Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:50, реферат
Что касается России, то ее экономика при господстве административно-командной системы в сравнительно спокойный период 1953-1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни, но в целом она не обеспечивала возможности раскрытия творческого потенциала личности. Многие разумные потребности не могли быть удовлетворены из- за постоянного дефицита потребительских товаров и услуг и выделения средств на развитие социальной сферы по "остаточному принципу".
Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств). К числу наиболее нуждающихся стран, где среднее душевое потребление продовольствия по энергетической ценности составляет менее 2000 ккал в день и продолжает снижаться, относятся Того и Монголия. В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000 ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия.
Мировое производство сельскохозяйственной продукции сдерживается ввиду ограниченности угодий, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Это связано с высоким уровнем урбанизации, необходимостью сохранения лесных массивов, ограниченностью водных ресурсов. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания. Несмотря на то, что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено, международная торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно. Объем мирового экспорта продовольствия составляет более 300 млрд. долларов в год. Основные участники международной торговли продовольствием — развитые страны: США, Франция, Нидерланды, ФРГ и др. На их долю приходится 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.
Наиболее активно ведется международная торговля зерновой продукцией, в меньшей степени мясными и молочными товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном, Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна.
Страны — ведущие экспортеры продовольствия — являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив себе ключевые позиции в поставках стратегического продовольственного сырья, импортируют в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых.
Проводимая политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых подрывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн. Основные «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах.
Вопрос ослабления протекционизма во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией является одним из главных в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО). Важное место в ее основных документах занимает Соглашение по сельскому хозяйству, которое предполагает перевод всех нетарифных барьеров в тарифные эквиваленты и постепенное снижение тарифов, снижение экспортных субсидий, сокращение уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
При этом развивающиеся страны принимают пониженные обязательства (2/3 от обязательств развитых стран), и они вводятся в действие на протяжении 10 лет. Наименее развитые страны вообще освобождаются от обязательств.
В результате реализации этих мер можно ожидать усиления позиций на мировом продовольственном рынке стран, которые обладают наиболее развитым сельским хозяйством, ориентированным на потребности внешнего рынка (США, ЕС, Канада, Австралия, Аргентина и др.). В то же время производители сельскохозяйственной продукции в государствах — нетто-импортерах продовольствия, — если не сумеют приспособиться к новым условиям, понесут значительные потери вследствие сокращения субсидирования их производства. Население этих стран может столкнуться с возрастающим импортом основных видов сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, зерна, сахара, мясных и молочных продуктов, и соответственно с удорожанием продаваемого продовольствия, т.к. местные продукты не будут больше субсидироваться.
Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются перспективы мировой продовольственной ситуации, является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Эта организация, в деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя, и мировое сообщество в целом, уделяют серьезное внимание перспективам решения продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе в странах с переходной экономикой. Если ранее (в 70-80-е гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран-доноров (США и ЕС) является финансирование конкретных проектов, ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется основная часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долларов. Оказывается также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства, предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и т.д. Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО являются распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности и т.п.
Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилия мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т.е. в ряде государств Азии, Африки, Латинской Америки, а также Восточной Европы.
Проблема истощения природных ресурсов
В последней трети XX в. среди проблем мирового развития обозначилась проблема исчерпаемости и нехватки природных ресурсов, особенно энергетических и минерального сырья.
Глобальная энергосырьевая проблема представляет собой две близкие по характеру происхождения проблемы — энергетическую и сырьевую. При этом проблема обеспечения энергией является в значительной мере производной от проблемы сырьевой, поскольку практически большая часть используемых в настоящее время способов получения энергии, по сути, является переработкой специфического энергетического сырья.
Об энергосырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1972—1973 гг., когда в результате скоординированных действий государства — члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) одномоментно повысили почти в 10 раз цены на продаваемую ими сырую нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах (страны ОПЕК не смогли преодолеть внутренние конкурентные противоречия), был предпринят в начале 80-х гг. Это позволило говорить о второй волне мирового энергетического кризиса. В результате за 1972—1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. В литературе это было названо «мировым нефтяным шоком», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. Некоторые аналитики тех лет расценивали подобные события как свидетельство истощения мировых невозобновляемых природных ресурсов и вступления человечества в эпоху длительного энергетического и сырьевого «голода».
Энергетический и сырьевой кризисы 70-х — начала 80-х гг. нанесли тяжелый удар по существовавшей системе мирохозяйственных связей и вызвали тяжелые последствия во многих странах. Прежде всего это коснулось тех стран, которые в развитии своих национальных экономик в значительной степени ориентировались на относительно дешевый и устойчивый импорт энергоносителей и минерального сырья. Наиболее глубоко энергетический и сырьевой кризисы затронули большинство развивающихся стран, поставив под сомнение возможность реализации в них стратегии национального развития, а в некоторых — и возможность экономического выживания государства. Известно, что подавляющая часть запасов полезных ископаемых, находящихся на территории развивающихся стран, сосредоточена примерно в 30 из них. Остальные же развивающиеся страны для обеспечения своего экономического развития, в основу которого во многих из них была заложена идея индустриализации, вынуждены импортировать большую часть необходимого минерального сырья и энергоносителей.
