Проблемы и перспективы развития банковского кредитования предприятий крупного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы исследовать проблемы и перспективы развития банковского кредитования предприятий крупного бизнеса в России и разработать рекомендации по их оптимизации.
Данная цель предопределила следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы изучения банковского кредитования крупного бизнеса;
2. Провести анализ системы кредитования крупного бизнеса на примере Отделение № 3990/050 Сбербанка России;
3. Рассмотреть пути совершенствования банковского кредитования в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 183.61 Кб (Скачать)

Таким образом, рост доли ценных бумаг в активах был обеспечен сокращением доли ссудного портфеля с 71,2% на 1 января 2009 года до 65.6% на 1 января 2011 года.

В целом изменения в структуре активов свидетельствуют о том, что банки фактически были вынуждены искать альтернативные кредитованию способы вложения средств, пока ситуация в экономике не начнет улучшаться, и, соответственно, кредитный риск снизится до приемлемого уровня. Во второй половине 2010 года кредитование начало постепенно оживать, но пока доля кредитного портфеля в активах не растет.

Таким образом, в 2010 году у банков значительно вырос рыночный риск. С другой стороны, вложения в долговые ценные бумаги по-прежнему в 4 раза больше, чем вложения в акции и другие ценные бумаги.

Рост абсолютных и относительных показателей размера портфеля ценных бумаг банков в последнее время и в 2010 году в частности, объясняется тем, что наблюдался рост фондового рынка, а долговые ценные бумаги очень часто не имели альтернативы при размещении банками средств.

Дальнейшего роста доли ценных бумаг в активах банков в ближайшее время не ожидается, так как ситуация в экономике улучшается. Напротив, можно с высокой долей вероятности утверждать, что будет наблюдаться сокращение доли ценных бумаг в активах банковского сектора за счет роста кредитного портфеля.

Современная экономика требует от банков, во-первых, предложения продуктов и услуг, в которых на первое место выйдет цена.

Во-вторых, банковский бизнес ждет примитивизация продуктов и услуг. Самый яркий пример такой примиватизации – активно развивающаяся сейчас на Западе модель прямого кредитования, кредитования одним индивидуумом другого индивидуума – peer-to-peer lending. По сравнению с продвинутыми финансовыми инструментами такая конструкция кредитования предельно тривиальна, но эффективна. Другой пример — развивающаяся тенденция бартерных сделок, использования разного рода квазиденег для обеспечения товарообмена между компаниями. Понятно, что это не переход к новым финансовым инструментам, и вряд ли современные банкиры видят себя участниками или организаторами таких «небанковских» конструкций. Однако если банки хотят выживать и развиваться, то им стоит отслеживать тренды такого рода и играть активную роль во всех подобных начинаниях.21

Корпоративное кредитование будет видоизменяться — все чаще и чаще в качестве единственного возможного залога будет выступать доля в акционерном капитале. Банки будут вынуждены заниматься несвойственными им делами – гораздо глубже вникать в деятельность заемщика, входить в советы директоров, анализировать и корректировать управленческие решения. В новой реальности для банков, возможно, это будет единственный способ хоть как-то снижать свои риски.22

 

 

 

 

3.2. Пути решения проблем  банковского кредитования крупного  бизнеса в России

 

 

В настоящее время банки стали более серьезно относиться к анализу финансового состояния заемщика.

Многие банки сейчас изменяют систему оценки рисков, некоторые уже ввели систему оценки кредитоспособности в зависимости от направления бизнеса. Так, труднее всего получить кредит будет тем, кто связан с металлургией, строительством, финансовым сектором.

Кроме того, банки выдвигают все более жесткие требования к возрасту бизнеса. Как правило, в качестве гарантий возврата кредита банки требуют залог или поручительство (а иногда оба вида гарантий вместе). Наиболее ликвидным залогом всегда считались объекты недвижимости. В связи с тем, что спрос сократился, банкиры опасаются, что не смогут быстро реализовать залог в случае неплатежей. Поэтому сейчас некоторые виды имущества, например, товары в обороте, могут вообще не принять в качестве залога. А по недвижимости и другим объектам основных средств банки снижают залоговые коэффициенты.

Преодоление причин, мешающих кредитованию крупного бизнеса, – задача не только банков, но и местных администраций.

В целях установления компромисса между оперативностью принятия решений и должным контролем за уровнем рисков видится целесообразным следующее:23

1) для максимально стандартизированных продуктов с небольшим кредитным лимитом на заемщика решение о кредитовании должен принимать единолично уполномоченный сотрудник регионального подразделения, продающий продукт;

2) в банке может быть создана трехуровневая система контроля рисков на этапе принятия кредитных решений.

Уровень 1 – точка продажи кредитного продукта (отделение/филиал банка), уровень 2- вышестоящее территориальное подразделение банка, уровень 3 – головной офис банка (ГО).

1. Кредитный менеджер точки продажи кредитного продукта в рамках установленного ему персонального лимита должен осуществлять рассмотрение и анализ кредитного проекта.

2. Если размер кредитной сделки превышает размер персонального лимита кредитного менеджера точки продажи продукта кредитный проект направляется риск-менеджеру вышестоящего территориального подразделения банка или ГО на согласование (в зависимости от суммы кредитной сделки и персонального лимита риск-менеджера). В данном случае реализуется принцип поэтапного согласования кредита, или так называемый принцип «четырех глаз», когда два независимых эксперта оценивают риски по одному проекту.

3. Окончательное санкционирование кредитного решения должно проводиться коллегиальным органом (кредитным комитетом) точки продажи кредитного продукта при условии согласования кредитного проекта риск-менеджером территориального подразделения банка или ГО.

Одним из элементов системы управления кредитными рисками в подразделениях банка на этапе принятия решения должно являться наличие независимой экспертизы проекта риск-менеджером вышестоящего подразделения, не подотчетного бизнес-подразделению, продающему кредит. Дополнительно в целях контроля и независимой экспертизы рисков в состав коллегиальных органов на местах могут вводиться менеджеры вышестоящих территориальных подразделений банка.

По экспресс-продуктам микрокредитования, предполагающим стандартизированные схемы принятия решений, кредитный менеджер должен быть наделен персональными полномочиями на принятие решений.

На каждом из уровней согласования и принятия решений должны иметься свои полномочия по лимиту сделки. В целях повышения оперативности принятия решений и недопущения концентрации излишних единоличных полномочий у одного менеджера должна применяться практика установления и регулярного ежеквартального пересмотра персональных лимитов в зависимости от квалификации работы менеджера и качества портфеля акцептованных им кредитов.

Реализация клиентоориентированной модели функционирования бизнеса требует от банка поэтапного выполнения следующих действий:24

1) формирования клиентоориентированной региональной структуры подразделений сети, в том числе обучения и подбора персонала офисов банка;

2) развития клиентской базы региональных подразделений банка;

3) совершенствования технологий обслуживания клиентов крупного бизнеса;

4) повышения лояльности клиентского сегмента.

Основная идея формирования такой модели бизнеса заключается в отказе от принципов обслуживания клиентов, направленных на максимально эффективную продажу фиксированного пакета банковских продуктов и услуг (продуктоориентированная стратегия), и в переходе к принципу максимального соответствия создаваемых продуктов структуре потребительских предпочтений и их пакетирования (клиентоориентированная стратегия).

Идея создания продуктов под потребности клиентов не нова, важно верно оценить потребительские предпочтения клиентов, а затем организовать работу на каждом этапе жизненного цикла кредитного продукта. На этапе создания и разработки важным элементом работы являются маркетинговые исследования.

Стратегически важным для банка, как с точки зрения имиджевой составляющей, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности продуктов и услуг, является анализ предпочтений и попытки удовлетворения клиентского спроса на каждом этапе жизненного цикла клиента, что повлечет за собой рост клиентской базы банков. Формирование растущей клиентской базы – залог качества кредитного портфеля банка и частичное решение проблемы банковского кредитования в России в целом.

 

Заключение

 

 

В данной работе мы рассматривали тему «Проблемы и перспективы развития банковского кредитования предприятий крупного бизнеса в России».

Банковское кредитование является одним из основных внешних источников финансирования предприятий. Именно банковские кредитные организации осуществляют основную массу инвестирования в предпринимательский сектор, несут основные риски и оказывают сопровождающие финансовые и информационные услуги предприятиям.

Деятельность банков в области кредитования регулируется законодательством, в частности, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (в дальнейшем Закон).

Крупный бизнес - объединение предприятий вокруг некоторой товарной группы, технологической цепочки или общей группы собственников и высших менеджеров. Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать воздействие на социально-экономическую среду.

