Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа
Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
1. Социальные институты: сущность, типы, функции.
1.1. Сущность социальных институтов……....................................... 3-6.
1.2. Типы и виды социальных институтов…………………………..6-7.
1.3. Функции и дисфункции социальных институтов……………...7-11.
2. Экономическая эффективность социальных институтов.
2.1 Экономическая эффективность государства в области социальной защиты населения в России. Структура социальной защиты населения в Германии…………………...…………………………………………….11-24.
2.2 Экономическая эффективность института семьи в России. Стратегия укрепления института семьи……………………………………………25-35.
Список используемой литературы.
В
подавляющем большинстве
Важным показателем социальной защиты общества со стороны государства является минимальный размер оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 01.06.2011 № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.06.2011 на территории РФ установлен МРОТ в размере 4 611 рублей в месяц. При этом следует учитывать законодательство субъектов РФ. В частности, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 02.12.2010 МРОТ в Москве с 01.09.2011 составляет 10 900 рублей, в Краснодарском крае составляет 6 112 рублей.
Наряду с минимальным размером
оплаты труда существует
рублей в месяц
На душу населения |
в том
числе
по социально-демографическим группам населения | |||
трудоспособное | пенсионеры | дети | ||
Величина
прожиточного минимума |
5997 | 6463 | 4968 | 5740 |
в том
числе:
стоимость потребительской |
5594 | 5797 | 4968 | 5740 |
в том
числе:
продукты питания |
2165 | 2224 | 1945 | 2264 |
непродовольственные товары | 957 | 919 | 853 | 1139 |
услуги | 2472 | 2654 | 2170 | 2337 |
расходы
по обязательным платежам и сборам |
403 | 666 | х | х |
Для примера прожиточный
минимум в I и II квартале 2010 года составлял:
расчете на душу населения - 5638 рублей
за I квартал 2010 года и 5689 рублей за II квартал
2010 года;
для трудоспособного населения - 6052 рубля
за I квартал 2010 года и 6112 рублей за II квартал
2010 года;
для пенсионеров - 4678 рублей за I квартал
2010 года и 4700 рублей за II квартал 2010 года;
для детей - 5437 рублей за I квартал 2010 года
и 5499 рублей за II квартал 2010 года.
Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума и его динамика.
Фактически прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении. Их потребление служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.
В российской практике социальной защиты населения выделяются два типа прожиточного минимума: так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности, без удовлетворения которых вообще невозможно сносно существовать, и социальный, рассчитанный на удовлетворение несколько более широкого по сравнению с предусмотренным жизненным минимумом набора потребностей в области продовольствия, промышленных товаров и услуг.
Высокому
региональному уровню прожиточного
минимума должен соответствовать высокий
региональный уровень социальных выплат
(и оплаты труда). И наоборот. Разнообразие
вариантов прожиточного минимума позволяет
более дифференцировано подходить
к определению потребления
В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской корзины. Она формируется посредством установления государственными ведомствами на основе научных разработок минимальных норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности человека крайне затруднено, если вообще возможно.
При
определении минимальной
В
1995 году Государственная Дума приняла
Закон «О прожиточном минимуме в
Российской Федерации». В нем это
понятие определялось как показатель
минимального состава и структуры
потребления, материальных благ и услуг,
необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его
Будучи важнейшим нормативом, для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения. Но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более абсолютно у всех их получателей.
Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.
Общие
компенсационные выплаты
Денежная компенсация стала применяться с апреля 1991 года после административного повышения цен. Тем не менее, многие ее виды, используемые в настоящее время, придание ей системного и постоянного характера непосредственно связаны с совершенствованием прямой социальной защиты в ходе радикальной экономической реформы.
Таким
образом, в первую половину 90-х годов
преобладает тенденция к
В 90-х гг. наметился «новый курс» политики в области прямой социальной защиты. Были предусмотрены следующие изменения: разграничение видов социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным слоям: выделение «интересов» детей, пенсионеров и инвалидов. В качестве приоритетных при компенсации роста цен нуждающимся группам населения; осуществление постепенного перехода на заявительную форму предоставления помощи; сокращение числа социальных выплат с заменой их преимущественно пособиями по малообеспеченности, предоставляемыми семье, вне зависимости от причин ее бедности.