Энергетический и сырьевой кризисы 70—80-х гг. несли в себе и позитивные элементы. Во-первых, сплоченные действия поставщиков природных ресурсов из развивающихся стран позволяли странам-аутсайдерам в отношении отдельных соглашений и организаций стран-экспортеров сырья проводить более активную внешнеторговую сырьевую политику. Так, одним из крупнейших экспортеров нефти и других видов энергетического и минерального сырья стал бывший СССР. Во-вторых, кризисы дали импульс развитию энергосберегающих и материалосберегающих технологий, усилению режима экономии сырья, ускорению структурной перестройки экономики. Эти меры, предпринятые, прежде всего, развитыми странами, позволили в значительной степени смягчить последствия энергосырьевого кризиса. В частности, только за 70—80-е гг. энергоемкость производства в развитых странах снизилась на 1/4.
Повышенное внимание стало уделяться использованию альтернативных материалов и источников энергии. Например, во Франции в 90-х гг. на АЭС производилось около 80% всей потребляемой электроэнергии. В настоящее время в общемировом производстве электроэнергии доля АЭС составляет 1/4. В-третьих, под влиянием кризиса стали проводиться крупномасштабные геолого-разведочные работы, приведшие к открытию новых нефтегазовых месторождений, а также экономически рентабельных запасов других видов природного сырья. Так, новыми крупными районами добычи нефти стали Северное море и Аляска, минерального сырья — Австралия, Канада, ЮАР.
В итоге пессимистические прогнозы обеспеченности мировых потребностей в энергоносителях и минеральном сырье сменились оптимистическими расчетами, основанными на новых данных. Если в 70-х — начале 80-х гг. обеспеченность основными видами энергоносителей оценивалась в 30—35 лет, то в конце 90-х гг. она увеличилась: по нефти — до 42 лет, природному газу — до 67 лет, а по углю — до 440 лет.
Таким образом, глобальной энергосырьевой проблемы в прежнем понимании как опасности абсолютной нехватки ресурсов в мире сейчас не существует. Но сама по себе проблема надежного обеспечения человечества сырьем и энергией остается.
Факторы, влияющие на решение энергосырьевой проблемы
1. Расширение масштабов добычи и потребления полезных ископаемых повлекло за собой резкие изменения в окружающей среде. Возрастание числа аварийных ситуаций в условиях расширения районов нефтедобычи на морских шельфах, роста морских перевозок нефти, увеличения протяженности нефте- и газопроводов ведет к загрязнению поверхностей Мирового океана и суши.
2. Военно-политическая нестабильность во многих регионах мира, прежде всего в развивающихся странах (например, кризис в Ираке), вносят коррективы в, казалось бы, прогнозируемые ситуации, воздействуют на движение мировых цен на сырьевые товары, в том числе на энергоносители. Решение проблемы ресурсо- и энергообеспечения зависит:
во-первых, от динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы;
во-вторых, от изменяющихся под влиянием научно-технического прогресса потребностей в энергетических и минеральных ресурсах;
в-третьих, от возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители;
в-четвертых, от возможных новых технологических подходов к решению глобальной энергосырьевой проблемы, обеспечить которые может непрерывный НТП.
Человеческие ресурсы мирового хозяйства
Демографическая проблема заключается в неблагоприятных для экономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастной структуре. Данная проблема складывается по-разному в развивающихся и в развитых, а также постсоциалистических странах.
В ряде развивающихся стран суть демографической проблемы составляет резкий рост населения, который тормозит экономическое развитие, лишая данные страны возможности осуществлять производственное накопление в сколько-нибудь значительных размерах. Другой аспект демографической проблемы составляет переход развитых стран к простому воспроизводству населения, а во многих постсоциалистических странах — депопуляция вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью.
Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Никогда за всю историю человечества темпы роста населения в мире в абсолютных цифрах не были столь высокими, как в начале XXI в. Среднегодовой прирост в 50-х гг. составлял 53 млн. человек; в 60-х — 67; в 70-х — 70; в 80-х — 86 и в 90-х — свыше 90 млн. человек. По оценке ООН, такой прирост населения сохранится до 2015 г.
Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются: с 2% в 1960—1965 гг. до 1,7% в 1980—1985 гг. и 1,6% в 90-х гг. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Но замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в начале XXI в., т.к. снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост. Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны, особенно страны тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени — Южной Азии.