Залогом при кредитовании крупного бизнеса выступает такое ликвидное имущество, как: оборудование, недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, депозит. К краткосрочным кредитам можно отнести залог в виде товара в обороте. Некоторые кредитные организации соглашаются принять в качестве залога приобретаемое имущество.

В данной работе мы рассматривали систему кредитования крупного бизнеса на примере отделения № 3990/050 Сбербанка России.

По результатам анализа основных финансовых показателей банка можно сказать, что банк работает эффективно, почти по всем показателям на протяжении анализируемого периода прослеживается положительная оценка.

Анализируя систему кредитования крупного бизнеса в отделении № 3990/050 Сбербанка России можно сказать, что непосредственно процесс получения кредита в ОАО «Сбербанка России» состоит из четырех этапов:

  1. Первый этап - составление кредитной заявки и ее рассмотрение в банке.
  2. Второй этап - анализ кредитоспособности возможного заемщика.
  3. Третий этап - оформление кредитной сделки.
  4. Четвертый этап - исполнение кредитного договора.

В третьей главе данной работы были выявлены проблемы банковского кредитования бизнеса в России и разработаны пути их устранения.

Подводя итоги можно сказать, что кредитование крупного бизнеса несомненно позволяет решить финансовые проблемы. При краткосрочном кредитовании решаются горящие проблемы, долгосрочный кредит позволяет обновить основные средства, а также совершить финансирование новых проектов. К числу недостатков кредитования крупного бизнеса можно отнести необходимость сбора большого пакета документации.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1,2)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.10.2012)
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 28.07.2012) "О банках и банковской деятельности"
  5. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О кредитных историях"
  6. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / под редакцией проф. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007 г. – 341 с.
  7. Банковское дело / под редакцией Бабичева Ю.А., М.: «Экономика», 2009 г. – 309 .
  8. Банковское дело / под редакцией Лаврушина О.И., М.:«Финансы и статистика»,2009 г. – 215 с.
  9. Батракова Л.Г., Экономический анализ деятельности коммерческого банка, М.: Логос, 2008 г. – 133 с.
  10. Горюхин Б.Н., Гузов К.О., Фатуев В.А., Оценка периода использования остатков денежных средств с расчетных счетов клиентов. //Банковское дело, №1,2010 г. – 91 с.
  11. Иванов В.В., Анализ надежности банка, М.: «РДЛ», 2009 г. – 471 с.
  12.    Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения.//Н.Д.Кондратьев, Ю.В.Яковец, Л. И.Абалкин. Избранные труды. – М.: Экономика, 2009. – С. 663-665.
  13. Львов Ю.А., Основы экономики и организация бизнеса, СПБ, ГМП «ФОРМИКА», 2009 г. – 141 с.
  14. Маркова О.М.. Сахарова Л.С., Сидоров В.Н., Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009 г. – 303 с.
  15. Мехряков В.Д., Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг. //Банковское дело, №7, 2008 г. – 123 с.
  16. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. — М. : Экономисть, 2008. – 125 с.
  17. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. – М.: Росстат. – 2009. – 795 с.
  18. Усоскин В.М., Современный коммерческий банк. Управление и операции. М.: «АНТИДОР», 2010 г. – 89 с.
  19. Черкасов В.Е., Финансовый анализ в коммерческом банке, М.: «ИНФА-М», 2008 г. – 291 с.
  20. Шумпетер, Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Й.А. Шумпетер; предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 2010. – 540 с.
  21. Гусев М.С., Широв А.А. Два кризиса. Сравнительный анализ событий 1998 и 2008-2011 годов // Проблемы прогнозирования  2012. №5 (116)
  22. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В., Туровский Р.Ф., Четверикова  А.С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. – М.: ЛКИ (URSS), 2009. - 440 с.
  23. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике. – 2-е изд. доп. и  перераб. – М.: Гелиос АРВ, 2010. – 464 с.
  24. Самохин Ю.М. Экономическая история России. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 405 с.
  25. Федоркив К.М. Крупный бизнес. Кто кого? // Деловая неделя. 2011. №29(498)
  26. Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практическое пособие. – М.: Междунар. Отношения, 2010. – 352 с.
  27. Электронный ресурс: www.expert.ru, Банковские электронные системы. Их актуальность. // Эксперт, №20 май 2011 г.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковского кредитования предприятий крупного бизнеса в России