Несмотря на их разнообразие, приведенные меры подчинены единой цели - формированию адресной системы прямой социальной защиты. После событий августа 1998 года переход к адресной системе социальной поддержке населения стал еще более актуальным. Необходимость адресной помощи нуждающимся через систему льгот, предоставляемых по результатам проверки нуждаемости, отразилась в Программе социальных реформ на 1996-2000гг. Однако из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы данная система практически не работала.
Для сопоставления рассмотрим структуру социальной защиты в Германии. Современная модель социальной защиты ФРГ имеет основные характеристики: принцип профессиональной солидарности, принцип перераспределения, принцип вспомоществования и принцип самоуправления страховых учреждений.
Принцип профессиональной солидарности. Создаются страховые фонды, управляемые на равноправных началах работниками и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жёсткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль.
Принцип перераспределения. Этот принцип применяется по отношению к незначительной части малообеспеченных слоев общества. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов и финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет. Право на получение такой помощи принадлежит лицам, имеющим особые заслуги перед государством, например, государственным служащим или жертвам войны.
Принцип вспомоществования. Этот принцип является непременным элементом системы социальной защиты, поскольку предыдущие принципы не учитывают все страховые риски. Согласно принципу вспомоществования, социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объёме, если у него нет возможности самостоятельно поправить свое материальное положение
Принцип самоуправления страховых учреждений. Управление системой социального страхования осуществляется напрямую заинтересованными лицами-работодателями и работниками, что обеспечивает наиболее полное представительство интересов обеих сторон. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Интересно отметить, что для системы социальной защиты ФРГ характерно разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенций: отдельно функционируют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты, а относится к компетенции федерального ведомства по труду, то есть осуществляется в рамках политики содействия занятости населения. Финансирование системы обязательного социального страхования (помимо него есть и частное, разумеется) производится по смешанной системе: из взносов застрахованных работников и их работодателей (медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице) и за счёт общих налоговых поступлений в госбюджет. Особое положение занимает лишь страхование от несчастных случаев, которое финансируется за счёт взносов работодателя. При возникновении у органов социального страхования финансовых затруднений гарантом выполнения их обязательств выступает государство, что говорит об особой роли органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости.
На современном этапе истории прежняя модель социально-экономического развития ФРГ переживает кризис. Налоговое бремя достигает 80 % от дохода населения, наблюдается высокий уровень безработицы, которая носит хронический характер, распределение доходов осуществляется неэффективно и непрозрачно, качество общественных услуг не соответствует требованиям времени. Из-за старения населения (его прирост в 2000 году составил всего 0,29 %) расходы на социальное обеспечение неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных порождает иждивенческие настроения в обществе. На фоне падения темпов экономического роста безработица стала острой проблемой в ФРГ (на начало 2002 года зарегистрировано свыше 4 млн. безработных).
Крупные
компании, искусно пользуясь лазейками
в законодательстве для уменьшения
налогов, зачастую добиваются для себя
привилегий. В пенсионной сфере была
неофициально провозглашена политика
«договора поколений», когда пенсионные
отчисления производятся из доходов
работающего населения. Учитывая старение
населения ФРГ, налоговая нагрузка
резко возрастает, и средств для
выплат из пенсионного фонда не хватает.
Проблемы возникают в отношении
тех слоев населения, которые
не имеют постоянной работы и соответственно
не имеют права на получение страховых
пособий, при этом а уровень государственного
вспомоществования крайне невелик.
Поэтому эти категории
В общем можно сделать следующие выводы: для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения». Социальная защита - это система законодательных, социально- экономических и морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни; прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета; защита прав инвалида или нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.
Информация о работе Социальные институты и экономическая эффективность