Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:43, курсовая работа
Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.
Введение
1 Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности 3
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 5
1.2 Методы управления муниципальной собственностью……………………10
1.3 Проблемы управления государственной и муниципальной собствен-ностью 12
2 Анализ управления муниципальной собственностью муниципального обра-зования городской округ город Калининград Калининградской области......18
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………..18
2.2 Муниципальное управление города Калининграда……………………….21
3 Совершенствование управления муниципальной собственностью муници-пального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………………………………………………27
3.1 Генеральный план муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………….27
3.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственно-стью…………………………………………………………………………….....31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
Содержание
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности 3
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 5
1.2 Методы управления
муниципальной собственностью……
1.3 Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью 12
2 Анализ управления муниципальной собственностью муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области......18
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………..18
2.2 Муниципальное управление города Калининграда……………………….21
3 Совершенствование управления
муниципальной собственностью
3.1 Генеральный план муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………….27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Тема проблемы управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ». Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
· изучение категорий «государственная собственность» и «муниципальная собственность» с экономической и правовой точек зрения;
· изучение формирования и состава муниципальной собственности;
· изучение местных органов власти, участвующих в управлении муниципальной собственностью;
· поиск путей решения существующих проблем, в том числе с использованием стороннего опыта.
В соответствии с Уставом муниципального образования город «Калининград», муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном в установленном порядке в управление органам местного самоуправления и другими. В связи с этим, объектом изучения в процессе написания курсовой работы является деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования город «Калининград» в области управления муниципальной собственностью. Предметом выступает эффективность использования муниципальной собственности и эффективность управления ей.
1 Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности
Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.
Понятие «собственность на имущество» включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно
статье 294 ГК РФ государственное или
муниципальное унитарное
Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Схематично они изображены на рисунке 1.
Рисунок 1 Объекты муниципальной собственности
Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.
В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.
Как движимое могут быть выделены объекты, обозначенные на рисунке 1 под номерами 1,2, ценное и малодвижимое имущество, а также пакеты акций (акции) и доли участия в хозяйственных обществах.
Как недвижимое – 4,5,6,7,8 (рисунок 1).
Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной
защиты населения и жилищно-
2. Транспорт
и связь, к сфере которых
относится не только общественн
3. Торговля, бытовое
обслуживание, общественное питание
и строительство, основная
4. Недвижимость
и прежде всего земельные
Многосекторность муниципального хозяйства, его ярко выраженная социальная направленность и функционирование в границах единой компактной территории являются теми его особенностями, которые необходимо учитывать при определении принципов и системы управления муниципальной собственностью.
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, то есть собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.
Отпочкование
муниципальной собственности от
государственной впервые было проведено
в российском законе о собственности1. Вслед за ним по тому же пути
пошли и другие законодательные акты.
В настоящее время муниципальная собственность
закреплена в качестве одной из форм собственности
– наряду с частной, государственной и
иными – как в Конституции РФ, так и в ГК
(см. п. 2 ст. 8 пп. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст.
212,215 ГК). В Федеральном законе «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» вслед за Конституцией
и ГК муниципальная собственность определена
как собственность муниципальных образований2. К числу субъектов права
муниципальной собственности могут быть
отнесены города (кроме городов федерального
значения – Москвы и Санкт-Петербурга,
признанных субъектами государственной
собственности), рабочие, дачные и курортные
поселки, села, деревни и так далее. В то
же время субъектом права муниципальной
собственности не может быть признано
административно-
Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.
Таким образом, тезис о единстве фонда собственности в очерченных пределах сохраняет силу в отношении не только государственной, но и муниципальной собственности.
1.2 Методы управления муниципальной собственностью
На сегодняшний
день местными администрациями могут
быть использованы как организационно-
1. создание муниципальных предприятий;
2. контракты с руководителем муниципальных предприятий;
3. договора на передачу прав на имущество;
4. внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;
5. передача имущества с баланса на баланс и списание;
6. аренда, лизинг;
7. залог, ипотека;
8. доверительное управление (траст);
9. отчуждение;
10. приватизация муниципальных предприятий
Вторая группа методов включает:
1. муниципальный заказ;
2. нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;
3. дотации;
4. нормативы платежей за использование муниципальной собственности;
5. местное налогообложение;
6. экономические санкции, штрафы.
Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.
В качестве перспективного
направления можно назвать
Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.
Информация о работе Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью