Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

Оглавление

Введение
1 Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности 3
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 5
1.2 Методы управления муниципальной собственностью……………………10
1.3 Проблемы управления государственной и муниципальной собствен-ностью 12
2 Анализ управления муниципальной собственностью муниципального обра-зования городской округ город Калининград Калининградской области......18
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………..18
2.2 Муниципальное управление города Калининграда……………………….21
3 Совершенствование управления муниципальной собственностью муници-пального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………………………………………………27
3.1 Генеральный план муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………….27
3.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственно-стью…………………………………………………………………………….....31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Проблемы управления государственной и муниципальной собствен.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 3

1 Теоретико-методологические  основы государственной и муниципальной собственности 3

1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 5

1.2 Методы управления  муниципальной собственностью……………………10

1.3 Проблемы  управления государственной и муниципальной собственностью 12

2 Анализ управления муниципальной собственностью муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской  области......18

2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………..18

2.2 Муниципальное управление города Калининграда……………………….21

3 Совершенствование управления  муниципальной собственностью муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………………………………………………27

3.1 Генеральный план  муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………….27

3.2 Пути повышения эффективности  управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………………….....31

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованных источников…………………………………………...40 

Введение

 

Тема проблемы управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ». Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.

В связи с этим целью  работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

·     изучение категорий «государственная собственность» и «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;

·     изучение формирования и состава муниципальной собственности;

·     изучение местных органов власти, участвующих в управлении муниципальной собственностью;

·     поиск путей решения существующих проблем, в том числе с использованием стороннего опыта.

В соответствии с Уставом  муниципального образования город  «Калининград», муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном в установленном порядке в управление органам местного самоуправления и другими. В связи с этим, объектом изучения в процессе написания курсовой работы является деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования город «Калининград» в области управления муниципальной собственностью. Предметом выступает эффективность использования муниципальной собственности и  эффективность управления ей.

 

 

1 Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности

 

1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности

 

Российской  Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Понятие «собственность на имущество» включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно  пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

  1. имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
  2. имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации на основании  пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно  статье 294 ГК РФ государственное или  муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит  на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.

Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.

На основании  пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Наиболее  полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Схематично они изображены на рисунке 1. 

 

Рисунок 1 Объекты муниципальной собственности  

 

Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.

В законе дано простое перечисление возможных  объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.

Как движимое могут быть выделены объекты, обозначенные на рисунке 1 под номерами 1,2, ценное и малодвижимое имущество, а также пакеты акций (акции) и доли участия в хозяйственных обществах.

Как недвижимое – 4,5,6,7,8 (рисунок 1).

Если в  основе формирования муниципальной  собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:

1. Сфера социальной  защиты населения и жилищно-коммунального  хозяйства, основная задача которых  состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и так далее.

2. Транспорт  и связь, к сфере которых  относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.

3. Торговля, бытовое  обслуживание, общественное питание  и строительство, основная задача  которых состоит в обеспечении  нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и так далее) частным сектором.

4. Недвижимость  и прежде всего земельные ресурсы. 

Многосекторность  муниципального хозяйства, его ярко выраженная социальная направленность и функционирование в границах единой компактной территории являются теми его особенностями, которые необходимо учитывать при определении принципов и системы управления муниципальной собственностью.

Государственная собственность подразделяется на федеральную  собственность, то есть собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.

Отпочкование  муниципальной собственности от государственной впервые было проведено  в российском законе о собственности1. Вслед за ним по тому же пути пошли и другие законодательные акты. В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными – как в Конституции РФ, так и в ГК (см. п. 2 ст. 8 пп. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212,215 ГК). В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вслед за Конституцией и ГК муниципальная собственность определена как собственность муниципальных образований2. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и так далее. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно-территориальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Так, в условиях Санкт-Петербурга не существует собственности районов, входящих в черту города, если они не имеют своего центра (например, собственности Адмиралтейского района), хотя они и могут быть наделены широкими полномочиями по управлению принадлежащими городу объектами государственной собственности. В то же время на территории, находящейся в административном подчинении Санкт-Петербурга, в пригородной зоне, а ныне и в пределах городской черты, находятся города, поселки и иные образования, которые выступают в качестве субъектов муниципальной собственности. Таковы Пушкин, Павловск, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов и ряд других.

Множественность субъектов права муниципальной  собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

Таким образом, тезис о единстве фонда собственности  в очерченных пределах сохраняет силу в отношении не только государственной, но и муниципальной собственности.

 

1.2 Методы управления  муниципальной собственностью

 

На сегодняшний  день местными администрациями могут  быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью3. К первой группе методов можно отнести:

1.  создание муниципальных предприятий;

2.  контракты с руководителем муниципальных предприятий;

3.  договора на передачу прав на имущество;

4.  внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;

5.  передача имущества с баланса на баланс и списание;

6.  аренда, лизинг;

7.  залог, ипотека;

8.  доверительное управление (траст);

9. отчуждение;

10. приватизация  муниципальных предприятий 

Вторая группа методов включает:

1. муниципальный заказ;

2. нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;

3. дотации;

4. нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

5. местное налогообложение;

6. экономические санкции, штрафы.  

Аренда и  субаренда занимают особое место  в системе управления муниципальной  собственностью. Доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы  собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества4.

Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в  отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

Информация о работе Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью