии с которым обязательным пунктом  
договора (контракта) с руководителем предприятия будет норма, устанавливающая право собственника переданного муниципального имущества освобождать данного руководителя от занимаемой должности в случае, если результативность деятельности организации не отвечает определённым требованиям, когда на то не было объективных причин.

В результате, в течение определённого периода  времени стала бы возможна постепенная и полная замена работающих сегодня руководителей предприятий «новыми», с которыми были бы заключены новые договоры. С некоторыми (возможно, большинством) – ввиду накопленного данными работниками опыта – достаточно перезаключить контракты, не меняя при этом руководителей персонально.

При этом необходимо больше внимания уделить подготовке управленческих кадров именно в сфере муниципального управления, давая при этом специалистам знания не только об общих принципах и закономерностях управления муниципальным хозяйством, но и применительно к городу.

Социальная ориентированность, в том числе и в управлении (использовании) муниципальной собственности, в Калининграде имеет особое значение. В этой связи для улучшения взаимодействия местной власти и населения муниципального образования целесообразно использовать опыт, применяемый в г. Челябинске. А именно так называемое управление по «слабым сигналам» населения. «Это специфический и пока мало изученный уровень управленческой деятельности муниципальных властей, касающийся стратегических проблем взаимоотношения муниципальной власти и гражданского сообщества»8. Важной особенностью управления по «слабым сигналам» населения является механизм учета и фиксации этих сигналов. В этом плане различают «сильные» и «слабые сигналы» населения. К «сильным сигналам» относятся митинги, акции протеста или неповиновения и тому подобное. К «слабым сигналам» – состояние общественного мнения горожан, эмоциональный фон повседневной жизни населения, эволюция менталитета горожан и тому подобное. Применительно к городу Калининграду данную деятельность можно осуществлять в сфере оказания услуг населению муниципальными предприятиями и учреждениями. При этом необходимо принимать предложения населения касательно управления данными организациями, анализировать информацию и – по возможности – внедрять в практику управления городской собственностью рациональные предложения. Работа с населением должна носить периодический характер. Управление по «слабым сигналам» населения даёт возможность городской власти:

  • видеть оценку населением её деятельность по обозначенному направлению;
  • видеть, как данная оценка меняется с течением времени и в случае принятия определённых решений;
  • при обеспечении освещения данной деятельности в средствах массовой информации развивать институты демократии в городе через пробуждение у населения веры в способность влиять на процессы решения вопросов местного значения.

Внедрение данного  опыта практически не влечёт за собой  приложения каких бы то ни было ощутимых финансовых или кадровых ресурсов. Достаточно в рамках одного из структурных подразделений мэрии добавить штатную единицу – сотрудника, который выполнял бы функции социолога и занимался обеспечением описанного выше процесса. Плюс, определённые расходы на освещение процесса управления «по слабым сигналам» населения в СМИ.

Что же касается ветхого и аварийного жилищного  фонда и водопроводно-канализационной сети, то здесь возможно только два пути:

  • повышение расходов на капитальный ремонт, что требует резкого увеличения доходной части городского бюджета;
  • активизация работы с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт.

С одной стороны, второй вариант оправдан, так как  в результате разграничения вопросов ведения муниципальные образования оказались заложниками своего положения. Во многом это связано с тем, что процесс шёл «сверху». С другой стороны, капитальный ремонт – это обслуживание объектов собственности, а это прямая обязанность собственника. Поэтому «выбивание» средств из федерального или областного бюджета представляется довольно сложным. Следовательно, остаётся перераспределение средств расходной части городского бюджета либо общее увеличение доходной части бюджета, в том числе за счёт повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.

С целью повышения  эффективности управления муниципальной  собственностью можно использовать зарубежный опыт. При изучении муниципального опыта зарубежных стран интерес вызвал подход к этой проблеме в Федеративной Республике Германия. Система местного управления этой страны строится в соответствии с административно-территориальным делением Германии, сходным в большинстве земель. Общины интегрированы в общую систему государственной власти. Они осуществляют свою власть как часть государства и по его полномочиям. При этом существуют компетенции общин, которые напрямую зависят от указаний вышестоящих государственных органов. В этих случаях общины осуществляют административные функции по поручению. В сфере делегированных полномочий государство может вмешиваться в действия общины. Показательно, что «в Германии собственные обязательные и делегированные дела составляют 80-90 процентов от общего объема дел, выполняемых местными органами»9. По высказыванию А.И. Черкасова, общая для большинства стран современного мира тенденция заключается в сокращении собственно коммунальных дел и расширением обязательных и делегированных. Такая ситуация отражает возрастающую интеграцию местных органов в государственный механизм, их приспособление к решению прежде всего задач, имеющих общегосударственное значение. Сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления, построение определенной иерархической пирамиды является основной чертой континентальной системы местного самоуправления.

Информация о работе Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью