Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:43, курсовая работа
Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.
Введение
1 Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности 3
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 5
1.2 Методы управления муниципальной собственностью……………………10
1.3 Проблемы управления государственной и муниципальной собствен-ностью 12
2 Анализ управления муниципальной собственностью муниципального обра-зования городской округ город Калининград Калининградской области......18
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………..18
2.2 Муниципальное управление города Калининграда……………………….21
3 Совершенствование управления муниципальной собственностью муници-пального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………………………………………………27
3.1 Генеральный план муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области……………………………………….27
3.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственно-стью…………………………………………………………………………….....31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение
отдельных государственных
Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно
Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.
Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.
2.2 Муниципальное управление города Калининграда
Калининградская область - уникальный регион России, входящий в ее Северо-Западный федеральный округ. Это самая западная территория, полностью отделенная от остальной части страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.
История Калининградской области своеобразна. Она образована в результате победы Советского Союза над нацистской Германией. По решению Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года 1/3 территории бывшей Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом вошла в состав СССР. Принцип нерушимости послевоенных европейских границ был подтвержден более поздними соглашениями.
Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года №800-р; Приказом Минэкономразвития от 17 июня 2002 года №170; Законом Калининградской области от 26 сентября 2006 года № 54 «Об организации стратегического планирования в Калининградской области».
Программа направлена на достижение
целей Стратегии социально-
Потребительский рынок Калининградской области включает
следующие виды экономической деятельности:
• Розничная торговля
• Общественное питание
• Платные услуги, предоставляемые населению.
С 2003 года торговля Калининградской области пережила бурный
рост. Введены в строй современные крупные торговые предприятия – холдинги, такие как группа компаний «Вестер», «Виктория», ООО «Седьмой континент – СЗ», ООО «Европа», компания «Максимус», что позволило к 2008 году увеличить обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей области до 376,4 квадратных метров с 280 квадратных метров в 2003 году. В городе Калининграде в 2008 году обеспеченность торговыми площадями, по экспертной оценке, достигла 800 кв. м.
Количество вновь открывшихся объектов общественного питания также позволяет характеризовать уровень обеспеченности посадочными местами по области в этих предприятиях как превышающий нормативы – 61,3 места на 1000 жителей (норматив - 40).
Одним из решающих факторов интенсивного развития сферы торговли и услуг на территории области можно считать наличие в области режима.
Особой экономической зоны, закрепленного Федеральным законом от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Потребительский рынок, является главной площадкой расходования денежных средств населения и поэтому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнение бюджета Калининградской области.
Кроме того, нельзя недооценивать и социальную значимость потребительского рынка, в сфере которого занято не менее 22% от всего трудоспособного населения области. Удельный вес потребительского рынка в ВРП области по оценке составляет около 20%.
В процессе рыночных преобразований новая модель управления муниципальными образованиями ориентирована на постепенное освобождение государства от обязанностей распределителя средств. Все большая часть социальных функций передается на места. Усиливается акцент на собственные возможности граждан, на права и ответственность органов местного самоуправления. Перед российским обществом возникает проблема обеспечить эффективное управление процессами социального и экономического саморазвития муниципальных образований и на этой основе создать объективные условия повышения уровня качества жизни населения6.
Управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляет администрация города Калининграда в порядке, установленном Калининградским городским Советом.
Органы городского самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности иные сделки, самостоятельно определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы городского самоуправления в соответствии с законом и Уставом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах города.
Не могут быть отчуждены здания и сооружения, занимаемые органами городского самоуправления.
Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются Калининградским городским Советом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Доходы от приватизации муниципальной собственности поступают в полном объеме в городской бюджет.7
Общественно-политическая, культурно-историческая, инвестиционная привлекательность региона не возникает на пустом месте, а является следствием сформированного и актуализированного имиджа.
Именно на селе недостаточный организационный опыт органов местной власти может быть компенсирован способностью их лидеров объединить сотрудников, партнеров, жителей в достижении поставленных задач. Большая часть вновь созданных муниципальных образований сформирована внутри сельских районов – на уровне поселений, бюджетная обеспеченность которых не позволяет решить эти задачи в полном объеме.
Проблемы создания эффективного местного самоуправления в сельских территориях во многом совпадают с общими проблемами организации местной власти в России. Местное самоуправление в сельских территориях до сих пор было обделено вниманием федеральной власти. Между тем, проводимая муниципальная реформа, концептуально ориентирована, прежде всего, на решение проблем местного самоуправления в малых муниципальных образованиях, большинство из которых являются сельскими. Переходный период муниципальной реформы рассчитан до 1 января 2009 г. С 1 января 2006г. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный Закон № 131 – ФЗ) начал применяться на всей территории РФ. Государственную регистрацию по данным Минюста России, прошли 99,8% муниципальных образований.
Специфика муниципального управления состоит в том, что в нем сочетаются два вида воздействия: административное и естественное (в форме самоорганизации, самоуправления). Целостность этих видов воздействия достигается на основе постановки местных социальных целей, понятных каждому члену местного сообщества – высокое качество жизни человека, семьи, физическое и нравственное здоровье, развитие корпоративной культуры и образования, обеспечение личной безопасности и комфорта жизни в данной микросреде. Разработка и реализация таких целей – главное содержание работы муниципального образования.
Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии.
Под муниципальной реформой понимается формирование двухуровневой системы территориальной организации местного самоуправления, с наделением органов местного самоуправления каждого типа муниципального образования, полномочиями и материально-финансовыми средствами для самостоятельного решения соответствующих вопросов местного значения.
Министерством регионального развития РФ в рамках федеральной целевой программы осуществляется государственная поддержка местному самоуправлению. Уже проводится работа по подготовке методических рекомендаций по организации муниципальной службы. Реализация муниципальной реформы в Калининградской области обозначила три основных вопроса: организационный, кадровый, финансовое обеспечение. Была создана рабочая группа, которую возглавил Щербаков Г.А.– заместитель Председателя Правительства Калининградской области.
В ноябре 2010 г. в Калининграде прошла научно-практическая конференция по вопросам местного самоуправления. По значимости проблем в реализации муниципальной реформы в Калининградской области на 2010 г. ситуация выглядела таким образом: 45% занимали проблемы, связанные с подготовкой кадров для муниципального управления, 31% соответственно – финансовая обеспеченность реформы, 24% - организационно-технические вопросы реализации Федерального Закона №131.
По мнению Губернатора Калининградской области главным приоритетом действий Правительства Калининградской области по реализации муниципальной реформы была и остается социальная политика, интересы калининградцев, достойный уровень и новое качество жизни.
3 Совершенствование управления
муниципальной собственностью
3.1 Генеральный план муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области
Решением Калининградского городского Совета №43 от 22 февраля 2006 года утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Калининград Калининградской области.
Предшествующий генеральный план областного центра был разработан институтом ГИПРОГОР (Москва) в 1986 г. и утвержден в 1993 г. Радикальные изменения социально-экономического и политического устройства общества, произошедшие в стране в 90-х гг., вызвали существенные изменения в градостроительной политике. Новый генплана Калининграда был разработан в 1999 - 2002 гг. Научно-проектным институтом пространственного планирования “ЭНКО” (Санкт-Петербург) и весьма долго готовился к утверждению.
Государство в настоящее время перестало быть единственным владельцем недвижимости и финансовых ресурсов и, соответственно, застройщиками, инвесторами, то есть активными участниками градостроительного процесса, стало множество юридических и физических лиц. Следовательно, в градостроительной документации нового поколения должны быть резко усилены правовые аспекты - должна доминировать функция "градорегулирования", направленная на установление юридически закрепленных правил градостроительной деятельности. Все вышеизложенное потребовало разработки нового Генерального плана Калининграда.
Согласно Градостроительному кодексу Генеральный план – один из основных видов градостроительной документации о планировании развития территории. Решения Генерального плана предполагают дальнейшую детализацию и уточнение на последующих стадиях проектирования в других видах градостроительной документации и в специализированных проектах. Решения Генерального плана являются основой для Правил землепользования и застройки. В настоящее время этот документ находится в стадии разработки.
Информация о работе Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью