Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа
Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
1. Социальные институты: сущность, типы, функции.
1.1. Сущность социальных институтов……....................................... 3-6.
1.2. Типы и виды социальных институтов…………………………..6-7.
1.3. Функции и дисфункции социальных институтов……………...7-11.
2. Экономическая эффективность социальных институтов.
2.1 Экономическая эффективность государства в области социальной защиты населения в России. Структура социальной защиты населения в Германии…………………...…………………………………………….11-24.
2.2 Экономическая эффективность института семьи в России. Стратегия укрепления института семьи……………………………………………25-35.
Список используемой литературы.
Содержание.
1. Социальные
институты: сущность, типы, функции.
1.1. Сущность социальных институтов……..................
1.2. Типы и виды социальных институтов…………………………..6-7.
1.3. Функции и дисфункции социальных институтов……………...7-11.
2. Экономическая
эффективность социальных
2.1 Экономическая эффективность государства
в области социальной защиты населения
в России. Структура социальной защиты
населения в Германии…………………...………………………………
2.2 Экономическая эффективность
института семьи в России. Стратегия
укрепления института семьи…………
Список используемой литературы.
1. Социальные институты: сущность, структура, функции.
1.1 Сущность социальных институтов.
Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
Понятию
«социальный институт» в
Если
суммировать всё множество
– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
– формальную и неформальную организацию;
– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
– обособленный комплекс социальных действий.
Какова же структура социального института, качественно отличающая его от таких близких по содержанию образований, как малая группа, социальная группа (класс), коллектив, организация, учреждение?
Для социальных институтов характерны:
1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников
взаимодействия.
2. Разделение
труда и профессионализация
3. Особый тип регламентации.
4. Более четкий, нередко более рационально обоснованный, жесткий и
обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института органично связана с наличием четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения — норм и мер социального контроля.
5. Наличие
учреждений, в рамках которых
организуется деятельность
6. Наличие ресурсов.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.
Внутри
совокупности социальных институтов можно
выделить подгруппу культурных институтов
как вид частных социальных институтов.
К примеру, когда говорят, что
пресса, радио и телевидение
Институты одновременно
Таковых пять:
1.
Установки и образцы поведения
(привязанность, лояльность, ответственность
и уважение в семье,
2.
Символические культурные
3.
Унитарные культурные черты (
4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
5.
Идеология (романтическая
1.2 Типы и виды социальных институтов.
В современной социологии сложилось несколько классификаций социальных институтов. Ряд из них носит слишком общий характер, часть игнорирует важнейшие институты. При этом не всегда оправданы сами классификационные основания. Можно говорить о материальных, формальных и функциональных способах выделения социальных институтов. Простейшая классификация предполагает выделение политических, экономических и культурных институтов.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. Политический — институт власти;
3. Семейный
– институт, регулирующий половые
отношения, рождение и
4. Военный – институт, организующий законное наследие;
5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять.
Их предназначение
— удовлетворять важнейшие
Пять основных потребностей и институтов:
1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. Потребность
в безопасности и социальном
порядке (политические
3. Потребность
в средствах существования (
4. Потребность
в получении знаний, в социализации
подрастающего поколения,
5. Потребность
решения духовных проблем,
1.3 Функции и дисфункции социальных институтов.
Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.
Функции
и дисфункции бывают явными, то есть
официально заявленными, всеми осознанными
и очевидными для всех, и латентными,
то есть скрытыми, не заявленными. Явные
функции институтов являются необходимыми.
Они формируются и
Развитие
социальных институтов осуществляется
путем возникновения новых
Информация о работе Социальные институты и экономическая эффективность