Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:50, контрольная работа
Функционирование рынка ценных бумаг для каждой страны является весьма существенным явлением. Именно здесь происходит перелив капитала, и с ним связано перераспределение инвестиционных потоков, через рынок ценных бумаг осуществляется и государственное регулирование экономики. В силу этого рынок ценных бумаг подвержен серьезному регулированию. Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов.
Введение………………………………………………………..……………….3
1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг:
цели и принципы……………………………………………………………….4
2. Органы регулирования рынка ценных бумаг………………………………...8
3. Проблемы и основные направления развития системы
государственного регулирования рынка ценных бумаг РФ……….……….15
Заключение………………………………………………………………….....17
Список использованной литературы………………………………...………18
♦ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.
Федеральная служба совместно с
Министерством финансов Российской
Федерации устанавливает
♦ обязательные требования к порядку ведения реестра;
♦ порядок и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
♦ выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);
♦ осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирование указанных лицензий при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;
♦ определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
♦ осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;
♦ обеспечение открытости информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
♦ создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
♦ утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
♦ разработка проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы;
♦ подготовка соответствующих методических рекомендаций по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
♦ осуществление руководства региональными отделениями Федеральной комиссии;
♦ ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
♦ установление и определение порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
♦ обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
♦ осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
♦ установление соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.
Федеральная служба по финансовым рынкам в соответствии с законом вправе:
♦ выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);
♦ квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
♦ устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;
♦ в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами.
Немедленно после вступления в силу решения Федеральной службы о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен:
♦ принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;
♦ по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;
♦ организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
♦ направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной службы;
♦ направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
♦ принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной службы;
♦ применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
♦ устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.
Помимо этого, определенные функции
по регулированию российского
Проблемы и основные направления развития системы государственного регулирования рынка ценных бумаг РФ
Наиболее крупными проблемами системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России являются недостатки как базового законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, так и нормативно-правовых актов государственных органов власти, регламентирующих различные аспекты функционирования рынка ценных бумаг в стране.
Наибольшее количество нареканий со стороны профессионального сообщества вызывает сложившаяся система органов государственной власти, осуществляющих регулирование отечественного рынка ценных бумаг. Основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам комиссия. Кроме того регулирующие и надзорные функции за рынком ценных бумаг и его участниками распределены между целым рядом различных министерств и ведомств. Помимо ФСФР, контролирующие функции выполняют Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ.
Подобная сложная и запутанная структура привела к тому, что функции различных министерств и ведомств по регулированию и надзору за рынком ценных бумаг пересекаются и дублируются, что нередко становится причиной конфликтов между различными регулирующими органами.
Не содействует развитию РЦБ и его нормативно-правовая база. Дело в том, что базовое законодательство до сих пор существует в форме общих, «рамочных» законов, а большинство аспектов деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основе многочисленных ведомственных нормативных актов, которые, как показывает практика, нередко противоречат друг другу.
Кроме того, серьезными проблемами рынка ценных бумаг являются информационная непрозрачность рынка и отсутствие продуманной системы защиты интересов акционеров инвесторов.
Поэтому одной из ключевых задач государства в сфере развития, регулирования рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка. Принцип информационной прозрачности может быть достигнут за счёт информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и её результатах. Этой задаче должны способствовать:
- обязательные опубликования любых фактов деятельности эмитентов, могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг.
- формирование центров раскрытия информации
- ужесточение ответственности за предоставление недостоверной информации
Необходима разработка концепции развития рынка ценных бумаг, способствующей привлечению инвестиций, но вместе с тем обеспечивающей экономическую безопасность страны или какого-либо региона и защиту прав граждан - акционеров и вкладчиков
Таким образом, задачи государства в части создания и развития системы регулирования РЦБ сводятся в основном к следующему:
Заключение
Регулирование рынка ценных бумаг – упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Можно сделать вывод, что система государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг требует серьезного реформирования. Можно выделить следующие основные направления деятельности в этой связи:
- снижение излишних
- стимулирование дальнейшего
- обеспечение получения
- установление дополнительной
ответственности (
Список использованной литературы